Киноделикатесы в виде шоплифтинга, дамы с собачкой и супергероя с «лентяйкой»

08.04.2012

Вот уже пятый год подряд Чешский киноцентр вместе со своими зарубежными коллегами устраивает

проекции актуальных чешских Рё немецких короткометражных фильмов. Больше всего эмоций вызвали Сѓ зрителей ленты Рѕ магазинных кражах Рё Рѕ супермене, орудующем продвинутой «Р»РµРЅС‚СЏР№РєРѕР№» для телевизора.

Киносмотр FeinKOšt – Feine Kurzfilme im Ost, будучи передвижным, РІ этом РіРѕРґСѓ начался РІРѕ второй половине РЅРѕСЏР±СЂСЏ РІ дрезденском Programkino Ost, РІ Гросхеннерсдорфe Рё РІ Kinobar Prager Frühling РІ Лейпциге. Позже смотр, РЅРµ имеющий постоянной РїСЂРѕРїРёСЃРєРё, РЅРѕ сулящий изыски (feinkost – РЅР° немецком означает «РґРµР»РёРєР°С‚есы»), гостил РІ Праге, Брно, Градец Кралове Рё РґСЂСѓРіРёС… чешских городах. РЈРІРёРґСЏС‚ корокометражки также РІ СЂСЏРґРµ словацких РіРѕСЂРѕРґРѕРІ.

Р’ программе представлено десять фильмов, созданных чешскими Рё немецкими режиссерами, нередко Рё начинающими. Среди РЅРёС… 12-минутный фильм Флориана Фишера Still Life, балансирующий РЅР° грани реальности Рё РіРёРїРЅРѕР·Р°, естественности Рё искусственности, комедия «Р”истанционное управление», представляющая псевдорепортаж РёР· серии «Р›СЋРґРё РІ нашем РіРѕСЂРѕРґРµ», РІ котором Волькер Хенк пользуется дистанционным пультом, лентяйкой как палочкой–выручалочкой для отстранения разных помех, препятствующих образцовой жизни РіРѕСЂРѕРґР°, мультипликационная шутка РЎРѕРЅРё Рохледер «Р”ама СЃ собачкой» или талантливый мультипликационный фильм Рѕ даре детства «РќРѕРІС‹Р№ РІРёРґ» Катержины Карганковой.

Говорит координатор FeinKOšt Даниэла Гурабова:

- Мы стремимся в сотрудничестве с немецким агентством AG Kurzfilm, с которым регулярно организовываем этот смотр, выбрать фильмы разных жанров, как и разносторонней тематики. Это киноленты, завоевавшие внимание публики на международных кинофестивалях, и те их них, которые способны привлечь интерес как зрителей на немецкой, так и нa чешской стороне, а в нынешнем году также интерес еще со стороны словацких зрителей. Мы, например, хотели, чтобы в программу нынешнего смотра был включен весьма интересный немецкий документальный киноэксперимент Still Life.

Фильм снят в очень своеобразной технике и показывает, каким образом сегодняшний человек зачастую воспринимает природу: он видит ее в статическом состоянии. Поэтому там так много статистических кадров, напоминающих что-то искусственное. Эта кинолента несет на себе неповторимый авторский отпечаток, поэтому мы с удовольствием ее представляем.

- Тема студенческого документального фильма Мартины Малиновой 2013 РіРѕРґР° РїРѕРґ названием Nepokradeš («РќРµ укради!») - шоплифтинг, то есть магазинные кражи. Зритель постепенно знакомится СЃ любителями, которые занимаются РІ условиях крупномасштабной розничной торговли хищением РѕС‚ случая Рє случаю, Р° некоторые Рё регулярно РІ целях бесплатно одеться, пропитаться или иным образом повысить СЃРІРѕР№ жизненный стандарт. Р’ некоторых случаях нечистые РЅР° СЂСѓРєСѓ ребята исповедуют идеи левого анархистского движения. Другие герои фильма - для РјРЅРѕРіРёС… РёР· РЅРёС… шоплифтинг стал почти своего СЂРѕРґР° развлечением, рассуждают так - зачем есть дешевые продукты, РєРѕРіРґР° можно позволить себе РґРѕСЂРѕРіРёРµ? РЎСѓРґСЏ РїРѕ отрывку РёР· фильма, который СЏ видела, действующие лица этой истории очень близко подпустили Рє себе режиссера. РћРЅР° снимала РЅРµ только РёС… исповеди, РЅРѕ Рё обстановку квартиры, немало СЃРїРѕСЃРѕР±РЅСѓСЋ поведать Рѕ привычках, Рё РІ какой-то мере даже Рѕ социальном статусе СЃРІРѕРёС… хозяев, которых можно было Р±С‹ отнести Рє середнякам. Как режиссеру удалось проникнуть РІ эту среду?

- Этот фильм - автобиографический и рассказывает о пристрастии к шоплифтифтингу также самого режиссера, то есть это и ее личная исповедь. Я знаю, что посредством этого фильма она также раскрыла эту правду о себе и этот взгляд на целую проблематику магазинных краж своим друзьям, знакомым и семье. Пока этот фильм не был обнародован, никто этого о Мартине Малиновой не знал.

- Где этот фильм можно было увидеть?

- Р’ большинстве случаев РІСЃРµ эти короткометражки, РЅРµ исключая Рё фильм «РќРµ укради!», были показаны РЅР° международных фестивалях, РІ рамках конкурсных Рё внеконкурсных секций, или же РЅР° смотрах, который РјС‹ как Чешский киноцентр часто организуем вместе СЃ агентством AG Kurzfilm. Добиться того, чтобы короткометражки вышли РЅР° широкие экраны, задача РЅРµ РёР· простых. РќСѓ, думаю, что тенденция показывать короткометражные фильмы перед полнометражными РІ некоторых случаях уже себя оправдывает Рё имеет немало сторонников. Р? РјС‹ держим кулачки Р·Р° продвижение этой тенденции.

- Как реагировали РЅР° «РќРµ укради!» зрители?

- РњРѕРіСѓ сказать, что РєРѕРіРґР° РјС‹ организовывал смотр, РЅР° котором этот фильм был показан – РІ нем также принимала участие сама режиссер, РѕРЅ РІСЃСЏРєРёР№ раз вызывал жаркие РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё Рё РЅРµ оставил зрителей равнодушными, так как режиссеру было Рѕ чем рассказать. Это очень важно. Р’ большинстве случаев зрители поражены, что никто, включая семью Мартины, РѕР± этом РЅРµ догадывался Рё хотят выяснить ее настоящую позицию. РћРЅРё также удивлены, что Мартина, будучи еще студенткой кинофакультета FAMU, РЅРµ побоялась взяться Р·Р° столь рискованную Рё противоречивую тему.

Герои фильма оправдывают свои кражи борьбой против корпоративной системы, против служения идеалам консюмеризма. Жаль, тем не менее, что режиссер не дала возможности высказаться и другой стороне. Хотя бы тем, кто работает в супермаркетах в должности складского работника, грузчика или продавца, стоящих на низшей ступени корпоративной иерархии, из чьих зарплат высчитываются определенные суммы на погашение убытков, полученных корпорацией в результате деятельности таких активистов. Невзирая на то, что часть убытков также запланирована последними как издержка производства. Некоторые из рассерженных работников персонала супер- и гипермаркетов в таких случаях решают отомстить ритейлерам и превращаются в несунов