Забытый «портретист чешского ландшафта»

09.02.2013

Пражская Галерея «Diamant» (Алмаз) Общества художников Mánes до 14 декабря выставляет работы

художника Богуслава Дворжака, чье имя в Чехии было незаслуженно забыто. Богуслав Дворжак, в среде коллекционеров и любителей творчества художников, прошедших школу Юлиуса Маржака, известен под прозвищем Батька-Дворжак, относится к числу выдающихся чешских пейзажистов.

Богуслав Дворжак родился в 1867 году. Школу Юлиуса Маржака проходил с 1889 по 1897 год. Для своего учителя, которому в это время было доверено создание настенных росписей в пражском Национальном музее, Богуслав Дворжак писал этюды чешских памятных мест, связанных с древними отечественными мифами и историей чешского королевства.

«Р‘огуслав Дворжак был пейзажистом, учеником Юлиуса Маржака, современником Антонина Славичека, РѕРґРЅРёРј РёР· основателей Общества Mánes. РњС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ периоде истории конца XIX века, Рѕ молодежи, продвигавшей новый взгляд РЅР° искусство. Р’ СЃРІРѕРёС… пейзажах Батька-Дворжак придерживался реалистического стиля, Р° РІ более РїРѕР·РґРЅРёР№ период творчества его произведения были насыщенны импрессионистическими элементами. Работая над картинами, художник путешествовал РїРѕ всей Чехии, Р° Рє концу жизни выбрал РІ качестве пристанища область предгорья РљСЂРєРѕРЅРѕС€. Здесь РѕРЅ писал СЃРІРѕРё любимые панорамные пейзажи СЃ длинными склонами Рё расцветшими лугами. Р?менно этим РѕРЅ Рё прославился. Рљ сожалению, Богуслав Дворжак, скончался РІ 1951 РіРѕРґСѓ, то есть РІ период бурных перемен РІ государстве, что Рё стало главной причиной забвения его имени. Переходный исторический период его, как множество иных художников, буквально перемолол», - рассказывает куратор выставки Михаэль Захарь.

Чем же характерны пейзажи Богуслава Дворжака?

- «РќР°СЃС‚авник Дворжака профессор Юлиус Маржак РѕС‚ СЃРІРѕРёС… учеников РІ первую очередь требовал, чтобы РѕРЅРё довели РґРѕ совершенства мастерство рисовальщиков. Р’Рѕ время первого РіРѕРґР° обучения РѕРЅ категорически РёРј запрещал пользоваться цветом. Только РїРѕ прошествии этого периода Юлиус Маржак позволял ученикам обращаться Рє краскам, однако, создавать РёРј разрешалось лишь небольшие этюды, позволявшие отрабатывать навыки смешивания. Юлиус Маржак категорически запрещал СЃРІРѕРёРј ученикам пользоваться так называемыми «С‚рубками» - писать чистой краской СЃ острым оттенком, выдавленной РїСЂСЏРјРѕ РёР· тюбика. Маржак заставлял РёС… смешивать краски, пробовать различные сочетания Рё добиваться гармонии РІ оттенках. Стиль Богуслава Дворжака выделялся тем, что его пейзажи отличаются своей энергией - изображение РїСЂРёСЂРѕРґС‹ насыщено множеством оттенков Рё характерно РѕСЃРѕР±РѕР№ структурой гобелена. Его пейзажами любуешься, так как РѕРЅРё наполнены радостной атмосферой».

В поисках вдохновения и натуры для своих картин Богуслав Дворжак часто отправлялся в разные уголки Чехии.

- «Р‘огуслав Дворжак, как Рё Антонин Славичек, был пражанином Рё несколько СЃРІРѕРёС… любимых мест РѕРЅ нашел именно РІ Чехии. Сначала РѕРЅ писал СЃРІРѕРё пейзажи РІ регионе Железных РіРѕСЂ Сѓ Р РѕРЅРѕРІР°-РЅР°-Доубраве. Потом его взгляд привлекли ландшафты Высочины около Каменичек Рё Сржитеже. Любимым местом творчества была Рё прекрасная область Новопатова РІ предгорьях РіРѕСЂ Крконоше – Левинска, Олешнице, Студенец, Лукавец. Там появились замечательные видовые пейзажи».

Среди выставленных картин Богуслава Дворжака куратор выставки Михаэл Захарь обращает внимание РЅР° РѕРґРЅРѕ раннее произведение автора – «РђР»СЊРїРёР№СЃРєРёР№ пейзаж».

- «Р­С‚Р° работа относится Рє первому РіРѕРґСѓ обучения Богуслава Дворжака Сѓ Юлиуса Маржака. Картина позволяет посетителю выставки проследить, как РІ течение нескольких лет РёР· творчества Дворжака попросту выветрился, исчез тип «РіРµСЂРѕРёС‡РµСЃРєРѕРіРѕ пейзажа», уступив СЃРІРѕРµ место «РїСЂРѕСЃС‚РѕРјСѓ мотиву». Р?скусствовед того времени Карел Боромейский Мадл очень точно РїРѕ данному РїРѕРІРѕРґСѓ заметил, что пришло РЅРѕРІРѕРµ поколение «РїРѕСЂС‚ретистов чешского ландшафта», влюбленных РЅРµ РІ альпийские овраги, Р° РІ поля тмина Рё летнюю благодать».

В творчестве Богуслава Дворжака объектом любви являются также деревенские домишки и потоки воды.

- «Р”еревенские избушки – это СЃРёРјРІРѕР» чешского уклада жизни, Р° также народа, как РѕСЃРЅРѕРІС‹ государства, появившегося РІ 1918 РіРѕРґСѓ. Богуслава Дворжака нельзя связывать СЃ продвижением идеологии, РЅРѕ Рё РІ его творчестве тема РЅРѕРІРѕРіРѕ уклада жизни слегка прослеживается».

Художник активно занимался живописью вплоть до своей смерти в 1951 году и до сегодняшних дней остается известным автором в своей любимой области предгорья Крконош, в отличие от Праги и иных регионов страны.

«РќР°С€РµР№ выставкой РјС‹ хотим напомнить РѕР± РѕРґРЅРѕРј РёР· основателей Общества художников Mánes. Картин Дворжак написал РЅРµ столь РјРЅРѕРіРѕ. Его Рё современники характеризовали, как человека, любившего писать неторопливо, наслаждаясь. Для выставки нам удалось собрать 53 экспоната, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РёР· частных коллекций. Предоставили, однако, картины Богуслава Дворжака нам также РёР· СЃРІРѕРёС… коллекций Страховая компания Кооператива Рё Галерея РіРѕСЂРѕРґР° Пардубице. Экспозиция РЅРµ только рассказывает Рѕ творчестве Богуслава Дворжака, РЅРѕ одновременно Рё дополняет портрет художественной школы Юлиуса Маржака. Последняя сборная выставка РЅР° данную тему проходила уже 15 лет назад РІ Пражском граде», - подчеркивает куратор выставки РІ галерее «Diamant» (Алмаз) Общества художников Mánes Михаэль Захарь