Советский генерал Диневич караулит перелетных птиц

17.08.2012

Когда-нибудь пробовали задуматься над тем, где могут повстречаться, скажем, русские и чешские птицы?

Ну, например, дважды в год в небе над Израилем. Однако, масштабная миграция птиц из Европы и Азии вдоль берега Средиземного моря чрезвычайно опасна для гражданских и военных самолетов. Как специалистам удается справиться с этой проблемой, нам рассказал бывший советский генерал, эксперт по физике облаков, Леонид Диневич.

«Вот весной летит примерно пятьсот миллионов птиц, и потом пятьсот миллионов возвращается, т.е. миллиард птиц в год перелетает, только те, которые перелетают, это межконтинентальные перелеты, миграция птиц. Миллиард птиц в год – это большое количество птиц. »

«Можно сказать, что здесь встречаются птицы из Чехии и из России?»

«Абсолютно точно, я сказал, что большая часть птиц из Европы летит через вот этот коридор. И понятно, что столкновение птиц с самолетами очень очень опасно.»

«Это остатки самолета, который был сбит птицей. А его мотор в той бочке. Это были собраны аисты, которые попали в двигатель, и самолет поэтому упал.»

Израильские ученые во главе с главным орнитологом страны Йоси Лешэмем пришли к выводу, что единственным решением проблемы является разведение маршрутов самолетов и мигрирующих стай птиц. Леонид Диневич теперь следит за их передвижением с помощью специально оборудованного радара, и полученные данные в реальном времени передает управляющим полетами.

«Вот сейчас вы видите птиц на экране, они представлены в виде векторов -стрелочка показывает, куда эта птица или группа птиц летит, она летит на юг в данном случае, и скорость, длина этой стрелки – это скорость. А здесь представлена высота, вот от земли до 500 метров есть 1477 таких векторов», объясняет Леонид под шум вращающейся антенны в куполе радиолокатора.

Птичку размером с воробья может радар увидеть на расстояние восьми километров. А вот если взять одного аиста, то он виден за девяносто километров.

«Как только получаю вот такие карты, я их сразу же передаю автоматом службе управления воздушным движением а они там уже сами управляют и принимают решения.»

Советский генерал-лейтенант Диневич по образованию физик. В Израиль переехал в 1991 году.

« Я специалист по физике облаков и очень многие годы создавал и руководил огромной организацией, которая занималась активным воздействием на атмосферные процессы с целью увеличения осадков, борьбы с градобитиями, рассеиванием туманов в аэропотрах, борьбой с заморозками и так далее..»

Под его руководством был в Молдавии разработан специальный метеорологический радиолокатор МРЛ-5, который сейчас и следит, в переработанном виде, за миграцией птиц в Израиле.

«Вот такой один радиолокатор я сюда привез, он не украденный, университет за него заплатил, но сумму очень очень маленькую по сравнению с тем, что он стоит, он стоит достаточно дорого.Вот мой подарок, так сказать, стране Израиль.