Самая страшная потеря архитектурной Праги

12.08.2012

Тот, кому довелось побывать на пражском вокзале Флоренц, вряд ли вспомнит эти места без содрогания

Сегодня – это довольно серое Рё пыльное место РІ центре Праги, кишащее асоциальными элементами. Единственный оазис РЅР° нем – Музей Праги – элегантная постройка РІ стиле неоренессанса. РќРѕ еще каких-то 30 лет назад эти места выглядели совсем РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ.

РўРѕ, что случилось РЅР° этом месте СЂРѕРІРЅРѕ 30 лет назад, можно назвать СЃСѓСЂРѕРІРѕР№ данью времени, РЅРѕРІРѕР№ СЌРїРѕС…Рµ. РџРѕРґ девизом «Р”олой старое! Да здравствует РЅРѕРІРѕРµ!» 16 марта 1985 РіРѕРґР° РЅР° Флоренце раздался взрыв, Рё прекрасное здание, РІРёРґРѕРј СЃРІРѕРёРј напоминающее триумфальную арку, перестало существовать. До конца мая Музей Праги представляет выставку РїРѕРґ открытым небом РїРѕРґ названием «РўРµС€РЅРѕРІСЃРєРёР№ вокзал – Тридцать лет СЃРѕ РґРЅСЏ разрушения, сто СЃРѕСЂРѕРє лет СЃРѕ РґРЅСЏ открытия». Эта выставка напоминает Рѕ тех временах, РєРѕРіРґР° путешествующие РЅР° поезде РІ Подебрады или Градец Кралове проезжали великолепное здание вокзала Прага-Тешнов, построенное РІ 1872 – 1875 годах РІ стиле неоренессанса. Однако, передадим слово человеку, который знает РІСЃРµ РѕР± истории чешской железной РґРѕСЂРѕРіРё, РѕРЅ Рё расскажет нам предысторию появления РЅРѕРІРѕРіРѕ пражского вокзала:

«РЈС‡СЂРµРґРёС‚елем Тешновского вокзала была австрийская Северо-западная железная РґРѕСЂРѕРіР°. Это была магистральная железная РґРѕСЂРѕРіР°, которая первоначально обходила Прагу стороной. Р’ Прагу вело лишь ответвление РёР· Лысы, которое оканчивалось около Поржичских РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РІРѕСЂРѕС‚. Однако, после проигранной РІРѕР№РЅС‹ СЃ Пруссией, Прага перестала быть крепостью, Рё около 1870 РіРѕРґР° началось снесение РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… стен. Освободились огромные пространства, чем РЅРµ преминула воспользоваться Северо-западная железная РґРѕСЂРѕРіР°. Так что РєРѕРіРґР° железная РґРѕСЂРѕРіР° РёР· Лысы дошла РґРѕ Праги РІ 1872 РіРѕРґСѓ, РЅР° Роганском острове было построено временное здание товарной станции, поскольку стены РІ районе Флоренца еще РЅРµ были снесены», - рассказывает историк железных РґРѕСЂРѕРі Карел Цайтхаммер.

Р’ то время район Карлин динамично развивался, росла промышленность, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем район стремился Рє строительству собственного вокзала. Делу помогло австрийское Министерство торговли, которое решило, что новый вокзал Северо-западной железной РґРѕСЂРѕРіРё РЅР° месте снесенных крепостных стен будет строиться параллельно СЃ только что оконченным вокзалом железной РґРѕСЂРѕРіРё Р?мператора Франца Р?осифа, то есть, нынешним Главным вокзалом. Так Рё получилось – новый Тешновский вокзал появился РЅР° том месте, РЅР° котором Рё стоял Рё служил СЃРІРѕРёРј целям РЅР° протяжении РјРЅРѕРіРёС… лет. Рђ РѕР± этом нам расскажет куратор выставки историк Томаш Дворжак.

«РЎС‚роительство Тешновского вокзала было завершено РІ 1875 РіРѕРґСѓ, Р° его открытие состоялось 10 мая. Рљ этому моменту РІ Праге уже было построено несколько вокзалов, Рё РѕРЅР° соединялась СЃ Веной железной РґРѕСЂРѕРіРѕР№, построенной РІ 1845 РіРѕРґСѓ. Р’ 1870-Рµ РіРѕРґС‹ пражское высшее общество решило, что Рё РІ Праге должно быть красивое, репрезентативное здание вокзала, так Рё появился вокзал Прага-Тешнов. РћРЅ был построен РїРѕ проекту архитектора Карла Шлимпа Рё представлял СЃРѕР±РѕР№ роскошное здание, центральная часть которого была решена РІ РІРёРґРµ триумфальной арки. Это было реминисценцией классической триумфальной арки – четыре колонны, которые венчали статуи, представляющие отдельные РІРёРґС‹ человеческой деятельности. РљСЂРѕРјРµ того, там были скульптуры, олицетворяющие промышленность Рё крестьянство, Р° над РЅРёРјРё – всеохраняющая Австрия».

