Коваржовицова вилла

30.09.2012

Есть два архитектурных стиля, к названию которых прибавляется прилагательное «пражский», потому что

они связанны с Чешской столицей специфическим образом. Это чешская, или же пражская сецессия, т. е. чешский вариант стиля модерн, и пражский кубизм.

ЛК. В прошлый раз мы говорили об одном выдающимся здании в стиле сецессии. Это был дом сообщества Глагол на набережной Масарика. Но сегодня мы поговорим о кубизме. Почему кубизм связан с Прагой? Что особенного в пражском кубизме?

ОФ. Думаю, Прага — это одно из наиболее интересных и удачных мест, где можно поговорить об архитектуре. Чешскую республику можно интерпретировать сегодня как наглядное учебное пособие по истории архитектуры и архитектурных стилей. Именно на территории Чешской республики, а в частности в Праге, представлен обширный «ассортимент» архитектурных стилей. Мы сегодня говорим о кубизме. Кубизм был полноценным стилем, который активно развивался в Праге и подарил ей определенное количество интересных архитектурных памятников.

ЛК. То есть, в других городах, за исключением Праги, он не встречается?

ОФ. Пражские архитекторы работали не только в столице, они так же принимали участие в строительстве и в других городах Чехии, поэтому, памятники архитектуры, выполненные в стиле чешского кубизма, могут встретиться не только в Праге. Что касается кубизма, для многих людей слово «кубизм» ассоциируется с авангардным течением в художественном искусстве, которое образовалось во Франции в начале ХХ века. Пражские архитекторы всегда интересовались мировыми достижениями и новыми течениями в архитектуре и искусстве, поэтому достаточно быстро приняли этот стиль. Таким образом, в Праге появляется совершенно новый и необычный стиль. Пражские архитекторы пытались воплотить все живописные принципы и правила, которые преследовали знаменитые Пикассо и Брак, но уже в собственной архитектурной интерпретации. Они создавали собственный неповторимый стиль, который в результате получил название «пражский (чешский) кубизм». Отцом кубизма в Чехии принято считать Павла Янака, который являлся учеником Отто Вагнера. Поэтому, модные архитектурные тенденции дошли до Праги немного быстрее, чем бы это получилось «естественным путем». Янак видел свой стиль как интерпретацию некоторых необъяснимых физических явлений природы. В своих работах он писал, что существует некая сила, которая деформирует материю и заставляет ее принимать новые формы. Наиболее любимым его примером было явление кристаллизации.

ЛК. Когда мы рассматриваем дом, по каким признакам мы можем понять, что дом построен именно в стиле кубизма?

ОФ. Для того, чтобы охарактеризовать дом, а именно дом, который построен в стиле кубизма, необходимо в первую очередь рассмотреть его архитектурно-художественное решение. Дома, построенные в стиле кубизма всегда выделяются из общего ансамбля застройки городской среды тем, что они более монументальны и имеют грубые, тяжелые и массивные пропорции. Дом, на который мы сейчас смотрим, является классическим примером, примером, который отражает не только характерные черты стиля кубизм (особые пропорции, прямоугольные членения и угловатые массивные выступающие объемы), он позволяет нам еще насладиться интенсивной игрой света и тени за счет особенной формы рельефов фасада.

ЛК. Кстати, стоит назвать дом, перед которым мы сейчас находимся. Это так называемая Коваржовицова вилла (Kovařovicova vila), т. е. вилла Коваржовица. Бедржих Коваржовиц (Bedřich Kovařovic) был человеком, который заказал проектирование и строительство этого шикарного дома.

ОФ. История виллы начинается еще со времен, когда ее хозяин приобрел земельный участок, который ранее принадлежал Шварценбергскому заводу по производству кирпича. В качестве архитектора он пригласил к сотрудничеству молодого и амбициозного архитектора по имени Йозеф Хохол (Josef Chochol). Архитектор с большим удовольствием принялся за выполнение данного проекта и уже в 1912 году началось строительство виллы. Как известно, архитектору было трудно на начальном этапе проектирования, потому что ему достался участок земли, находящийся практически на перекресте дорог и имеющий достаточно неправильную форму. По началу казалось, что создание виллы, которая бы претендовала на звание шедевра архитектуры, практически невозможно, в т. ч. разработать проект целого сада, который хотел видеть заказчик. Но в период с 1912 по 1913 годы группа специалистов, которую возглавлял архитектор Йозеф Хохол, закончили строительство виллы и на Влтаву открылся очень необычный фасад, который новым стилем завялил о себе практический мгновенно на весь район.

ЛК. Я бы хотел добавить, что в этом районе находится три очень знаменитых здания в стиле кубизма и одно из них — это вилла, о которой мы сейчас говорим. Кстати, где мы находимся? Мы находимся в районе Прага 2 на набережной реки Влтава около железнодорожного моста. Для того, чтобы полюбоваться красотой виллы и увидеть замысел архитектора по решению сада, стоит подняться на этот мост, на котором есть дорожка для пешеходов. Именно от туда открывается самый красивый вид на здание, о котором мы говорим.

ОФ. В то время, когда здание было только построено, вся набережная была «чистой»: еще не сложилась существующая застройка, набережная была свободной от транспортных дорог с трамваями. Поэтому, как из окон здания открывался прекрасный вид на реку и противоположный берег, так и с реки открывался красивый вид на фасад здания, который в то время доминировал на этом участке.

ЛК. Очень интересно, что о доме говорят не только как о вилле в стиле кубизма, но еще и как о саде в стиле кубизма. Что это означает?

ОФ. Как я уже говорил, архитектор принялся за решение четко поставленной задачи — должен быть дом и должен быть сад. Для строительства самой виллы места конечно же было достаточно. Но из прилегающего небольшого участка земли архитектору необходимо было сделать целый сад. Именно сад, а не огород с клумбами. Это должна была быть интерпретация сада для человека, который занимал в обществе определенное положение, отображая его статус. Сад был реализован. Он имеет грубые и угловатые членения, что позволило поддержать общий стиль виллы.

ЛК. Как мы уже сказали, дом был построен ровно 100 лет назад в 1913 году. Как он пережил эти 100 лет? Он сегодня выглядит так же как и выглядел изначально?

ОФ. Действительно, 100 лет — это не малый срок. За сто лет здание подвергалась ряду различных воздействий, в том числе погодно-климатических. Но сегодня но все-таки стоит на прежнем месте и выглядит практически так, как выглядело в тот момент, когда было построено. В первую очередь, это заслуга не жителей здания и не его хозяев, а комитета, который включил здание в список памятников архитектуры, находящихся под охраной. Как результат, сохранен не только дом, но и все традиции это небольшого и интересного шедевра архитектуры.

ЛК. А как сегодня выглядит сад? Сегодня это место, где выращивают петрушку, или это по-прежнему кубистический сад?

ОФ. Все таки, это не просто дом, а вилла, поэтому необходимо соблюдать определенный статус. Именно поэтому здесь и сегодня есть сад: сад, который был задуман и реализован архитектором, сад, который видел из своих окон и прогуливался по нему хозяин дома. Очень приятно, когда такие примеры из истории архитектуры и сегодня можно увидеть реально, а не в учебниках, когда к вопросу охраны здания подходят не на одном уровне и уделяют внимание даже сопутствующим деталям и элементам.

ЛК. В заключение подскажем всем туристам, как найти этот дом. Дом находится по адресу Libušina 49/3, остановка трамвая Výtoň. И не забудьте подняться на железнодорожный мост, чтобы увидеть виллу в полной ее красоте