Чешский сценарист научил Болливуд бороться с сифилисом

06.05.2012

Ежегодно в Праге проходит фестиваль индийского кино Bollywood. В этом году мероприятие прошло в

12-Р№ раз пришлось РЅР° конец октября. РќР° нем традиционно поклонникам РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРіРѕ РєРёРЅРѕ был представлен СЂСЏРґ занимательных фильмов. Среди РЅРёС… – «РџСЂРµРј Нагар». Рђ знаете ли РІС‹, что сценарий Рє нему написал уроженец Праги Вилли Хаас Рё, тем самым, внес РІ историю Болливуда СЃРІРѕСЋ лепту?

Фестиваль болливудского РєРёРЅРѕ, проходящий РІ Праге, РЅРµ перестает удивлять РіРѕРґ РѕС‚ РіРѕРґР°, поскольку зачастую РѕРЅ ломает традиционные представления РѕР± РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРј РєРёРЅРѕ, как Рѕ специфическом жанре любовной мелодрамы, РїРѕ обилию песен Рё танцев практически граничащем СЃ мюзиклом. Р’ этом РіРѕРґСѓ таким фильмом стал «РџСЂРµРј Нагар», снятый РїРѕ сценарию режиссера Вилли Хааса РІ 1940 РіРѕРґСѓ, Рё, как признался художественный директор фестиваля Болливудского фильма Радим Шпачек, этот фильм – действительно большая редкость.

«Р­С‚Рѕ оригинал архивной ленты 1940-С… РіРѕРґРѕРІ. События РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РІ РёРЅРґРёР№СЃРєРѕР№ деревне, РіРґРµ соперничают РґРІРµ пары братьев. Р’ фильме РјРЅРѕРіРѕ чудес, чар, неурядиц Рё даже преступлений. РќР° самом деле, здесь даже РЅРµ столько важен сюжет, сколько обстоятельства его возникновения. РњРЅРµ очень интересна реакция публики РЅР° этот фильм, поскольку такого старого фильма РЅР° фестивале уже РЅРµ было давно».

Рђ обстоятельства возникновения фильма весьма неординарны для РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРіРѕ кинематографа. Дело РІ том, что фильм был СЃРЅСЏС‚ РїРѕ сценарию режиссера Вилли Хааса, родившегося РІ Праге РІ 1891 РіРѕРґСѓ Рё вынужденно эмигрировавшего перед СѓРіСЂРѕР·РѕР№ фашизма РёР· Чехии РІ Р?РЅРґРёСЋ РІ 1939 РіРѕРґСѓ. Рћ непростой СЃСѓРґСЊР±Рµ режиссера рассказывает германистка Петра Нихтбургерова:

«Р’илли Хаас родился РІ Праге РІ 1891 РіРѕРґСѓ. РћРЅ принадлежал Рє говорящим РЅР° немецком языке интеллектуальным кругам, которые встречались РІ кофейне «РђСЂРєРѕ». Рљ числу его знакомых принадлежали, например, Макс Брод Рё Франц Кафка. Будучи студентом юристом, РѕРЅ интересовался литературой, которая была для него, своего СЂРѕРґР°, бегством. РћРЅ также организовывал РІ Праге литературные встречи».

Переломным моментом РІ жизни Вилли Хааса стала Первая Мировая РІРѕР№РЅР°. Р’ начале 1920-С… РіРѕРґРѕРІ РѕРЅ уехал РІ Берлин, РіРґРµ писал критические статьи для журнала Film-Kurrier. Рљ этому же периоду относятся его ранние работы РІ РєРёРЅРѕ – «Р“орящее поле» (1922) Рё «Р‘РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° себя» (1922), РіРґРµ РѕРЅ пишет сценарий РІ соавторстве СЃ Артуром Розеном, Теа фон Харбоу, Генрихом Брандтом. Р’ амплуа критика Хаас преуспел Рё являлся РѕРґРЅРёРј РёР· самых известных кинокритиков своего времени.

После прихода к власти Гитлера в 1933 году Вилли Хаас вернулся в Прагу. А уже в 1939 году он бежит от нацизма за пределы Чехии. Продолжает Петра Нихтбургерова:

«Р‘лагодаря своему РґСЂСѓРіСѓ Вальтеру Кауфману, Вилли Хаасу удалось получить РІРёР·Сѓ РІ Р?РЅРґРёСЋ. Вальтер Кауфман уехал туда еще раньше. Сперва Хаас отправляется РІ Р?талию, РіРґРµ садится РЅР° корабль Рё плывет уже РІ Р?РЅРґРёСЋ, РІ Бомбей. Там РѕРЅ встречается СЃ Кауфманом, который Рё познакомил его СЃ известным РёРЅРґРёР№СЃРєРёРј продюсером Рё режиссером Моханом Бхавнани. Для него Вилли Хаас написал первый сценарий Рє фильму, который назывался Jhuti Sharm Рё был СЃРЅСЏС‚ РїРѕ мотивам драмы Р?бсена. РџРѕ жанру его можно отнести Рє социальной драме».

Как рассказала Петра Нихтбургерова, этот сюжет Хаас не выбрал добровольно. Он предполагал, что задача будет непростой, уже потому как наблюдал за процессом съемки индийских фильмов. В их основе лежали традиционные театральные представления, в которых значительное место отводится пению и танцу. А здесь фильм должен был играть чуть ли не просветительскую роль в области заболеваний, передающихся половым путем.

