О забытом художнике и пражских легендах

15.02.2013

В сегодняшней рубрике мы приглашаем вас посетить выставки, недавно открывшиеся в Праге и в Брно. В

столице Моравии РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ выставка работ чехословацкого художника первой половинные XX века Власты Востржебаловой-Фишеровой. Р’ столице же государства, РІ Музее Праги решили испытать РЅР° смелость подрастающее поколение, рассказывая его представителям «СЃС‚рашные истории» РіРѕСЂРѕРґР°.

«РњРµР¶ социальным искусством Рё магическим реализмом», так называется выставка, открывшаяся РІ Брно РІ Пражаковом дворце, экспонатами которой стали портреты, пейзажи РІ стиле примитивизма Рё жанровые СЂРёСЃСѓРЅРєРё чешской художницы Рё архитектора-любителя Власты Востржебаловой-Фишеровой. Р–РёРІРѕРїРёСЃСЊ дополняют личные РїРёСЃСЊРјР° Рё фотографии, которые позволяют полнее раскрыть внутренний РјРёСЂ незаслуженно забытого, как считают кураторы, автора.

«Р’ласта Востржебалова-Фишерова училась Сѓ Войтеха Гинаиса (автор занавеса пражского Национального театра), СЃ которым очень СЃРєРѕСЂРѕ начала конфликтовать, так как учителю РЅРµ нравился ее чрезмерно натуралистический РїРѕРґС…РѕРґ Рє изобразительному искусству. Потом Востржебалова-Фишерова училась Сѓ скульптора РЇРЅР° Штурсы. РЇ это упоминаю потому, что, как РјРЅРµ кажется, именно соприкосновение СЃ мастерством скульпторов развило Сѓ Власты Востржебаловой-Фишеровой пластическое восприятие действительности. Это то, что РѕРЅР° сама называла «СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕСЃС‚СЊСЋ видеть Р·Р° СѓРіРѕР»». Это прекрасно иллюстрируют работы РІ стиле РєСѓР±РёР·РјР°, Р° также РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ произведения последующего периода, РєРѕРіРґР° РѕС‚ РєСѓР±РёР·РјР° РѕРЅР° отходит», - комментирует Мартина Пахманова, куратор брненской выставки.

Причину того, что последние двадцать лет о выдающемся художнике первой половины XX века в Чехии почти никто не вспоминал, надо искать в том, что ее творчество ассоциируется с периодом коммунистического режима в стране.

В 70-х годах прошлого столетия работы Востржебаловой-Фишеровой несколько раз выставлялись, и каждый раз к автору примерялся ярлык социального критика, противостоящего капиталистическому образу построения общества. Сыграло роль и реальное членство художника в компартии. Однако, считает куратор выставки, необходимо отличать приверженность определенным идеям, которые в 20-х и 30-х годах прошлого века разделяли многие деятели искусства, и коммунистическую идеологию конца 40-х.

«РћС€РёР±РѕС‡РЅРѕРµ восприятие Власты Востржебаловой-Фишеровой как человека Рё художника возникло РёР·-Р·Р° интерпретации ее работ уже после смерти. Благодаря стараниям сына художницы РЇРЅР° Отакара Фишера РІ 1963 РіРѕРґСѓ прошел СЂСЏРґ авторских выставок. Р?Р·-Р·Р° того, что РЇРЅ Отакар Фишер сам был убежденным коммунистом, Р° также РёР·-Р·Р° исторического климата, культурной политики того периода Рё обстоятельства, что РІ 70-С… Рё 80-С… годах часто вспоминали действительное членство Власты Востржебаловой-Фишеровой РІ компартии, сложился стереотип ее коммунистической ангажированности. РњС‹ хотели снять СЃ имени художницы этот налет Рё попытаться ее несколько реабилитировать», - подчеркивает куратор выставки Мартина Пахманова.

Ссылкой на архитектурные почины Власты Востржебаловой-Фишеровой является способ оформления выставки. Архитектор Ян Недвед не стал использовать стены, а включил в игру пространство. Картины парят в залах, что позволяет показать зрителям не только их лицевую сторону.

