Ностальгия по русским лентам, или В преддверии новых Тарковских

02.09.2012

Чем объясняется притягательность семинара русских фильмов для чешского зрителя? Его готовность

сесть на поезд, потратить на дорогу три-четыре часа в один конец, чтобы оказаться в Годонине, взявшем под свое крыло это мероприятие? По своей сути экскурс в прошлое и настоящее российского кинематографа. Продолжим рассказ о проекте, отметившем свое 20-летие.

Прежде чем стать драматургом семинара, Томаш Гала практически все эти годы, кроме одного раза, присутствовал на мероприятии в качестве зрителя. С какой поры начался его интерес к русской культуре?

- Русская культура меня интересовала всегда, Р° началось это, наверное, РІ детстве, СЃ СЂСѓСЃСЃРєРёС… сказок. Потом СЏ учился СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ языку РІ начальной школе Рё позже РІ гимназии, РіРґРµ РјС‹ читали произведения СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей, так что РІ СЃРІРѕРё шестнадцать лет СЏ читал «Р?диота» Рё «РџСЂРµСЃС‚упление Рё наказание» Достоевского Рё думал - какая это потрясающая литература! Так РІРѕР·СЂРѕСЃ интерес Рє СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуре РІ целом Рё Рє фильму, которым СЏ интересовался СЃ детства.

Позже РЅР° кафедре киноведения, РіРґРµ СЏ учился, преподавала доцент Галина Копанева, которая превосходно умела просветить нас РѕР± этих фильмах Рё приблизить нам время Рё обстоятельства РёС… создания. Рђ РІ 1994 РіРѕРґСѓ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» первый семинар СЂСѓСЃСЃРєРёС… фильмов РІ Весели-РЅР°-Мораве, РІ РіРѕСЂРѕРґРµ, СЏ сказал Р±С‹, СЃ индустриальной СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ атмосферой, Рё были показаны такие фильмы как «РЎРѕР»СЏСЂРёСЃ» Рё «РћС‡Рё черные».

Р?сторик РєРёРЅРѕ Томаш Гала, как Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ участники семинара, очень рад тому, что нашлись люди, которые организовали мероприятие, позволяющее РІ течение трех дней сосредоточиться РЅР° творчестве СЂСѓСЃСЃРєРёС… режиссеров, увидеть интересные работы, Рё РІ рамках сопроводительной программы посетить выставки, концерт или послушать лекции. РќР° семинаре встречаются чешские Рё словацкие зрители. РќРёРєРѕРјСѓ РёР· РЅРёС… РЅРµ претит, РєРѕРіРґР° вступление Рє фильму читается РЅР° словацком, или РІ программе смотра, наряду СЃ текстами РЅР° чешском, присутствуют также статьи РЅР° словацком языке.

- РЇ хотел Р±С‹, чтобы этот семинар остался именно РЅР° СЋРіРѕ-востоке или РЅР° СЋРіРµ Моравии, чтобы сохранился такой восточный «РєСѓСЂСЃ». Это было Р±С‹ идеально, учитывая, что неподалеку находится Словакия, Р° семинар всегда был чешско-словацким. Потому что РјС‹ здесь РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° действительно понимаем, - подчеркивает Томаш Гала.

Увидели зрители РЅР° только классику, картины «Р•РјРµР»СЊСЏРЅ Пугачев», «РђР»РµРєСЃР°РЅРґСЂ Невский», «РќРµ РіРѕСЂСЋР№», «Р”вадцать дней без РІРѕР№РЅС‹» Алексея Германа РїРѕ сценарию Константина РЎРёРјРѕРЅРѕРІР° Рё РґСЂСѓРіРёРµ, РЅРѕ также первый киноопыт театрального режиссера Р?вана Вырыпаева «РљРёСЃР»РѕСЂРѕРґ» Рё еще РѕРґРёРЅ кинодебют представителя театрального цеха, драматурга Василия Сигарева, «Р’олчок». РћР±Рµ ленты чешскими субтитрами снабдили студенты факультета славистики Оломоуцкого университета.

Томаш Гала:

- Мне импонирует то, что это сделали студенты из университета. Что отвечает и просветительскому посланию нашего мероприятия, который задуман как семинар, а не как фестиваль.

На семинар русских фильмов приходят как те, кому интересно вновь погрузиться в атмосферу картин, увиденных ими 40, 30 или 20 лет назад, так и те, кому еще сорока лет нет, а в ряде случаев и тридцати.