«Р¦РµРЅС‚ральным сюжетом является сифилис, заболевание, передающееся половым путем. Р?нтересно то, что именно этот сюжет занимал РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… кинематографистов. РќР° просвещение РІ области заболеваний, передающихся половым путем, РѕРЅРё получили финансирование. Р? этот аспект был чрезвычайно важен для съемок фильма. Вилли Хаас приступил Рє написанию сценария. РћРЅ старался включить РІ него РІСЃРµ возможные аспекты, музыкальные Рё танцевальные элементы. РљРѕРіРґР° сценарий был готов, РѕРЅ передал его Мохану Бхавнани, РїРѕ которому тот СЃРЅСЏР» фильм. Бхавнани СЃ самого начала был воодушевлен сценарием».

Фильму Jhuti Sharm прибавляло кассовости и то, что он был презентован как произведение европейского сценариста. Однако сам Вилли Хаас был не настолько удовлетворен результатом. В своих воспоминаниях он отмечал, что, каждый раз, придя на съемки, он не мог понять и узнать, какая сцена снимается в настоящий момент.

«РќР° это Мохан Бхавнани всегда ему отвечал: «РџСЂРё написании сценария СЏ тоже РЅРµ вмешивался РІ процесс. Это РёРЅРґРёР№СЃРєРёР№ фильм, Рё СЏ знаю, что нужно делать». Это немного разочаровало Вилли Хааса. Фильм пользовался большим успехом, однако, РІ результате сильно отличался РѕС‚ первоначального сценария. Вилли Хаас также сокрушался, что развитие событий РІ фильме было непоследовательным, точнее сюжетная линия РЅРµ была РїСЂСЏРјРѕР№, потому что РёР·-Р·Р° проведенных изменений произошли РєРѕРµ-какие ошибки, нарушавшие последовательность сюжета», - продолжает Петра Нихтбургерова.

Тем РЅРµ менее, Вилли Хааса эта ситуация РЅРµ оттолкнула, Рё, впоследствии, РѕРЅ предложил Мохану Бхавнани написать очередной сценарий. Р?РЅРґРёР№СЃРєРѕР№ культурой Рё мифологией Хаас начал интересоваться еще РІ Праге Рё даже посещал лекции РїРѕ индологии. Для того, чтобы продемонстрировать режиссеру Бхавнани, что РѕРЅ действительно разбирается РІ местной культуре, Хаас решил отправиться РІ РёРЅРґРёР№СЃРєСѓСЋ деревню, чтобы познакомиться ближе СЃ местной культурой Рё написать сценарий РІ аутентичной среде. Р?менно РІ РёРЅРґРёР№СЃРєРѕР№ деревне Вилли Хаас впервые познакомился СЃ народным театром. Это произвело РЅР° него РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ впечатление Рё, безусловно, оказало влияние РЅР° написанный РёРј сценарий.

«Р•С‰Рµ живя РІ Бомбее, РѕРЅ осознал, что РёРЅРґРёР№СЃРєРёР№ кинематограф уничтожил РёРЅРґРёР№СЃРєРёР№ театр. Р’СЃРµ ходили РІ РєРёРЅРѕ, Р° РІ театр люди ходить практически перестали. РљРѕРіРґР° Хаас приехал РІ деревню около РіРѕСЂРѕРґР° Лимбди, РѕРЅ впервые встретился СЃ настоящим РёРЅРґРёР№СЃРєРёРј театром, РІ котором имели место элементы мифологии. Представление было невероятно длинным Рё продолжалось целую ночь. Только после этого РѕРЅ приступил Рє написанию сценария».

Как Рё большинство РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… фильмов, «РџСЂРµРј Нагар» - фильм Рѕ любви, ревности Рё межчеловеческих отношениях. Действие разворачивается РІ РёРЅРґРёР№СЃРєРѕР№ деревне между РґРІСѓРјСЏ парами – братьев Рё сестер. Братья богаты, Рё РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… хочет убить РґСЂСѓРіРѕРіРѕ ради получения наследства, Рё одновременно ревнует его. РћРґРЅР° РёР· сестер кокетка, Рё ей нравится РґСЂСѓРіРѕР№ брат, нежели тот, который ей сужен. Р’СЃРµ это создает РІ фильме напряжение. РљСЂРѕРјРµ того, РІ ленте прослеживаются Рё такие социальные аспекты, как бюрократия Рё взяточничество.

«Р?нтересно то, что РІ сценарии появляется сцена, РІ которой влюбленные целуются, что всегда РІ РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРј кинематографе было табу. Мохан Бхавнани, ее разумеется, незамедлительно вычеркнул Рё был раздосадован. Вилли Хаас РЅР° его замечания ответил так: «Р­С‚Рѕ правда, потому что РІ Р?РЅРґРёРё сразу приступают Рє делу вместо поцелуев». Тем самым, РѕРЅ вспоминал СЃРІРѕРё впечатления РѕС‚ театрального представления, РЅР° котором РѕРЅ побывал РІ самом начале своего пребывания РІ РёРЅРґРёР№СЃРєРѕР№ деревне. Мифологическая театральная история оканчивалась подобием сексуальной РѕСЂРіРёРё, что ввергло Вилли Хааса РІ шок», - завершает Петра Нихтбургерова.

Вилли Хаас написал РІ Р?РЅРґРёРё РґРІР° сценария, РёР· которых сохранился лишь сценарий Рє фильму «РџСЂРµРј Нагар». Его пребывание РІ Р?РЅРґРёРё закончилось РІ 1948 РіРѕРґСѓ СЃ СѓС…РѕРґРѕРј британцев. Как Рё РјРЅРѕРіРёРµ эмигранты, РѕРЅ опасался того, что станет, РєРѕРіРґР° Р?РЅРґРёСЏ превратится РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅСѓСЋ страну. Вилли Хаас вернулся РІ Европу Рё остался жить РІ Германии