- «РћРЅР° испробовала СЃРІРѕРё силы Рё РІ архитектуре, реализовав РїРѕ собственному проекту РґРѕРј. Ее желание работать СЃ трехмерным пространством Рё меня подтолкнуло Рє идее воспользоваться этим принципом РїСЂРё РєРѕРјРїРѕРЅРѕРІРєРµ инсталляции. Р?менно поэтому картины размещены РІ пространстве залов, Р° РёС… обратные стороны превратились РІ страницы своеобразного краткого каталога. Это помогает зрителям лучше осознать идеи произведений Рё РёС… вес РІ восприятии автора».

Р’ столице Чехии стоит заглянуть, особенно СЃ детьми, РЅР° выставку, повествующую Рѕ пражских легендах, приведениях Рё тайнах РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° Влтаве, которую организовал Музей Праги. Выставка «РљС‚Рѕ боится, РІ Прагу РЅРµ С…РѕРґРё!» РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ сразу РІ нескольких объектах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ музея.

«РњС‹ решили РЅРµ делать традиционных манекенов, набитых опилками, различных скульптур монстров, Р° окунулись РІ стилистику РєРѕРјРёРєСЃР°. РњС‹ обратились Рє молодым художникам, каждый РёР· которых получил СЃРІРѕСЋ тему – РѕРґРЅСѓ РёР· историй, собранных чешскими фольклористами РІ XIX веке, Рё создал РєРѕРјРёРєСЃРѕРІРѕРµ произведение», - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРґРёРЅ РёР· авторов выставки «РљС‚Рѕ боится, РІ Прагу РЅРµ С…РѕРґРё!» Карел Кучера.

В подготовке необычной экспозиции приняли участие выпускницы различных чешских художественных учебных заведений. Некоторые из них с созданием комиксом столкнулись почти впервые, а некоторые уже обладают значительным опытом в этом жанре. Авторы разные, поэтому и различные части выставки по стилистике значительно отличаются друг от друга.

- «Р›СЊРІРёРЅР°СЏ часть выставки располагается РІ главном здании Музея Праги. Здесь посетители, например, СѓРІРёРґСЏС‚ историю Голема – глиняного истукана, сотворенного Рё оживлявшегося раввином Лёвом. Р’ главной части экспозиции посетители также найдут историческую карту Праги, РЅР° которой отмечены места, связанные СЃРѕ страшилками, описываемыми РЅР° выставке. Рћ РґСЂСѓРіРёС… пражских легендах рассказывают экспозиции РІ Пыльной башне, Р° также РІ Староместской Рё Малостранской мостовых башнях Карлова моста. РњС‹ приглашаем также заглянуть РІ звонницу РЅР° Малостранскую площадь, РЅСѓ, Р° заканчивается СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёСЏ РІ микрорайоне Витонь РІ Подскальской таможне. Здесь же завершается Рё РёРіСЂР°, которую дети начали РІ главном здании. Р’ Подскальской таможне находится «СЃСѓРЅРґСѓРє СЃ кладом». Кто правильно разгадал РІСЃРµ загадки, получит РѕСЃРѕР±СѓСЋ монету».

В Староместской мостовой башне посетители, например, узнают легенду о 27 казненных чешских дворянах, рыцарях и мещанах, чьи приведения по ночам ходят к пражским курантам, чтобы удостовериться идут ли они и разузнать, как живется чешскому народу. Здесь же рассказывается история о мельнике в черной карете и младенце с Карлова моста.

Последняя история связана СЃ легендой Рѕ строителе, которому черт каждую ночь разрушавший часть моста, пообещал этого РЅРµ делать, РЅРѕ только Р·Р° душу того, кто первым пройдет РїРѕ мосту после того, как его СЃРЅРѕРІР° откроют. Несчастной оказалась беременная жена самого строителя. Душа ее мертворожденного ребенка потом долгие РіРѕРґС‹ витала над Карловым мостом, Р° прохожие после грустного события частенько слышали РЅР° мосту странное чихание. Однако никто РЅРµ знал, что это душа ребенка ждет правильного ответа. Лишь через РјРЅРѕРіРѕ лет, РєРѕРіРґР° РїРѕ Карлову мосту РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РѕРґРёРЅ деревенский мужичок, страдания души младенца закончились. Р’ ответ РЅР° чихание, РѕРЅР° услышала заветную фразу – «Pozdrav pánbЕЇh». Это что-то РІСЂРѕРґРµ: «РџСЂРёРІРµС‚ РѕС‚ Господа!» или же «Р“РѕСЃРїРѕРґРё благослови