Уроки истории для детей: от картинки – к тексту

09.11.2012

Как сделать так, чтобы история стала одним из любимых предметов учеников начальных школ? Чешский

Р?нститут изучения тоталитарных режимов решил помочь учителям Рё выпустил специальные DVD-РґРёСЃРєРё, помогающие рассказывать детям Рѕ событиях недавнего прошлого РІ более увлекательной форме.

Несколько дней назад РІ школы РїРѕ всей Чехии начали поступать DVD-РґРёСЃРєРё. Р?С… подготовил Рё выпустил Р?нститут изучения тоталитарных режимов.

Предполагается, что содержащиеся на этих дисках материалы помогут учителям, которые преподают историю в начальных классах.

Очень сложно сделать так, чтобы маленькие дети СЃ интересом слушали Рѕ событиях прошлого, поэтому Рё возникла идея СЃ дисками. Речь идет Рѕ новейшей истории Чехии. РўРѕ есть Рѕ том, что происходило РІ XX веке. Вторая мировая РІРѕР№РЅР°, советская оккупация 1968 РіРѕРґР°, «Р±Р°СЂС…атная революция».

Важно уточнить, что речь идет РЅРµ Рѕ том, что рассказывать детям, Р° Рѕ том, как рассказывать. Р’ Чехии РІ отличие РѕС‚ Р РѕСЃСЃРёРё нет «РЅРµСЏСЃРЅРѕСЃС‚Рё» относительно истории. Если РІ Р РѕСЃСЃРёРё существует множество учебников, чуть ли РЅРµ противоположно трактующих события Рё РїРѕ-разному оценивающие людей, то РІ Чехии этого нет. РќРё РѕРґРёРЅ вменяемый учитель Рё тем более автор учебника РЅРµ будет утверждать, что советская оккупация – это правильная вещь, репрессии времен Клемента Готвальда были оправданы, Р° сам Готвальд – «РіРµРЅРёР°Р»СЊРЅС‹Р№ вождь Рё менеджер».

Как преподают историю детям сейчас? Так же, как это было двадцать, тридцать лет назад? Просто РїРѕ учебникам или используя какие-то технологии XXI века. Говорит учитель Рё директор РѕРґРЅРѕР№ РёР· начальных школ Ярослав Р?расек.

- Современную чешскую историю преподают РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РїСЂРё помощи существующих учебников. Однако Сѓ учителей РїСЂРё желании есть Рё иные возможности, откуда черпать информацию, чтобы разнообразить СЃРІРѕРё СѓСЂРѕРєРё. РўРѕС‚ же интернет. Можно ходить СЃ детьми РІ музеи, придумывать еще что-то, как-то проявлять фантазию. Конкретно наша школа, Рє примеру, регулярно РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ встречи СЃ очевидцами различных событий прошлого века. Это уже пожилые люди, РЅРѕ РѕРЅРё СЃ радостью РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє детям, встречаются СЃ РЅРёРјРё «Р»РёС†РѕРј Рє лицу», рассказывают, как Рё что было. Речь, прежде всего, идет Рѕ событиях времен тоталитарного режима.

РњС‹ спросили Камила Чинатла РёР· Р?нститута изучения тоталитарных режимов, что представляют РёР· себя РґРёСЃРєРё для учеников начальных школ Рё как РѕРЅРё РїРѕРјРѕРіСѓС‚ учителям?

- Этих DVD РІ общей сложности три. Разные тематические РїРѕРґР±РѕСЂРєРё Рѕ тех или иных периодах современной истории. Основная часть того, что содержится РЅР° дисках – это киноматериалы. Как С…СЂРѕРЅРёРєР°, так Рё художественные фильмы. РќРѕ есть там Рё фотографии, Рё плакаты тех времен, Рё даже карикатуры. Р? РєРѕРіРґР° РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ «С‚оталитаризме», то речь идет РЅРµ только Рѕ коммунистах, РЅРѕ Рё Рѕ нацистском режиме. Скажем, РЅР° РѕРґРЅРѕРј РёР· РґРёСЃРєРѕРІ есть очень интересные материалы, как немцы пользовались методами пропаганды РІРѕ время протектората. Рљ примеру, агитировали чешские семьи экономить уголь, то есть меньше топить РІ домах. Рђ эта СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЏ – РѕРЅР° поможет вермахту победить. Выпущенные нами РґРёСЃРєРё – РѕРЅРё как кулинарная РєРЅРёРіР°. Учитель использует материалы РёР· РЅРёС…, чтобы «СЃРѕР±СЂР°С‚СЊ» СЃРІРѕР№ СѓСЂРѕРє. Сами РґРёСЃРєРё уникальны еще Рё тем, что РѕРЅРё основаны РЅР° образах, визуальной картинке. Потому что основная часть современного РјРёСЂР° детей – это фильмы, анимация, РєРѕРјРёРєСЃС‹. Мышление детей формируется РїРѕРґ влиянием современных РЎРњР? Рё технологий, там ведь РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј картинки. Р? принцип наших РґРёСЃРєРѕРІ заключается РІ том, чтобы обучение началось СЃРѕ знакомых детям вещей. РўРѕ есть РѕС‚ картинки - Рє тексту. Сначала привлечь внимание детей уже знакомыми РёРј формами. Рђ потом перейти РѕС‚ видеоматериала или фотографий Рє более сложной для восприятия информации