Российский роговой оркестр - впервые в Праге

23.12.2012

Прямых аналогов звучанию рогового оркестра, основанного в XVIII веке в России чешским валторнистом

Я.Марешoм, в мире до сих пор нет. Российский рогoвой оркестр внес неоценимую лепту в воскрешение этой музыки и гастролирует по всему миру, однако в Чехии выступил впервые. Мы беседуем с его бессменным руководителем Сергеем Поляничко.

- Давно ли вам хотелось приехать РІ Чехию – РјРЅРѕРіРёРµ, Рє слову, знают, что история вашего СЂРѕРіРѕРІРѕРіРѕ оркестра связана СЃ именем чешского капельмейстера РЇРЅР° Мареша?

- Р’С‹ знаете, Чехия вообще страна, РІ которую хочется приехать, a Прага - тот РіРѕСЂРѕРґ, РІ котором хочется остаться подольше – потрясающе красивый РіРѕСЂРѕРґ. РЇ сегодня СЃ наслаждением гулял РїРѕ улицам, посмотрел Карлов РјРѕСЃС‚. Совершенно роскошный РіРѕСЂРѕРґ, РЅРѕ … РЇРЅ Мареш РІСЃРµ-таки жил Рё работал РІ Р РѕСЃСЃРёРё, Рё создал этот оркестр для СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ императрицы, Рё РЅРёРєРѕРіРґР° это искусство РЅРµ выходило Р·Р° пределы Р РѕСЃСЃРёРё. Конечно, очень хотелось приехать, тем более что Прага - РіРѕСЂРѕРґ, РІ который стремятся РІСЃРµ музыканты.

- В XX веке интерес к этой музыке уменьшился, но в начале текущего века, если не ошибаюсь, в 2006 году, роговой оркестр удалось воссоздать? Благодаря кому?

- Благодаря музыкантам оркестра, благодаря мастеру музыкальных инструментов, отчасти, наверное, благодаря мне.

- РњРЅРµ представляется чем-то РІСЂРѕРґРµ РїРѕРґРІРёРіР° создание СЂСЏРґР° музыкальных инструментов, необходимых для этого оркестра, Р·Р° такой короткий промежуток времени…

- Конечно, конечно.

… Рё РІ этом заслуга петербургского мастера…

- …Владимира Головешко – его, Рє сожалению, сегодня нет СЃ нами РІ Праге. РћРЅ сейчас работает РІ мастерской, изготавливает новые инструменты. Р’СЃРµ, что сделано, сделано его руками, РїРѕ его чертежам, формулам, Рё РѕРЅ С…РѕРґРёР» РІ музей, смотрел старинные инструменты, чертил бесконечно, потом наконец-таки нашел нужные пропорции, подобрал нужный металл, мундштуки. Конечно, наши современные инструменты отличаются РѕС‚ исторических, РЅРѕ это РЅРµ влияет РЅР° Р·РІСѓРє. РњС‹ считаем, что сохранять исторический инструмент это, конечно, хорошо, РЅРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны РјС‹ же живем РІ современном РјРёСЂРµ Рё вправе использовать современные технологии Рё безопасные сплавы. Потому что, например, 300 или 250 лет тому назад инструменты содержали очень большое количество меди, РѕРЅР° разъедала организм, Рё музыканты умирали молодыми, Р° РјС‹ изготавливаем инструменты РёР· сплавов, безопасных для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.

- РЈ вашего оркестра РґРІР° состава, молодежный остался сейчас РІ Петербурге – РѕРЅРё играют РЅР° тех же инструментах, как Рё привезенный РІ Прагу состав, или же РёС… инструменты РїРѕ форме более близки охотничьим рогам?

- Нет, РјС‹ для РЅРёС… изготовили специальные инструменты – это такие изогнутые СЂРѕРіР°, РЅРѕ принцип сохранили тот же самый, то есть РѕРґРёРЅ музыкант играет РѕРґРЅСѓ ноту, разница только РІ форме инструментов, РЅРѕ, конечно, форма эта влияет РЅР° Р·РІСѓРє Рё РЅР° тембр. РњРЅРµ тот оркестр РїРѕ звучанию кажется более благородным, хотя СЂРѕРіРѕРІРѕР№ оркестр СЃ прямыми инструментами имеет большие технические возможности, потому что эти инструменты удобнее держать. Р? каждый музыкант может держать 3-5 инструментов, Р° РєРѕРіРґР° инструменты изогнуты, можно держать РѕРґРёРЅ или РґРІР°, РЅРµ больше. Это ограничивает РІ репертуаре Рё РІ подвижности.

- Р? это как раз Рё предопределило, что РІС‹ решили привезти состав СЃ этими удлиненными инструментами – РѕРЅРё складываются, Р° РЅРµ СЃ изогнутыми?