РќРµ менее примечательны были Рё интерьеры Тешновского вокзала – внутри здания пражане могли созерцать изображения РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, через которые проходила Северо-западная железная РґРѕСЂРѕРіР°. Вокзал простоял РїРѕРґ названием Тешновский вплоть РґРѕ 1919 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° был переименован РІ Денисов вокзал. Это название РѕРЅ получил РїРѕ имени французского историка Рё слависта, большого покровителя Чехии Рё независимой Чехословакии Эрнста Дениса. Р’Рѕ время Второй РњРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ вокзал назывался Влтавским, Р° уже РІ 1953 РіРѕРґСѓ получил название Прага-Тешнов. РќР° протяжении РјРЅРѕРіРёС… лет вокзал исправно выполнял СЃРІРѕСЋ функцию. Жители Рё гости Праги РЅРµ проходили РјРёРјРѕ, РЅРµ полюбовавшись РЅР° грандиозное здание, считавшееся РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых красивых вокзальных построек РІ Центральной Европе, Р° также СЃ удовольствием посещали несколько ресторанов, разместившихся РІ нем.

«РўРµРј РЅРµ менее, уже РІ 1970-Рµ РіРѕРґС‹ был разработан план РїРѕ полной перестройке пражского транспортного сообщения, как шоссейного, так Рё железнодорожного. Р’ рамках этого плана появилась так называемая Северо-южная магистраль, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ являющаяся весьма проблематичным пражским дорожным сообщением. Р?менно РІ жертву ей Рё был принесен Тешновский вокзал. Была упразднена железнодорожная линия, которую обслуживал этот вокзал, движение было прекращено РІ 1972 РіРѕРґСѓ. Часть здания вокзала была снесена уже РІ те РіРѕРґС‹, чтобы могло начаться строительство РЅРѕРІРѕР№ магистрали. Затем следует интересный период, РѕС‚ него сохранились СЃРЅРёРјРєРё, РЅР° которых можно еще видеть здание вокзала, Р° РїСЂСЏРјРѕ СЂСЏРґРѕРј СЃ РЅРёРј уже РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ магистраль», - продолжает историк Томаш Дворжак.

Уже РІ те РіРѕРґС‹ звучали идеи Рѕ том, что если СѓР¶ это здание представляет СЃРѕР±РѕР№ такую архитектурную ценность, можно было Р±С‹ попытаться его сохранить – например, для целей культурных. РћРґРЅРѕР№ РёР· таких идей было размещение там части коллекций Музея Праги. РќРѕ РІСЃРµ это РЅРµ отвечало концепции Рѕ том, что старое должно уступить место РЅРѕРІРѕРјСѓ, поэтому Рѕ здании никто РЅРµ заботился, РѕРЅРѕ ветшало, РІ нем жили строители, работавшие над строительством магистрали. Так Рё продолжалось РґРѕ 16 марта 1985 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° здание Тешновского вокзала было взорвано. Часть сохранившихся после взрыва скульптур была передана РІ лапидарий Национального музея, РЅРѕ это была действительно ничтожная часть всего того великолепия, которое исчезло РїРѕРґ десятками килограммов взрывчатки.

О Тешновском вокзале говорят, что это чуть ли не самая большая потеря для Праги в архитектурном плане. Сегодня времена иные, но вместо социалистического строительства для памятников архитектуры существует иная угроза, скрывающаяся под словом девелопер. Мы спросили Томаша Дворжака, есть ли в современной истории примеры, когда какому-то историческому вокзалу удалось избежать участи вокзала Прага-Тешнов?

«РњРЅРµ известен пример недавней истории РёР· Усти-над-Орлице, РіРґРµ находится весьма примечательное здание вокзала. РћРЅРѕ было построено еще РІРѕ времена самого первого железнодорожного сообщения, соединявшего Оломоуц СЃ Прагой. Этой постройке угрожал СЃРЅРѕСЃ, однако, это столкнулось СЃРѕ столь сильным сопротивлением, что РІ итоге здание было спасено. РЇ также знаю, что подобные РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё ведутся РІ отношении здания вокзала РІ Гавиржове, РЅРѕ РѕРЅРѕ относится уже Рє более позднему периоду – Рє 1950-Рј годам. Еще есть вокзал РІ Младе Болеславе, который также относится Рє истории железных РґРѕСЂРѕРі. Разумеется, РЅР° нем заметна печать времени, здание разрушается, Рё существует проект РїРѕ его СЃРЅРѕСЃСѓ Рё возведению большой футуристической постройки, РЅРѕ сейчас РІСЃРµ это находится РІ состоянии анабиоза», - заключает историк Томаш Дворжак