Сказал одно, но подразумевал другое

18.06.2012

Несколько дней назад чешское общество было потрясено словами президента Милоша Земана о детях-

инвалидах. Глава государства высказал мнение, что РёРј РЅРµ стоит обучаться РІ РѕРґРЅРёС… классах СЃРѕ здоровыми детьми, так как «СЌС‚Рѕ несчастье для обеих РіСЂСѓРїРї». Министр образования Чехии Марцел Хладек уверен, что президента неправильно поняли.

Слова президента Земана Рѕ том, что «РґРµС‚Рё чувствуют себя намного счастливее, РєРѕРіРґР° находятся РІ среде себе подобных» возмутили Рё политиков, Рё правозащитников, Рё простых граждан. «РџРѕРґРѕР±РЅС‹РјРё заявлениями Земан дискредитирует должность президента страны», - посчитали РјРЅРѕРіРёРµ.

Министр образования Чешской Республики Марцел Хладек встретился с президентом Земаном, после чего пришел к выводу, что того неправильно поняли.

- Однозначно РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ президент РЅРµ имел РІ РІРёРґСѓ то, что если какой-то ребенок передвигается РЅР° инвалидной коляске, то РѕРЅ РЅРµ может посещать школу, оборудованную специальными пандусами. Президент просто считает, что РЅРµ стоит выбирать РѕРґРёРЅ РёР· РґРІСѓС… экстремальных вариантов. Первый – это лишить всех детей-инвалидов возможности учиться РІ нормальных школах. Рђ второй – сразу отправить всех РёС… РІ эти обычные школы, которые РїРѕРєР° Рє этому РЅРµ подготовлены.

- Ваше министерство подготовило проект закона об общем образовании, который в ближайшее время будет обсуждаться в парламенте. В Чехии начнет действовать так называемая система инклюзивного образования. Ее смысл заключается в том, что не дети подстраиваются под жесткие нормы обучения, а система подстраивается к различным нуждам абсолютно всех детей. Входит ли в планы министерства закрытие специальных школ, в которых сейчас обучаются дети с ограниченными возможностями?

- Если Р±С‹ РјС‹ закрыли РІСЃРµ такие школы, то РЅРµ решили Р±С‹ проблему. Нужно терпеливо Рё поэтапно создавать условия, чтобы система общего образования приняла детей-инвалидов. Это как технические моменты – то есть безбарьерная среда, пандусы, так Рё дополнительный персонал. Специальные ассистенты Рё психологи. Только тогда система инклюзивного образования начнет полноценно работать.

- Сейчас в Чехии не так и много школ, которые соответствуют тем требованиям, о которых вы сказали. Тем не менее, количество детей-инвалидов в этих школах растет. Нормально ли это в данный момент, пока не начала работать инклюзивная система образования?

- РЇ думаю, что это нормально Рё хорошо. Это абсолютно РІ контексте нашего проекта закона. Закон вообще меняет РјРЅРѕРіРѕРµ для детей, нуждающихся РІ специальном обучении. РЇ РіРѕРІРѕСЂСЋ как Рѕ детях-инвалидах, так Рё РѕР± одаренных детях. Новая система будет помогать развитию РёС… талантов. Вообще, для всех детей гораздо лучше находиться РІ обычной, естественной школьной среде. РќРѕ, Рє сожалению, среди детей-инвалидов есть Рё те, кто РІСЃРµ равно РЅРµ сможет обучаться РІ обычных школах. Р?Рј нужна особая помощь. Поэтому таким детям придется Рё дальше ходить РІ специализированные, приспособленные для РЅРёС…, школы