«Орган – оркестр в кармане»

17.09.2012

Душой каждого католического костела, несомненно, является орган – могучий инструмент

подчиняющийся только настоящим мастерам. У многих существует убеждение, что орган исключительно мужской инструмент. Никола Эккертова опровергает подобные представления. На одном из концертов в пражском костеле Святого Роха в районе Жижков гордый инструмент пел, подчиняясь движению пальцев хрупкой девушки.

«Р—аниматься музыкой СЏ начала РІ детстве, училась играть РЅР° флейте. Дома Сѓ нас было фортепиано, РЅР° котором СЏ вечно брынькала, поэтому РјРѕСЏ мама решила, раз СѓР¶ СЏ пытаюсь РЅР° нем играть, то лучше всего этим заняться порядочно. Так СЏ попала РІ класс фортепиано. Р’ гимназии СѓСЂРѕРєРё музыки Сѓ нас вел профессор Петр Бертл, который был органистом Рё очень нас вдохновлял. РЇ пела Сѓ него РІ С…РѕСЂРµ. РќР° РѕРґРЅРѕРј РёР· концертов РѕРЅ также исполнял РЅР° органе произведение Яначека. РњРЅРµ понравилось РґРѕ такой степени, что потом РјРЅРµ всегда хотелось подняться РІ костеле РЅР° С…РѕСЂС‹ Рё попробовать поиграть РЅР° органе. Как раз РІ этом РіРѕРґСѓ РІ нашей музыкальной школе РІ Праге - Радотине открылся класс органа, РєСѓРґР° СЏ Рё поступила. После гимназии СЏ поступала РІ музыкальное училище РїРѕ классу флейты Рё органа. РќР° флейту меня РЅРµ приняли, Р° РЅР° орган – РґР°».

По окончании музыкального училища в Праге Никола Эккертова отправилась в Люксембург, где успешно окончила Conservatoire de Musique du Nord. Ныне ее музыкальные пути-дорожки завели в лондонскую Королевскую музыкальную академию. В профессиональной копилке Николы также множество различных музыкальных курсов, в которых она участвовала, как в Чехии, так и за границей. Никола Эккертова преподает, сотрудничает с различными хорами, играет на фортепиано и клавесине, но главным все равно остается орган.

«РћСЂРіР°РЅ – это оркестр РІ кармане. РњРЅРµ очень нравится играть Рё просто заниматься РЅР° нем. РЇ РјРѕРіСѓ проводить Сѓ клавиатуры РјРЅРѕРіРѕ часов РїРѕРґСЂСЏРґ, что РјРЅРµ доставляет РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ удовольствие».

Большинство музыкантов играет на собственных инструментах, на тех которые очень хорошо знают. Даже многие известные пианисты возят инструменты собой. В случае органа это невозможно.

«Р’ этом есть СЃРІРѕРё плюсы Рё РјРёРЅСѓСЃС‹. Р’ музыкальном училище РѕРґРёРЅ РјРѕР№ РґСЂСѓРі сказал, что РЅРµ понимает, почему Сѓ различных инструментов единое название – орган. РћРЅРё отличаются РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° больше, чем, например, кларнет Рё саксофон. Невыгода заключается РІ том, что Сѓ музыканта обычно нет собственного инструмента, РЅР° котором РѕРЅ постоянно играет. Каждый раз необходимо быстро приспособится. Каждый раз приходится начинать работу сначала. Например, инструмент РІ костеле Святого Р РѕС…Р°, РЅР° котором СЏ сегодня играла, относится Рє органам СЌРїРѕС…Рё барокко южно-немецкого типа СЃ короткой октавой. Р’ нижнем регистре Сѓ этого органа отсутствуют хроматические полутоны. Приходится вносить необходимые изменения. Например, РІ последнем, исполненном произведении Карла Филиппа Эммануэля Баха, СЏ столкнулась СЃ тем, что клавиатуры данного органа РЅРµ хватило для исполнения РІ оригинальном РІРёРґРµ, РЅРѕ именно РІ этом Рё заключается РІСЃСЏ прелесть».

Ближайшее будущее Николы Эккертовой связано с обучением в лондонской Королевской музыкальной академии, а также с концертной и педагогической деятельностью.

«РџРѕСЃРјРѕС‚СЂРёРј, как РІСЃРµ получится РІ академии. Если РјРЅРµ удастся успешно закончить обучение, то СЏ хотела Р±С‹ продолжить концертную деятельность, Р° также учить. Это важно РЅРµ только для того чтобы заработать РЅР° хлеб насущный, РЅРѕ Рё для развития. Педагогическая деятельность, СЏ считаю, музыканта обогащает. Хотелось Р±С‹ РјРЅРµ продолжить Рё путь органиста РІ костелах, играть РІРѕ время месс. РњРЅРµ это очень нравится. РЇ открыта всем областям музыкальной жизни».

Чем должен обладать музыкант, решивший посвятить свою жизнь органу?

«РњРЅРµ необходима сила воли. Органист должен испытывать радость РѕС‚ того, что делает, должен получать удовольствие РѕС‚ множества времени, проведенного наедине СЃ музыкой Рё инструментом. Каждый концерт – это лишь вершина, победе над которой предшествуют месяцы работы. Рђ если концерт даже РЅРµ удастся, то РЅРµ поддаваться ощущению, что РІСЃРµ было напрасно. Это РЅРµ так. Любая работа над музыкальным произведением обогащает», - заключает органистка Никола Эккертова