Одна из самых, как оказалось, пожилых зрительниц в этом зале, 82-летняя пани Людмила:

- Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ фильмы РЅРµ должны были исчезнуть РёР· проката РІ период РЅРѕРІРѕРіРѕ режима, наступившего после 1989 РіРѕРґР°. Было большой ошибкой считать РёС… исключительно орудием пропаганды, ведь РІСЃРµ равно каждый человек сам лично сделает заключение Рѕ том, что РІРёРґРёС‚, это хорошо РІРёРґРЅРѕ Рё РЅР° сегодняшних зрителях. Взять картину «Р›РµС‚СЏС‚ журавли», которая показывает реакции людей РІ период Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ - это РІРѕРІСЃРµ РЅРµ был стереотип, как нам пытались некоторые втолковать, Р°, РїРѕ-моему, революционный даже РїРѕ своему мышлению фильм. Кажется, РѕРґРЅРѕ время его даже запретили показывать.

- Возможно, убоялись Хрущева, который, посмотрев «Р–уравлей», РЅРµ нашел для главной героини иных слов, РєСЂРѕРјРµ как ярлык «С€Р»СЋС…Р°».

Мой следующий собеседник Йозеф по происхождению словак. С русским фильмом познакомился еще со студенческой скамьи. Семинар посещает время от времени, когда удается выкроить время, что непросто, ибо Йозеф уже обзавелся семьей и детьми, и в этот раз приехал на проекцию русских картин уже не из Словакии, а из Вены, где он сейчас живет.

- Мне нравится камерная атмосфера этого мероприятия и возможность переночевать прямо в кинотеатре, а также пробуждение в кинозале, когда день начинается с просмотра фильма и им же заканчивается. Я видел русские фильмы только тогда, когда случалось побывать в киноклубе, а здесь такая исключительная возможность дается. Мне также нравится русская музыка. Я вообще-то не русофил, но это нечто новое для меня, нечто совсем другое.

Семинар русских фильмов сегодня обоснован более чем когда-либо, полагает бессменный его организатор и директор Марцел Ржимак:

- Перед «Р±Р°СЂС…атной» революцией РјС‹ это так РЅРµ воспринимали, потому что фильмов РёР· Восточного блока было РјРЅРѕРіРѕ, Рё РЅРµ только советских, РЅРѕ Рё венгерских или польских. Сейчас же такой возможности Сѓ нас нет. РњС‹ сталкиваемся СЃ засильем американских картин разного СѓСЂРѕРІРЅСЏ, РЅРѕ преобладают среди РЅРёС… весьма посредственные Рё даже банальные. Tем большей ценностью РЅР° РёС… фоне предстают СЂСѓСЃСЃРєРёРµ фильмы, обладающие глубиной или иными достоинствами, как, например, прекрасные актеры или стоящий сценарий.

Конечно, я не утверждаю, что все, что сегодня в России снимается, отменного качества, но зритель это должен сам увидеть, чтобы иметь возможность сравнить, а если такой возможности нет, то это плохо. Не говоря о том, что молодым зрителям никто не показывает эти архивные фильмы, поэтому, думаю, такой семинар важен и необходим.

Профессор Зденек Пехал, руководитель кафедры славистики Университета им. Палацкого в Оломоуце, второй год приезжает на семинар с лекциями о фильмах, которые зрителям в Годонине предстоит увидеть.

- Что вас самого, может быть, удивило в драматургии или в самих темах, которые освещаются в русских фильмах?

- Меня поразили РґРІР° пункта. Здесь даются, скажем так, уже старые вещи полувековой давности, советская или русская классика, то есть «РўРёС…РёР№ Дон» Рё, конечно, РґСЂСѓРіРёРµ фильмы этого направления, Рё меня удивляет, что чешского зрителя так привлекают эти фильмы. РЇ очень рад, что РѕРЅРё РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рё как-то РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ РЅР° это смотрят, может быть, уже РґСЂСѓРіРёРјРё глазами, Рё совсем РґСЂСѓРіРёРµ поколения уже смотрят эти фильмы середины 50-С… РіРѕРґРѕРІ.

А во-вторых, вот эти темы современного фильма. Там представлены проблемы современные, то есть реальности сегодняшней России. С одной стороны, как бы показывается действительность с помощью этого фильма, а с другой стороны привлекательно то, что существует эстетика современного русского фильма, которая уже проникает на разные фестивали, и это не только фильмы, которые дают какое-то отражение, но и специфическое понятие. Может быть, сейчас проходят новые Тарковские