Похороны по-чешски: проблема, о которой не принято говорить

07.06.2012

О похоронах, кладбищах, гробах, крематориях и урнах с прахом редко говорят во время светских бесед и

встреч с друзьями. Об этой тяжелой теме вспоминают только в самые трагичные дни жизни. Может из-за того, что о похоронах предпочитают молчать, мало кто знает о том, что эта сфера бизнеса в Чехии испытывает множество проблем, которые надо срочно решать.

Уже несколько месяцев ассоциация чешских похоронных бюро добивается принятия нового Закона о похоронных службах. В соответствии с этим законом, в каждой больнице должен быть свой морг. Потому что если в больнице есть морг, то руководству больницы нет никакого смысла спешить избавиться от покойного, посылать его родственников в сомнительные похоронные бюро, торопить их с принятием решения о похоронах.

Вот что говорит председатель Ассоциации похоронных служб Чехии Ярослав Мангл:

- Тело покойника должно лежать в холодильнике, а сейчас ситуация такая, что во многих больницах нет моргов, нет соответствующих холодильников, другого охладительного оборудования. Больницы просто перевозят умерших в любое попавшееся похоронное бюро и оставляют их там лежать. Так они решают проблему. Получается, у больниц вообще нет никаких затрат, связанных с тем, что делать с покойными.

Ярослав Мангл прав. Больницы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее избавиться от умершего человека. Хотя сразу два закона - это закон о рекламе и закон о похоронных службах - и запрещают распространение листовок и визиток похоронных служб на территории больниц, зачастую сами врачи дают родственникам умершего эти рекламные материалы. Возможно, некоторые врачи получают от похоронных бюро проценты. Возможно, просто хотят как можно быстрее решить проблему.

Врачи могут посоветовать родным умершего, куда обратиться, но делать это они должны, соблюдая законы.

Слово председателю Ассоциации больниц Чешской Республики и одновременно директору больницы в городе Пльзень Ярославе Куновой:

- У больницы должен быть полный список всех похоронных служб, и она обязана предоставить его родственнику покойного, чтобы тот мог выбрать, у кого заказать похороны.

Пока же встречи родных умершего с представителями похоронных служб часто превращаются в кошмар. Вот конкретный случай. Рассказывает пани Дана, у нее недавно скончалась мама:

- РњРЅРµ РІ больнице дали какую-то визитку РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕР№ службы, РѕРЅР° была недалеко РѕС‚ больницы. РќСѓ СЏ туда Рё пошла. РЇ ожидала увидеть какое-то нормальное учреждение, Р° это был обычный РґРѕРј, РІ котором живут люди, РІСЃСЋРґСѓ разбросаны детские игрушки. Р? там РІ гостиной сидела женщина, организующая РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹. Верхом цинизма было то, что РѕРЅР° предложила значительную СЃРєРёРґРєСѓ еще РЅР° РѕРґРЅРё РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹, если СЏ закажу РёС… Сѓ нее. РћРЅР° так Рё сказала: «Р’РґСЂСѓРі РІ вашей семье еще РєРѕРјСѓ-РЅРёР±СѓРґСЊ понадобятся РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹».

Предлагать СЃРєРёРґРєРё РЅР° последующие РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹ – РЅРµ является нарушением какого-либо закона, это РІРѕРїСЂРѕСЃ этики. Поэтому РІ некоторых похоронных Р±СЋСЂРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что СЃРєРёРґРєРё РЅР° дальнейшие РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹ РѕРЅРё предлагют РІРѕ время передачи СѓСЂРЅС‹ СЃ прахом, РєРѕРіРґР° родственник умершего уже немного пришел РІ себя.

Вообще, РІ отличие РѕС‚ магазинов, турагентств или клиник пластической С…РёСЂСѓСЂРіРёРё, похоронные Р±СЋСЂРѕ ограничены РІ способах Рё формах рекламы СЃРІРѕРёС… услуг. Р?менно поэтому РѕРЅРё часто буквально кидаются РЅР° потенциальных клиентов, пытаясь привлечь РёС… Рє себе, Р° РЅРµ Рє конкурентам.

Р’ РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРј бизнесе запрещена «СЂРµРєР»Р°РјР°», РЅРѕ разрешена «РёРЅС„ормация». Найти границу между рекламой Рё информацией – достаточно непросто. Р’ соответствии СЃ законом, похоронные Р±СЋСЂРѕ, Рє примеру, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ указывать цены РЅР° СЃРІРѕРёС… веб-страницах. Запрещены также СЏСЂРєРёРµ заголовки «Р Р°СЃРїСЂРѕРґР°Р¶Р°», «РЎРєРёРґРєР°», «РЎРїРµС†РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅРёРµ месяца».

Более того, нельзя написать, сколько Р±СѓРґСѓС‚ стоить РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹ «Р±СЋРґР¶РµС‚РЅРѕРіРѕ» образца, VIP-РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹, РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹ СЃ оркестром или С…РѕСЂРѕРј РёР· монастыря. Считается, что цена, которую укажет РЅР° своем сайте РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРµ Р±СЋСЂРѕ, РЅРµ будет окончательной. РћРЅР° таким или иным образом возрастет, Р° значит потребителя обманут. Родственнику РїРѕРєРѕР№РЅРѕРіРѕ скажут, что РіСЂРѕР± сделали РїРѕ размеру больше, чем планировалось, что цветы Р·Р° время подготовки РїРѕС…РѕСЂРѕРЅ подорожали, что РІ оркестре увеличилось количество музыкантов Рё так далее.

Свое название, несколько фотографий, адрес, телефон. Вот, пожалуй, и все, что могут писать о себе в интернете похоронные службы. Работники похоронного бизнеса всячески лоббируют отмену этого пункта Закона о рекламе, но пока у них это не получается.

Председатель чешского комитета по контролю за рекламой Радек Покорный подтверждает то, что за рекламой похоронных служб тщательно следят:

- Реклама похоронных услуг очень сильно регулируется в соответствии с Законом о рекламе. Можно публиковать только основную информацию, никакой привлекательной графики и подобных вещей. Что же касается места и способа распространения рекламы похоронных услуг, то в Законе указывается, что категорически запрещено рекламировать свои услуги в любых медицинских учреждениях. Также нельзя печатать листовки и прочие материалы для того, чтобы раздавать их в руки, рассылать по почте каким-либо конкретным людям. А такое делают достаточно часто. Еще не разрешается размещать биллборды и плакаты рядом с больницами, а это тоже часто делают. Что крайне неэтично