- Конечно. Они складываются, мы их разбираем и прочее.
Дипломаты взяли на вооружение охотничьи рога

- Р’С‹ говорили Рѕ том, что ваши инструменты безопасны для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ музыкантов. Р?С… звучание имеет благотворное влияние Рё РЅР° слушателей - СЏ слышала Рѕ том, что РІС‹ давали ваши инструменты или ваши музыкальные записи этих инструментов РІ лабораторию, Рё выяснилось, что РѕРЅРё оказывают положительное влияние РЅР° человеческий организм. Что это Р·Р° история?

- Дело РІ том, что эти оркестры вообще занимали РѕСЃРѕР±СѓСЋ позицию, Рё РїСЂРё РґРІРѕСЂРµ РІ том числе, сопровождали разные церемонии Рё даже церемонию коронации. Удивителен Рё тот факт, что РѕРЅРё сопровождали дипломатические приемы, Рё РјС‹ задумались - зачем, собственно? Р? РІРѕС‚ потом, работая Рё ощущая РЅР° себе эту вибрацию - всепроникающую, человек вдругчувствует такое состояние очищения, катарсис. Р? РјС‹ решили, что наши предки понимали, СЃ чем РѕРЅРё имеют дело, Рё использовали эти роговые инструменты СЏРІРЅРѕ для того, чтобы переговоры проходили РІ РёС… пользу. Поэтому РјС‹ исследовали этот Р·РІСѓРє, Рё если раньше РІСЃРµ это было известно РїРѕ наитию, то теперь это - научно подтвержденный факт Рѕ свойствах этого Р·РІСѓРєР°.

Он действительно очень положительно влияет на человеческий организм, он просто перестраивает человеческое поле. По силе воздействия на таком уровне до нас был известен только оркестр японских барабанов, а теперь это еще и российский роговой оркестр. Но публике я об этом не говорю, потому что кто-то, может, испугается получить такое мощное воздействие в зале.

- Р’С‹ включили РІ СЃРІРѕР№ репертуар РїРѕ случаю гастролей РІ Праге также «Р РѕРјР°РЅСЃ лягушки» Вацлава РўСЂРѕСЏРЅР°, чья деятельность длительное время была тесно связана, Рє слову, Рё СЃ Чешским радио, Рё публика его исполнение очень тепло восприняла. Планируете ли РІС‹ включать РІ СЃРІРѕСЋ программу произведения РґСЂСѓРіРёС… чешских авторов?

- Р’С‹ знаете, Рє сожалению, РІ нашем репертуаре больше нет чешских авторов, РЅРѕ хотелось Р±С‹. Дело РІ том, что разучивание РѕРґРЅРѕРіРѕ произведения Сѓ нас занимает РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ время. Р’РѕС‚ «Р›СѓРЅРЅР°СЏ соната» СЃ момента идеи Рё РґРѕ ее реализации прошла семилетний путь, «РЁСѓС‚РєР°» Баха - РґРІР° РіРѕРґР°, «Р’ильгельм Тель» Р РѕСЃСЃРёРЅРё - восемь, поэтому говорить Рѕ том, что РјС‹ сегодня решили, Р° завтра сыграли, РЅРµ приходится. Необходимость делать дополнительные инструменты – это целый процесс, Рё каждая песня, каждое произведение Сѓ нас - РЅР° вес золота. Сейчас РІРѕС‚ РјС‹, например, играем Вивальди - РјС‹ же зависимы РѕС‚ РЅРѕС‚: сколько РЅРѕС‚ РІ пассаже, столько Рё рожков должно быть, поэтому если РёС… нет, РјС‹ изготавливаем РёС… дополнительно.

- Наметились ли у вас какие-либо возможности для дальнейшего сотрудничества с чешской стороной?

- Р’С‹ знаете, РјС‹ РјРЅРѕРіРѕ думаем РѕР± этом Рё РіРѕРІРѕСЂРёРј, Рё надеемся, что РІСЃРµ это станет правдой. Конечно же, для нас огромная честь выступать РІ таком РіРѕСЂРѕРґРµ – РЅРµ РїРѕР±РѕСЋСЃСЊ сказать, РІ музыкальной столице. РњС‹ будем РѕР± этом мечтать Рё будем работать, Р° дальше, как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, Р±РѕРі РІСЃРµ управит, СЏ думаю, РјС‹ приедем еще раз Рё еще раз. Р’ Чехии очень РјРЅРѕРіРѕ фестивалей, которые РјС‹ хотели Р±С‹ посетить, РЅРѕ, как Рё РјРЅРѕРіРёРµ оркестры, РјС‹ замкнуты РІРѕ РІСЃСЏРєРёРµ проблемы, которые РЅРµ касаются творчества. РќРѕ это – РЅРµ проблема, это – задача, поэтому РјС‹ будем РёС… решать Рё приезжать РІ Прагу.

- Будем надеяться.

- Спасибо вам огромное.

Р’ СЂСѓР±СЂРёРєРµ «Р Р°Р·РіРѕРІРѕСЂ напрямую» прозвучали фрагменты РІ исполнении Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ СЂРѕРіРѕРІРѕРіРѕ оркестра