«Aventinum» - издательство корифеев кисти и пера

22.04.2012

Мы хотели бы вспомнить о человеке, который в 20-х годах минувшего столетия, собрав вокруг себя

выдающихся чешских литераторов Рё художников, задавал тон РІ РєСЂСѓРіСѓ книгоиздателей. Выпуская чешских заграничных авторов, РѕРЅ естественным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј поднимал уровень культуры общественности. Речь пойдет РѕР± Отакаре Шторх-Мариене, создателе пражского издательства «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРј» (Aventinum) Рё галереи изобразительного искусства «РђРІРµРЅС‚инская мансарда».

Отакар Шторх, прозвище Мариен было прибавлено к фамилии позже, чтобы отличиться от иных книгоиздателей Александра и Рудольфа Шторхов, родился в 1897 году в городе Водняны в семье аптекаря. Через три года семейство переехало в город Колин, откуда, окончив гимназию, будущий владелец издательства отправился учиться в пражский Карлов университет.

«РњРѕСЏ жизнь была ознаменована культурой СЃ самого начала. РЇ родился РІ РґРѕРјРµ РІРѕРґРЅСЏРЅСЃРєРѕР№ аптеки, которая РґРѕ моего отца принадлежала Франтишеку Геритесу. Р’ этот РґРѕРј захаживал РїРѕСЌС‚ Отакар Мокрый Рё писатель Юлиус Зейер. После того как Геритес переехал РІ Прагу, Зейер заглядывал Рё Рє нам. Причастен РѕРЅ Рё Рє РјРѕРёРј крестинам РІ РІРѕРґРЅСЏРЅСЃРєРѕРј костеле, - написал РІ СЃРІРѕРёС… мемуарах Отакар Шторх Мариен, который часть воспоминаний сам озвучил Рё РІ студии Чехословацкого радио РІ конце 60-С… РіРѕРґРѕРІ прошлого века. Р?значально СЏ прочил себя РІ учителя, РЅРѕ СЃСѓРґСЊР±Р° распорядилась иначе, Рё СЏ стал издателем. РљРѕРіРґР° РЅРµ свершились планы РїРѕ выпуску СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° РІ Клубе молодежи РіРѕСЂРѕРґР° Колин, СЏ сам решил разобраться РІ сути дела. Так, РІ 1919 РіРѕРґСѓ, будучи студентом университета Рё РїСЂРѕС…РѕРґСЏ РєСѓСЂСЃ пятого семестра, СЏ превратился РІ книгоиздателя».

Новоиспеченное издательство, которое сначала располагалось РІ арендованной РєРѕРјРѕСЂРєРµ складского помещения, РіРґРµ стоял лишь стол Рё стул, Р° Сѓ владельца, совмещавшего работу главного редактора, секретаря, бухгалтера Рё так далее, РЅРµ было даже пишущей машинки, получило название - «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРј».

«Р­С‚Рѕ название РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· холмов, РЅР° котором стоит Р РёРј, Р° также прозвище знаменитого чешского издателя Р?ржи Мелантриха, РѕРЅРѕ имеет международный характер Рё, что немаловажно, начинается РЅР° первую Р±СѓРєРІСѓ алфавита. Сразу РІРёРґРЅРѕ, что, РЅРµ имея опыта, РЅРµ издав единой РєРЅРёРіРё, СЏ тогда уже строил весьма отважные планы. Счастье заключалось РІ том, что РІ первый же РіРѕРґ СЏ встретился СЃ множеством корифеев литературного неба того времени», - вспоминал Отакар Шторх-Мариен.

Счастье молодому предприимчивому человеку действительно сопутствовало. Практически сразу после выхода РЅР° издательскую сцену Отакар Шторх-Мариен подружился Рё привлек Рє сотрудничеству братьев Карела Рё Йозефа Чапеков. До 1932 РіРѕРґР° РѕРЅРё издавали СЃРІРѕРё произведения исключительно РІ «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРјРµ». РљСЂРѕРјРµ произведений братьев Чапеков, Отакар Шторх-Мариен выпустил также собрания сочинений Р?ржи Карасека РёР· Львовиц, Йозефа Сватоплука Махара, Антонина РЎРѕРІС‹, Йозефа Шлейхара, Отакара Теера. Р—Р° 15 лет своего существования издательство «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРј» выпустило более 300 РєРЅРёРі СЃ произведениями чешских классиков Рё современных авторов, включая научную литературу, Р° также свыше 350 РєРЅРёРі заграничных авторов. Благодаря стараниям Рё личным СЃРІСЏР·СЏРј Отакара Шторха-Мариена СЂСЏРґ чешских произведений был опубликован РІРѕ Франции.

