Если едет крыша, звоните 155

16.07.2012

Мы не раз уже затрагивали тему благодарных пациентов чешской скорой помощи. Чешские парамедики, то

есть фельдшеры и санитары-спасатели, которые выезжают на вызов, ничем не отличаются от всех других. Они точно так же нервничают, когда причиной вызова среди ночи оказывается повышенное давление у гипертоника, пониженное – у гипотоника, или они попали на приступ одиночества у покинутой всеми бабушки.

При этом существуют инструкции, которых они обязаны придерживаться. Не хамить пациенту, успокоить нуждающегося или сделать ему укол «чтобы все прошло». Диспетчер, который принимает вызов, вследствие длительной практики, понимает, что чем красочнее человек по телефону описывает свое состояние, тем ближе он находится к высотам Большого театра. Скромные интеллигенты предпочитают тихо скончаться в своей постели, но только – не обеспокоить зря врачей. Тем не менее, бригада, как правило, отправляется, потому что диспетчеру не хочется получить выговор «в случае чего».

Чешские СМИ любят писать о возмутительных случаях, причем не важно, касаются ли они обнаглевших пациентов или халатных врачей, пропустивших серьезный случай. Но цифры – вещь упрямая. Статистика свидетельствует о том, что после внедрения медицинского взноса в размере 90 крон, вызовы скорой помощи участились. Разберем эту ситуацию и закон.

Мы разговариваем с председателем Союза пациентов ЧР Йозефом Мразеком.

- Новые больничные правила, при которых пациент, который плохо себя чувствует, но придет на своих двоих в больницу, должен заплатить взнос в размере 90 крон. А если его привезет машина скорой помощи, то он ничего не платит. Я предполагаю, что пациентам это должно казаться несправедливым…

- Просто все плохо. И в законе написано, что этот взнос платится после осмотра пациента. И если клинический осмотр не был необходим, то пациент не должен платить этот взнос. В скорой помощи на это уже давно закрыли глаза. Просто хотят своих 90 крон в любом случае.

- Если пациент абсолютно здоров и при этом обращается в скорую с «неотложными жалобами», я понимаю, что врачей это злит. И они хотят свои 90 крон в любом случае, да…

- Нужно брать в расчет еще такую вещь…Допустим, пациент психически нездоров, например, страдает депрессиями, ему кажется, что с ним что-то происходит. А таких очень много! Это тоже болезнь, и, разумеется, его необходимо осмотреть, успокоить, сказать «Все в порядке, вам ничего не грозит». Даже если он физически в порядке, но по ночам у него происходят панические атаки, и он обращается в скорую. Именно в таких случаях работники скорой начинают жаловаться, что их используют. Что это за глупость? Этот человек нуждался в помощи, он ее получил. Вот этого профессионалы не понимают. Раньше нам вкладывали в уши – и это были официальные правильные слоганы Минздрава, - что при малейших сомнениях, нужно обращаться к врачу, чтобы не пропустить что-нибудь серьезное и избежать осложнений.

- Ну а что произойдет, если звонящий – хронический алкоголик или страдает каким-то душевным расстройством, звонит часто, драматизирует свое состояние, оператор его уже узнает и каждый раз он вынужден, по правилам, высылать к нему машину?

- Априори нельзя отклонить жалобу пациента, это было бы нарушением закона. Острое состояние должно быть исследовано в любом случае. И даже тогда пациента нужно отвезти, осмотреть. Если бы оказалось, что не надо было его возить, что он симулировал, то это решается уже потом, дополнительно, со страховой компанией. Но не на месте, когда пациент имеет жалобы. Должна браться в расчет презумпция невиновности. Иначе получается так, что страдают те пациенты, которые реально нуждаются в помощи. Нельзя исходить из того чехи, как швейки, изначально склонны к симуляции и притворству. Так просто нельзя! Даже если человек пьян, его должны отвезти. Если речь идет об отравлении алкоголем, то с этим тоже надо что-то сделать. Нельзя же тоже сказать – это алкоголик, он в бессознательном состоянии валяется на улице, так там его и оставим. Так нельзя.

- Так пусть его отвезут в вытрезвитель, там он должен будет хотя бы заплатить за проведенную там ночь…

- Проблема в том, что вытрезвителей становится все меньше. Вытрезвители финансировались другим способом, нежели через страховые компании. Административные пункты заявили, что не могут эксплуатировать вытрезвители, они обходятся им слишком дорого.

Бомжа, который лежит у вас под окном и портит вид уютного дворика видом и запахом, разбудить невозможно. Его мозг находится в кратковременной алкогольной коме, которую он называет сном. Убрать его можно двумя способами – а) позвонить в скорую и б) позвонить в вытрезвитель. Как видите, в скорую звонить эффективнее, там давали клятву Гиппократа, а работники вытрезвителя понимают, что расходы на взимание долга с бомжа, в конце концов, превысят расходы на душ, плед и таблетку цитрамона. Аборигены получают именно это, перебравшим иностранцам - с важным видом капают физраствор.

Говорит заместитель директора пражской медицинской спасательной помощи Ярослав Валашек:

- Я хочу отметить, что ряд важных заболеваний, к которым относятся, например, инфаркт миокарда или аневризма сосудов головного мозга могут изначально не являть тревожных симптомов. И как раз это нельзя недооценивать, потому что если пациент получит соответствующую медицинскую помощь в то время, как эти симптомы кажутся безобидными, у него много больше шансов выбраться из этого без последствий – при сегодняшних возможностях медицины. А если пройдет несколько часов без медицинского вмешательства, человек может остаться инвалидом, поэтому вес надо делать вовремя. В случае имитации болезни… я могу себе представить и другие мотивы - не только стремление сэкономить 90 крон, но дело в том, что спасатели априори не могут предполагать, что пациент лжет. Наша цель – минимизировать негативные последствия.

Решая эту ситуацию, чиновники хотели, было, сделать самый привычный для них жест – внедрить еще один взнос, но потом отказались от этой идеи, поскольку дополнительный взнос за посещение врача мог бы отвадить даже свидетелей ДТП, которые просто не стали бы звонить в скорую. Председатель парламентского клуба по здравоохранению Борис Счастны полагает, что проблема могла бы решиться усилением сети терапевтов. Он приводит в пример Австрию и Германию, где пациенты могут звонить своим терапевтам на мобильный. В Чехии же такое не практикуется, к тому же терапевты после двух часов дня редко когда бывают в клинике