Зикмунд и Ганзелка – эти имена хорошо известны каждому, кто интересуется путешествиями. В конце

23.09.2012

1940-х годов они объехали Африку и Южную и Центральную Америку на легковом автомобиле Tatra 87,

результатом чего стал выпуск СЂСЏРґ объемных РєРЅРёРі Рё видеодокументов. Р’ 2014 РіРѕРґСѓ свет увидел фильм «РЎС‚олетие Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґР°», повествующий Рѕ поездках РґРІСѓС… великих путешественников.

Путешествия – это страсть, это жизнь – особенно, если РІ какой-то момент человек осознает, как велика наша планета. Р? кто-то, РІ РєРѕРј любопытство Рё страсть пересиливают, посвящает себя этому без остатка. Р?менно такими страстными путешественниками оказались Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ Рё Р?ржи Ганзелка, которые РІ РїСЂСЏРјРѕРј смысле слова исколесили РЅР° автомобилях Tatra – сначала 87, Р° затем 805 – Африку, Америку, Ближний Восток, РђР·РёСЋ Рё РЎРЎРЎР . Р–РёР·РЅСЊ путешественника может показаться обычному человеку, который вынужден проживать ежедневную рутину РїРѕС…РѕРґРѕРІ РЅР° работу Рё иных обязанностей, легкой, беззаботной, полной приключений. РЎСѓРґСЊР±С‹ Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґР° Рё Р?ржи Ганзелки являются наглядной иллюстрацией того, что это РЅРµ так. «РќР°Рј СЃ Р?ржи Ганзелкой вообще РЅРµ следовало РЅРёРєСѓРґР° ездить, Р° нужно было остаться РґРѕРјР° СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё семьями», - признается РІ фильме «РЎС‚олетие Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґР°», снятом режиссером Петром Горким, РѕРґРёРЅ РёР· РґРІСѓС… главных героев. РќР° предварительной премьере фильма Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ вспоминал коллегу, которого РЅРµ стало РІ 2003 РіРѕРґСѓ, очень теплыми словами:

«РћС‚ сегодняшнего успеха, - Рё СЏ Р·Р° это РЅРµ стыжусь, - Сѓ меня навернулись слезы РЅР° глаза, потому что СЏ осознал, что здесь СЃ нами должен был сидеть Рё Р?ржи Ганзелка, которого РјС‹ постоянно могли видеть РІ фильме. Без него СЏ РЅРёРєРѕРіРґР° Р±С‹ РЅРµ СЃРјРѕРі принять участие РІ событии продолжительностью 66 лет, РІ течение которых РјС‹ были РІ постоянном контакте – рабочем, дружеском. Р? Сѓ меня такое ощущение, что сегодня РѕРЅ здесь СЃРёРґРёС‚ вместе СЃ нами».

Автомобиль для своей первой поездки путешественникам удалось получить РѕС‚ автозавода Tatra, убедив руководство предприятия РІ том, что это станет прекрасной рекламой автомобилям этой марки. Р’Рѕ время путешествия РѕРЅРё написали сотни репортажей Рё несколько РєРЅРёРі, сделали тысячи фотографий Рё сняли несколько документальных фильмов. РќР° показе фильма Петра Горкого Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ вспоминал Рѕ премьере РёС… первого фильма РІ соавторстве СЃ Р?ржи Ганзелкой:

«РќРµР»РёС€РЅРёРј будет отметить, что именно РІ этом зале 61 РіРѕРґ назад состоялась премьера нашего первого фильма РїРѕРґ названием «Р?Р· Марокко РЅР° Килиманджаро». Вместе СЃ нами РЅР° этой сцене находился коллектив талантливейших людей, среди которых были Ярослав Новотный, которого РјС‹ считали нашим учителем, гениальный музыкант Зденек Лишка, который написал музыку РєРѕ всем нашим фильмам. РўРѕРіРґР° РІСЃРµ РјС‹ были участниками общегосударственной премьеры фильма, которая прошла РІ кинотеатре «РЎРµРІР°СЃС‚ополь» РќР° Пршикопе РІ Праге», - вспоминает Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ.

