Пираты Чешской котловины: Приключения продолжаются

01.02.2013

Сегодня мы поговорим о краже фильмов, которую люди, имеющие отношение к киноиндустрии избегают

называть пиратством, дабы не романтизировать банальный грабеж. Пиратские партии, как видно, набирают популярность, технологический прогресс идет семимильными шагами, и решения проблемы не видно.

Согласно последнему анализу компании N Visional, 25 процентов всего Интернет-трафика держат именно серверы, которые занимаются распространением краденых фильмов.

Главный редактор чешской версии журнала Forbes Петр Шимунек не стесняется в выражениях, комментируя эту цифру.

«Четвертая часть всего мирового Интернета принадлежит жуликам и ворам! И это не так, что 25 процентов пользователей украдут, а 75 купят. 25 процентов самого контента, всего, что только можно себе представить в Интернете!»

Главным оратором панельной дискуссии на эту тему стал Тейлор Хэкфорд, американский кинорежиссёр и действующий президент профессионального союза «Гильдия кинорежиссеров Америки»,представляющий 15 000 американских режиссеров. Он не любит, когда его фильмы скачивают бесплатно, хотя зрители, интересующиеся его творчеством – это всегда приятно.

- Как режиссеру, разумеется, мне приятен интерес к моей работе. С другой стороны киноиндустрия – это тяжелый бизнес. Для того, чтобы сделать фильм, нужна большая команда людей, оборудование. Понимаете, профессионал – это тот, кто получает деньги за свой профессионализм. Скачивая фильмы с Интернета бесплатно, вы лишаете профессионалов, которые работали над фильмом, возможности получить соответствующее финансовое вознаграждение. Режиссеру, для того, чтобы снять фильм, нужно сначала найти на него деньги. Многие кинорежиссеры из Восточной Европы говорили мне, что за деньгами они могли обратиться либо в правительство, либо к бандитам. Мне рассказывали об этом мои друзья Анджей Вайда из Польши и Милош Форман из Чехии. В США вы обращаетесь к частным продюсерам, которые хотят потом вернуть вложенные деньги. И если продажи фильма этого не позволяют, то уж потом продюсер вам денег точно не даст. Мотивация к тому, чтобы снимать фильм, когда он все равно будет распространяться нелегально, впоследствии минимальна. Проблема кражи фильмов может быть просто смертельной для киноиндустрии.

Тейлор Хэкфорд прославился такими фильмами, как «Офицер и джентльмен»., «Адвокат дьявола» и «Рей», за которого получил «Оскара».

- Лично вы сталкивались с тем, что находили свой фильм не в дистрибуции, а на пиратских сайтах еще до того, как он официально имел премьеру?

- Да, да. Это было как раз с лентой о жизни Рея Чарльза. В тот самый день, когда лента должна была иметь мировую премьеру, утром я спустился купить газеты и наткнулся на DVD с фильмом в продаже! Понимаете, «Рей» это было независимое кино, оно не спонсировалось никакой студией. И это был недешевый фильм, он стоил мне 33 миллиона долларов. Может, для Голливуда это, в принципе, не очень большая сумма, но мне пришлось попотеть. Ему повезло, он был очень успешен, он получил награды, окупился, мы заработали, хороший конец. Но это было в 2007 году. Сегодня, с развитием пиратства, не думаю, что это так хорошо бы закончилось. Чехи, как известно, вдохновились шведской пиратской партией, и в 2009 создали свою. Молодежь ее весьма поддерживает. На парламентских выборах в 2010 году партия получила почти целый процент голосов. Как-то раз режиссер Ян Сверак даже подал в суд на бесплатный файлообменник Share-rapid.cz. Этот сервер – один из самых популярных в Чехии ресурсов для скачивания несанкционированных копий фильмов и музыки. Но оказалось, что сделать по закону ничего нельзя. Скачивание фильмов не бывает нелегальным. Бывает нелегальное закачивание. По предварительным подсчетам чешские киношники потеряли из-за пиратства 1, 2 миллиарда крон лишь в прошлом году. В Чехии предпочитают пользоваться рапидшером, такие ресурсы, как торренты, например, уже не так популярны и как раз по той причине, что там больше шансов быть узнанным по закону. Впрочем, в Чехии работает Интернет-полиция, обученная методам борьбы с сетевым пиратством, но пока что, видимо, не очень эффективно.

