Двоешник нам не авторитет

21.09.2012

Представьте себе ситуацию: школу хотят назвать именем Толстого, а ее учащиеся с негодованием

заявляют: «Р’С‹ СЃ СѓРјР° сошли? Ведь этот ваш Толстой даже университета РЅРµ закончил, был кутилой Рё картежником». Примерно такая ситуация возникла РІ чешском РіРѕСЂРѕРґРµ РќРёРјР±СѓСЂРє, РіРґРµ учащиеся гимназии выступили против присвоения РёС… учебному заведению имени чешского классика Богумила Грабала. Дети ссылаются РЅР° то, что Грабал плохо учился РІ школе Рё поэтому РЅРµ может быть для РЅРёС… примером для подражания.

Гимназия РІ РќРёРјР±СѓСЂРєРµ решила включить РІ СЃРІРѕРµ название РёРјСЏ писателя Грабала РЅРµ просто так. Богумил Грабал учился РІ этой самой гимназии, Р° РІ следующем РіРѕРґСѓ Сѓ писателя юбилей – 100 лет СЃРѕ РґРЅСЏ рождения, так что Рё РїРѕРІРѕРґ для переименования школы имеется.

«Р­С‚Рѕ действительно наш самый известный выпускник. Грабал – писатель СЃ мировым именем, РёР· всех чешских писателей XX века РѕРЅ самый переводимый Р·Р° рубежом. Для нас честь – носить его РёРјСЏ»,

- объясняет директор гимназии Р?ржи РљСѓРЅ.

Богумил Грабал прославился СЃРІРѕРёРјРё произведениями «РџРѕРµР·РґР° РїРѕРґ пристальным наблюдением» (фильм, снятый РїРѕ этому роману, получил «РћСЃРєР°СЂР°» РІ 1968 РіРѕРґСѓ), «РЇ обслуживал английского короля», «РЎР»РёС€РєРѕРј шумное одиночество». После выхода «РЎР»РёС€РєРѕРј шумного одиночества» его стали считать продолжателем традиций Франца Кафки. Смерть Грабала окутана тайной. Некоторые считают, что РѕРЅ покончил СЃ СЃРѕР±РѕР№, РЅРѕ официально РѕРЅ выпал РёР· больничного РѕРєРЅР°, РєРѕРіРґР° РєРѕСЂРјРёР» голубей.

Гимназисты считают, что написать сценарий Рє "оскароносному" фильму Рё стать претендентом РЅР° получение Нобелевской премии (Грабала номинировали РЅР° эту награду РІ 1994 РіРѕРґСѓ) – невесть какая заслуга. Если писатель учился спустя рукава, значит, РЅРµ пристало гимназии носить его РёРјСЏ, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РѕРЅРё. Р’ принципе, Сѓ всех чешских школьников есть основания недолюбливать Грабала. Его произведения являются, РїРѕ сути, поэзией РІ РїСЂРѕР·Рµ, Рё учителя СЃ удовольствием используют РІ школьных диктантах отрывки РёР· РєРЅРёРі Грабала. РћРґРЅРѕ предложение РІ тексте писателя может СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ растянуться РЅР° РґРІРµ страницы, Р° СѓР¶ РѕР± авторских запятых Грабала школьники Рё думать РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ без содрогания. РќРѕ гимнизисты РёР· РќРёРјР±СѓСЂРєР° РїСЂРѕ запятые РЅРµ вспомнили. Для РЅРёС… Грабал РЅРµ авторитет, поскольку плохо учился.

Дирекция учебного заведения возмущена таким отношением к великому чеху, но надеется, что сможет переубедить юных упрямцев, объяснить им, что Грабал был гением.

«Р’СЃРµ-таки есть Рё такие гимназисты, которые осознают, что человека такого полета, каким был Грабал, РїРѕ школьным оценкам судить нельзя Р’ конце концов, Рё РґСЂСѓРіРёРµ великие сыны Чехии РЅРµ были отличниками, Рё, тем РЅРµ менее, РёС… именами названо множество учреждений»,

- добавляет Р?ржи РљСѓРЅ.

Кстати, сам Грабал при жизни запрещал называть родную гимназию своим именем. Может, предчувствовал, что молодое поколение будет относиться к жизни несколько по-другому