Однако государство РЅРµ всегда было столь благосклонно Рє покорителям континентов. После событий Пражской весны РІ 1968 РіРѕРґСѓ поддержавшие ее Р—РёРєРјСѓРЅРґ Рё Ганзелка были изгнаны РёР· РЎРѕСЋР·Р° чехословацких писателей. Р?С… РєРЅРёРіРё перестали издаваться, РѕРЅРё остались без работы. Р’ 1976 РіРѕРґСѓ Р?ржи Ганзелка стал подписантом «РҐР°СЂС‚РёРё 77», Р° РґРѕ 1989 РіРѕРґР° работал садовником. РљРЅРёРіРё РѕР±РѕРёС… авторов РІРЅРѕРІСЊ увидели свет лишь после падения коммунистического режима РІ Чехословакии. Уже позднее Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ самостоятельно совершил несколько путешествий РІ РЇРїРѕРЅРёСЋ, Австралию, РЁСЂРё-Ланку Рё РЅР° Мальдивы. Р’Рѕ время СЃРІРѕРёС… путешествий РёРј удалось повстречаться СЃРѕ РјРЅРѕРіРёРјРё общественными Рё политическими деятелями, Р° также побывать РІ таких местах, РіРґРµ местное население впервые видело иностранцев собственными глазами.

Кстати, немногие знают, что фильмы Зикмунда и Ганзелки снимались без звука, звук накладывался уже позднее в рамках постпродукции, то есть музыка и комментарии записывались уже в студии. Это может показаться невероятным, поскольку все их фильмы звучат очень аутентично. Режиссер Петр Горки рассказывает о том, почему он решил снять фильм о Мирославе Зикмунде:

«РњС‹СЃР»СЊ снять такой фильм появилась лишь РЅР° втором десятке лет нашего знакомства СЃ Мирославом Р—РёРєРјСѓРЅРґРѕРј. Конечно, эта мысль приходила РјРЅРµ РІ голову, РЅРѕ СЏ думал, что должен дорасти РґРѕ этого, - Рё РїРѕ-человечески Рё СЃ профессиональной точки зрения. Думаю, что Рё РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ Р—РёРєРјСѓРЅРґ должен был РЅР° это созреть, поскольку РѕРЅ долгое время отказывался РѕС‚ мысли Рѕ съемках любого фильма, аргументируя это тем, что снято уже было достаточно. Убедить его РІ том, что РѕРґРЅРѕРіРѕ фильма РІСЃРµ же РЅРµ хватает, заняло Сѓ меня несколько лет – фильма Рѕ том, кто такие Р—РёРєРјСѓРЅРґ Рё Ганзелка. Р’ этом конкретном случае – кто такой РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ Р—РёРєРјСѓРЅРґ, поскольку СЃ РЅРёРј РјС‹ знакомы очень хорошо. Рђ РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅР° Ганзелку СЏ видел лишь несколько раз Рё РЅРµ отважился Р±С‹ снять фильм Рѕ его личности. Думаю, что фильм «РЎС‚олетие Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґf» является доказательством того, что всему СЃРІРѕРµ время. РўРѕ, что фильм создавался 3,5 РіРѕРґР° – это чистая случайность, ведь именно столько длилась первая экспедиция Р—РёРєРјСѓРЅРґР° Рё Ганзелки. РЇ наберусь наглости Рё скажу, что это, возможно, была третья серьезная экспедиция Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґР° – путешествие назад РїРѕ собственной жизни, РґР° еще Рё перед камерой, которое может быть еще сложнее, чем пешее кругосветное путешествие. Думаю, что далеко РЅРµ каждый хотел Р±С‹ возвращаться Рє своей жизни».

