Ностальгия по прошлому – воскрешение марки Made in Czechoslovakia

22.08.2012

В этом году исполнилось 20 лет со дня разделения Чехословакии. Тем любопытнее предложение

 РїСЂРѕР·РІСѓС‡Р°РІС€РµРµ РІ С…РѕРґРµ недавней встречи премьер-министров Чехии Рё Словакии Р?ржи Р СѓСЃРЅРѕРєР° Рё Роберта Фицо. Рћ воскрешении торговой марки Made in Czechoslovakia, то есть «РЎРґРµР»Р°РЅРѕ РІ Чехословакии», которая могла Р±С‹ повысить объем продаж станков Рё РёРЅРѕРіРѕ промышленного сортимента, Р° также оружия РІ дальних странах.

Роберт Фицо полагает, что бренд, напоминающий Рѕ существовании Чехословакии, обладает потенциалом увеличить шансы чешских словацких товаров РІ странах РђР·РёРё Рё Африки. Р? мнение его нашло Сѓ Р?ржи Р СѓСЃРЅРѕРєР° поддержку. Прозвучал Рё РѕРґРёРЅ РёР· возможных сценариев, согласно которому РїРѕРґ торговым знаком Czechoslovakia Р·Р° рубеж отправилась Р±С‹, например, бронетехника - серия словацких машин пехоты BVP2, которую решили модернизировать словацкие Рё чешские предприятия.

Мы решили провести мини-опрос среди случайных прохожих, интересуясь их мнением по поводу того, стоит ли стремиться к восстановлению этой торговой марки?

- РЇ думаю, что РІ наше время это было Р±С‹ уже архаичным. Это ностальгические воспоминания, РЅРµ имеющие ценности. Потому что РјРёСЂ сегодня настолько связывают объединенные информационные системы, что повсеместно известно, что Чехословакия как таковая РЅРµ существует. Р? каждое государство - Чехия Рё Словакия самостоятельно создают СЃРІРѕР№ РёРјРёРґР¶, поэтому должны иметь Рё самостоятельную торговую марку. РЇ ездил Р·Р° рубеж, Рё РІ служебные командировки, еще РґРѕ 1989 РіРѕРґР°. Торговая марка Made in Czechoslovakia была введена РІ 1918 РіРѕРґСѓ, Рё приносила СЃРІРѕРё плоды, РЅРѕ сейчас, СЏ полагаю, Рє ней РЅРµ стоит возвращаться, это былa Р±С‹ просто дань архаизму,

- таково мнение представителя старшего поколения Йозефа Клапки, большую часть своей жизни прожившего в Чехословакии.

Следующего моего собеседника РІРѕРїСЂРѕСЃ СѓРґРёРІРёР» Рё, СЏ Р±С‹ сказала, даже обрадовал. Р?ржи Михал:

- Я, признаюсь, сегодня газет не читал, премьеры предлагают воссоединить только торговую марку или и союз Чехии со Словакией?

- Нет, нет, речь, по крайней мере пока, идет лишь о воссоединении марки Czechoslovakia, но раз мы уже затронули эту тему, вам самому было бы по душе воссоединение Чехословакии?

- РЇ думаю, что наш удельный вес РІ Евросоюзе был Р±С‹ РІ таком случае больше. Воссоединение пошло Р±С‹ нам РЅР° пользу, СЏ Р±С‹ голосовал «Р·Р°». Р?дея возрождения чехословацкой торговой марки РјРЅРµ нравится. Эта марка себя хорошо зарекомендовала, Рё могла Р±С‹ помочь продвинуть товары, что важно СЃ точки зрения СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РЇ вполне РјРѕРіСѓ себе представить такой знак Сѓ традиционного сортимента, который производили РІ Чехословакии РІ области машиностроения или, например, оружия. Это принадлежит Рє категории востребованных экспортных товаров. Рђ также РІ авиапромышленности - РјС‹ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРј небольшие самолеты, которым такая марка подошла Р±С‹. Это первое, что РјРЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ голову.

Представитель поколения 30-летних Франтишек Поспишил, который в момент разделения Чехословакии пошел в первый класс:

- Возможно, это и хорошая идея с той точки зрения, что раньше этот товарный знак была в мире известен, но вопрос, удастся ли сейчас его каким-либо образом применить. Может быть, в области машиностроения или продуктов для промышленных предприятий. Но если бы речь зашла об оружии, для меня лично такой товар неприемлем. Оружие лучше вообще не производить, не говоря уже о том, чтобы его сплавлять под таким клеймом или под совсем новым.

- А вы сами встречались за рубежом с тем, что некоторые Чехию по-прежнему называют Чехословакией?

- Да, СЃ этим СЏ несколько раз столкнулся, РєРѕРіРґР° РјРѕРё собеседники говорили, несмотря РЅР° то, что РјС‹ упоминали Чехию или Словакию - РґР°, РґР°, РјС‹ знаем Чехословакию. Даже РІ Р?талии СЏ СЃ этим встретился. Аналогичные ситуации были Рё РєРѕРіРґР° РєРѕ РјРЅРµ приезжали РґСЂСѓР·СЊСЏ РёР· РґСЂСѓРіРёС… стран – Голландии, например, или РґСЂСѓРіРёС… европейских государств. Чаще всего представители среднего поколения, РІ сознании которых название Чехословакия укоренилось.

Коллега Франтишека Поспишила Ян Мелихар:

- РЇ думаю, что РІ некоторых случаях торговая марка сработала Р±С‹, однако следует хорошо продумать, РІ какие страны товары РїРѕРґ такой маркой было Р±С‹ целесообразно вывозить, отдавая предпочтение тем, РіРґРµ такие товары РІ прошлом укоренились. Например, Южной Америке, Среднему Востоку, или, возможно, некоторым областям Р РѕСЃСЃРёРё, Вьетнаму Рё подобным странам, тогда как для Европы или РЎРЁРђ такая марка РІСЂСЏРґ ли применима. Р?Рј, РјРЅРµ кажется, РІСЃРµ равно, производится ли наш товар РІ Чехии или выглядит как чехословацкий.

Павел Коутецки работает инженером в области строительства. Он полагает, что возводить разрушенное в данном случае нет никаких оснований:

- Раз СѓР¶ РјС‹ РѕРґРёРЅ раз разошлись, надо это дело так Рё оставить, потому что склеивать разбитое влетело Р±С‹ РІ РєСЂРѕРЅСѓ Рё обернулось Р±С‹ массой недоразумений. РЇ считаю, что это РІСЃРµ однозначно, Рё ничего воссоединять РЅРµ следует, Рё РЅРµ вижу для этого серьезного РїРѕРІРѕРґР°. Этот расход был скреплен РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ, политики РІСЃРµ решили Р·Р° нас Рё без нас, так что СѓР¶ сейчас приниматься опять Р·Р° старое. РЇ, конечно, затруднился Р±С‹ Рё ответить, РєРѕРјСѓ это разделение обошлось дороже – чехам или словакам