Картина с сюжетом братоубийства св. Вацлава была забыта

05.05.2012

Одно из крупнейших в Чехии живописных полотен, сравнимое по размеру разве что со «Славянской

эпопеей» Мухи и запечатлевшее смерть святого Вацлава, было обнаружено в прошлом году, по прошествии 167 лет после его создания. С 27 сентября, предшествующего дню св. Вацлава, картина размером 8, 5 x 5м будет экспонироваться в мультифункциональном зале остравского газохранилища «Gong». Мы беседуем с руководителем архива общества Витковице Ганой Шустковой.

- Вы являетeсь пока одной из немногих, кто уже видел это крупноформатное живописное полотно, на котором изображен совершивший страшное деяние на пути к престолу Болеслав I Грозный, младший брат чешского князя святого Вацлава - что вас более всего в нем поразило?

- В первую очередь, сама композиция картины на церковный сюжет, написанной в 1844 году – она весьма нетрадиционна, и, конечно, ее тема - убийство, тем более что речь идет о братоубийстве. Думаю, что очень интересно решена и композиция с размещением фигуры братоубийцы Болеслава, и это наверняка заинтересует тех посетителей, которые придут посмотреть на картину.

Картина была создана живописцем Антоном Петтером по заказу оломоуцкого архиепископа Максмилиана Зоммерау-Бека. Ходожник хорошо зарекомендовал себя ранее, свидетельством чего служил и тот факт, что ему предложили место преподавателя в Венской академии искусств.

- Вначале Петтеру предоставили свободу в плане выбора художественных средств выражения, чем художник воспользовался, однако когда архиепископ увидел работу, то был ею неприятно поражен – композиция полотна была революционной на то время. Это было неприемлемо для архиепископа и он стремился добиться внесения изменений в картину. Петтер частично пошел на уступки, но он уже не мог переписывать целую картину, она была очень большой. В частности, одна из центральных фигур, Болеслав, остался впереди, где он был изображен изначально, что представителя церкви не устраивало. Художником, однако, были дописаны знаки княжеской власти Вацлава, отсутствовавшие в первом варианте картины.

- Архиепископ, насколько известно, также настаивал на том, что святого Вацлава следует изобразить в окружении нимба, и живописец якобы на это согласился. Тем не менее, на картине этого сияния над погибшим от руки брата Вацлавом сегодня так и не видно. Известно ли вам, по какой причине?

- Нимб над головой Вацлава действительно присутствует, но ввиду того, что картина пока реставрирована лишь частично, его просто пока нельзя увидеть.

- Почему картина, отражающая столь знаменательное для чешской истории событие, была спрятана и, похоже, совершенно забыта более 160 лет?

- Картине очень не повезло в том, что она была передана архиепископу художником Петтером как раз в то время, когда в Вене была запланирована большая выставка современного искусства. Комитет выставки обратился к Максмилиану Зоммерау-Беку с просьбой выставить там полотно из его архиепархии, и он решил экспонировать там «Убийство св. Вацлава». Увы, в галерее, где выставка проходила, такое монументальное полотно ввиду недостаточного пространства не могло быть выставлено в подобающих условиях. Но, несмотря на это, картину, вернее примерно лишь треть полотна, все же выставили на обозрение, и реакция посетителей выставки была отрицательной, они не могли ее как следует рассмотреть. Слухи об отрицательной реакции публики донеслись до архиепископа, и он решил потом оставить картину в хранилище.

- Картина, судя, по ее размеру, видимо, предназначалась для украшения алтаря или могла бы быть повешена на боковые стены храма - какого?

- Надо сказать, что размер картины действительно обусловлен тем, что она должна была закрывать готическое окно в кафедральном храме св. Вацлава в Оломоуце, но этого не произошло – к слову, сегодня в этом соборе нет и этого готического окна.

По прошествии года мастера начнут второй этап реставрации картины. Предполагается, что она потом обоснуется в костеле св. Вацлава в Опаве