Провести РІ нелегких, Р°, РїРѕСЂРѕР№, Рё экстремальных условиях путешествий несколько лет Р±РѕРє Рѕ Р±РѕРє СЃ даже очень близким человеком – задача РЅРµ РёР· простых. Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ РЅР° предварительной премьере фильма вспоминал, какие отношения РІРѕ время путешествий были Сѓ РЅРёС… СЃ Р?ржи Ганзелкой:

«РњРѕР¶РЅРѕ сказать, что РјС‹ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РЅРµ «РіР»Р°РґРёР»Рё» или как-то активно выражали симпатию. Конечно, были такие ситуации, РєРѕРіРґР° было необходимо сказать: «РћС‚лично, хорошо». Это были очень короткие похвалы. Было достаточно взгляда или момента, РєРѕРіРґР° РјС‹ сменяли РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Р·Р° рулем. РњС‹ были просто нормальными парнями, которые уважали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Рё, одновременно, знали, кто РІ чем С…РѕСЂРѕС€. Это было непрестанное дополнение РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Рё здоровая конкуренция Рё осознание того, что РјС‹ делаем общее дело. РљРѕРіРґР° РјС‹ отправляли отчеты, РјС‹ всегда подписывались РЅР° РѕРґРЅРѕРј конверте «Р—РёРєРјСѓРЅРґ-Ганзелка», РЅР° РґСЂСѓРіРѕРј – «Р“анзелка-Р—РёРєРјСѓРЅРґ». Журналисты часто спрашивали нас, испытали ли РјС‹ так называемый «СЃРёРЅРґСЂРѕРј РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки»? РќР° это Сѓ нас РЅРµ было времени, РјС‹ были настолько захвачены работой Рё постоянной деятельностью, что РЅРё Рѕ каком «СЃРёРЅРґСЂРѕРјРµ РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки РЅРµ могло идти Рё речи». Конечно, были моменты, РєРѕРіРґР° РјС‹ завидовали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ. Например, РІ Латинской Америке всегда РІ паре шагов Р·Р° Р?ржи шло несколько женщин, которые восхищенно шептали «rubio, rubio!..», что РІ переводе СЃ испанского означает блондин. Р?ржи был блондин, Р° СЏ – брюнет, Рё никакие женщины Р·Р° РјРЅРѕР№ РЅРµ шли».

Фильм «РЎС‚олетие Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґР°» получил очень высокие оценки критиков Рё зрителей. Как отнесся сам Мирослав Р—РёРєРјСѓРЅРґ Рє такому успеху?

«РЇ знаю, что ему это было очень приятно. РЇ недавно РіРѕРІРѕСЂРёР» СЃ РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅРѕРј Р—РёРєРјСѓРЅРґРѕРј, Рё СЃ огромным удовольствием читал ему РїРёСЃСЊРјР° РѕС‚ различных кинотеатров, РіРґРµ пишут, что Сѓ РЅРёС… распроданы билеты, Рё что зрители досматривают фильм, РїРѕРєР° РЅРµ закончатся титры РІ конце, Р° потом аплодируют. Р’СЃРµ это очень важно, поскольку тот огромный труд, который проделали Р—РёРєРјСѓРЅРґ Рё Ганзелка, то, как РјРЅРѕРіРёРј РѕРЅРё пожертвовали ради этого, РІСЃРµ это уравновешивается значимостью этого дела. Это РЅРµ только путевые заметки, РЅРѕ Рё пример трудолюбия, честности, умения РЅРµ стыдиться мечтать. Р’СЃРµ эти вещи, совершенно несовременные, РЅРѕ очень важные, которые несет РІ себе каждый РёР· нас, Рё которые Р—РёРєРјСѓРЅРґ Рё Ганзелка несли уже РІ 1940-С… годах, Рё РёС… несет наш фильм», - заключает режиссер фильма «РЎС‚олетие Мирослава Р—РёРєРјСѓРЅРґР°» Петр Горки