РџРѕ инициативе Карела Чапека РїСЂРё издательстве «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРј» РІ Праге была создана библиотека англо-американской литературы Standard Library. Р?здательством также выпускалось несколько еженедельных Рё ежемесячных журналов. Еженедельник «Rozpravy Aventina» - (Дебаты Авентинума) был посвящен литературе, Р° ежемесячные журналы «Studio» Рё «Musaion» - РєРёРЅРѕ Рё изобразительному искусству. Название для последнего РёР· РЅРёС… придумал также Карел Чапек, РєРѕРіРґР° начался выпуск СЃР±РѕСЂРЅРёРєРѕРІ, посвященных современным художникам.

«РљРѕРіРґР° СЏ пришел Рє Карелу Чапеку СЃ предложением редактировать СЃР±РѕСЂРЅРёРє Рѕ современном искусстве, меня ожидало немедленное спонтанное согласие. Это была знаменитая встреча. Через час СЏ возвращался РґРѕРјРѕР№ СЃ готовым названием - «Musaion». Прекрасный греческий термин, который Карел «РІС‹СЃС‹РїР°Р» РёР· своей богатейшей кладовой», как Рё позже название для авентинской библиотеке биографий – «Plútarchos»», - вспоминал РІ конце шестидесятых Сѓ микрофона РІ студии Чехословацкого радио Отакар Шторх-Мариен.

Р’ 1927 РіРѕРґСѓ известное пражское издательство «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРј» переезжает РЅР° новый адрес - РІРѕ дворец РЅР° РџСѓСЂРєРёРЅСЊРѕРІРѕР№ улице. Здесь Отакар Шторх-Мариен, открывает легендарную галерею «РђРІРµРЅС‚инская мансарда», РіРґРµ РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ выставки художников, ныне являющихся классиками чешского авангарда.

«РћС‚акар Шторх-Мариен, хотя Рё был известным книжным издателем, воплотившим СЃРІРѕСЋ мечту основанием «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРјР°» РІ 1919 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° был еще студентом. Одновременно РѕРЅ отличался Рё весьма изысканным РІРєСѓСЃРѕРј РІ области изобразительного искусства, который проявлялся Рё РІ выпускаемых РёРј книгах. Р—Р° весьма короткий СЃСЂРѕРє Шторх-Мариен собрал РІРѕРєСЂСѓРі себя исключительных художников. Это были РЇРЅ Зрзавы, Йозеф РЁРёРјР°, Тойен, Рудолф Кремличка, Р­РјРёР» Филла. Р’СЃРµ эти художники работали для него. Стоит припомнить, например, легендарное издание «Р‘абушки» Божены Немцовой СЃ иллюстрациями Вацлава Шпалы или «РњР°Р№» Рё «Р‘укет», которые иллюстрировал РЇРЅ Зрзавы. Р’СЃРµ эти РєРЅРёРіРё предвосхищали РїСЂРёС…РѕРґ Отакара Шторха РІ сферу изобразительного искусства. Выставки, проходившие РІ галерее «РђРІРµРЅС‚инская мансарда», относятся Рє числу лучших, состоявшихся РІ Праге РЅР° рубеже 20-С… Рё 30-С… РіРѕРґРѕРІ XX столетия. Р?дея создания издательствами собственных галерей РЅРµ была РЅРѕРІРѕР№. Однако Отакар Шторх-Мариен придал ей необходимую РѕСЃРЅРѕРІСѓ Рё СЃРјРѕРі привлечь Рє сотрудничеству самых успешных авторов периода посткубизма Рё сюрреализма», - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ искусствовед Карел РЎСЂРї.

Просуществовать РЅРѕРІРѕР№ галерее, однако, суждено было недолго. Р’ начале 30-С… издательство «РђРІРµРЅС‚РёРЅСѓРј» постигли финансовые проблемы, Рё РІ 1934 РіРѕРґСѓ РѕРЅРѕ закрылось. Отакар Шторх-Мариен поплатился, как РѕРЅ сам позже РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏР», Р·Р° СЃРІРѕСЋ наивность Рё чрезмерное доверие юристам, которые взялись помочь книгоиздателю поправить дела. Р?ные же упоминают Рѕ жизни «РЅР° широкую РЅРѕРіСѓ» самого С…РѕР·СЏРёРЅР°.

РЎРІРѕРµ детище Отакар Шторх-Мариен попытался восстановить после РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ РІ 1945 РіРѕРґСѓ. Однако после РїСЂРёС…РѕРґР° Рє власти РЅРѕРІРѕРіРѕ режима издательство было упразднено Рё РІ 1949 РіРѕРґСѓ переведено РІ подчинение «Р¦РµРЅС‚СЂР° народного Рё художественного производства», РіРґРµ Отакару Шторху-Мариену было отведено лишь место заведующего книжным магазином