Говорит Вратислав Шлайер, продюсер недавно получившего массу «Чешских львов» фильма «Путы»:

«На рынке чешского размера эти процессы развиваются с такими же темпами, как на американском. Я думаю, что люди еще часто просто неграмотны, поэтому взывания к их гражданскому сознанию не имеют результата. Они платят за скорость скачивания, а думают, что платят за фильм.

- Вы действительно думаете, что люди не знают, за что они платят владельцу сервера?

- Некоторые, конечно, знают, а некоторые – нет. Я вот был очень удивлен, когда моя мама скачала с Интернета фильм, который я продюсировал, заплатила смской и хвасталась мне, как у нее это ловко получилось.

- В 2011 году у чешских киношников посредством пиратства было украдено 600 миллионов крон – такова официальная статистика. Сколько фильмов за эти деньги можно снять?

- Это зависит, от того кто и как снимает. От 10 до 30 примерно. Скажем, фильм «Путы» вышел на DVD в пяти тысячах экземплярах, а из-за пиратства мы продали лишь 3 000. Эта разница в пересчете – 150 тысяч крон. Не буду сравнивать с голливудскими суммами. Просто люди, как правило, думают, что режиссеры и продюсеры, они и так получают миллиарды, так от них не убудет, если я бесплатно посмотрю кино. На самом деле, мало кто представляет реальные заработки в киноиндустрии.

Режиссер Карел Янак, снявший, к примеру, успешную молодежную комедию «Сноубордисты», рассказывает:

- В Чехии это не инвестиции, в которые продюсер верит, как в Штатах. В Чехии гораздо меньший рынок, и доходы…например продажа прав на фильм телевидению, дистрибуторам, продакт-плейсмент. Сегодня мы получаем от продажи прав дистрибуторам процентов на 20 меньше, чем пару лет назад. Продюсеры всегда стремятся платить наличными меньше и откладывать платежи, а режиссерам лучше, если они получат КЭШем меньше, но сейчас, и обещать продюсеру, что он свое увидит от последующей продажи. Но последующая продажа показывает продюсеру, что от режиссера ничего не зависит. Так что мы, чешские режиссеры, все чаще занимаемся кино на голом энтузиазме. Вся эта индустрия медленно, но верно идет к концу. Помню…один случай… Это было еще до того, как мы завершили съемки фильма, я ехал в такси, разговорился с таксистом, и тот мне сказал, что недавно смотрел мой фильм, и похвалил его. Потом диск появился на всех вьетнамских рынках. Я не знаю, как решать эту проблему. Люди теперь иметь возможность не просто пиратские копии в плохом качестве получать, а вполне приличную запись в высоком разрешении, которая по качеству сравнима с лицензионным диском. Чем дальше, тем тяжелее.

- А если человек готов легально скачать фильм за деньги, но у него не получается? На сервере ulozto.cz все делается быстрее…

Отвечает директор HBO Europe Ондржей Зах:

- Это классический аргумент, но вы же понимаете, законные вещи и демократические процессы всегда идут медленнее, чем незаконные и недемократические. Потому что они прозрачные, честные, а следовательно – невыгодные. Возникла целая новая группа пользователей сети, так называемых, он-лайн юзеров, которые не отличаются терпеливостью. Они хотят получить доступ к содержанию фильма здесь и сейчас, а поскольку такая возможность им дается, они ей пользуются. При этом они говорят, что мы вынуждаем их красть. Все проекты он-лайн дистрибуции убыточны. Мы как раз сейчас запускаем такой проект HBO Go, но не питаем иллюзий, что много мы на этом не заработаем. А что делать? Надо обслуживать клиентов, где они находятся».

Как сказано в манифесте пиратской партии – «изменившаяся реальность информационного общества»… Защитить права творцов становится все сложнее. И тем не менее, на карловарский фестиваль продолжает приезжать рекордное количество синефилов, которые выстаивают огромные очереди, покупают билеты даже на ретроспективы, и говорить о закате чешского кино, несмотря на пессимизм режиссеров, пока еще рано