Товарная станция Жижков

17.05.2012

Железнодорожная разгрузочная товарная станция Жижков — это не просто здание, это целый

промышленный ареал, о котором сегодня говорят больше всего. Всем интересно, какова дальнейшая судьба здания, будет ли оно снесено, как использовано в будущем? Такой интерес в первую очередь объясняется его непосредственной близостью к историческому центру Праги. Ну а каковы еще причины дискуссий? О чем еще сегодня спорят?

Олег Фетисов. Действительно, РІ первую очередь необходимо отметить градостроительную ситуацию — С‚. Рµ. то, что здание товарной станции находится вблизи исторического центра РіРѕСЂРѕРґР°, Р° именно РЅР° транспортной артерии — РЅР° пересечении улиц РЇРЅР° Желивского Рё Ольшанска. РЎРїРѕСЂРѕРІ Рё дебатов относительно СЃСѓРґСЊР±С‹ здания действительно РјРЅРѕРіРѕ. Р’ первую очередь РѕРЅРё затрагивают проблему использования здания Рё всей его инфраструктуры.

Либор Кукал. Споры касаются непосредственно самого здания бывшего товарного вокзала, или все-таки его участка?

Олег Фетисов. Речь конечно же идет Рѕ целом промышленном ареале, РЅРѕ РІ первую очередь предметом обсуждений, СЃРїРѕСЂРѕРІ Рё «РІРѕРёРЅ» является само здание. Достаточно сказать, что здание трижды получало статус памятника архитектуры. Для всей страны такой случай является редким, РєРѕРіРґР° здание неоднократно получает Рё теряет государственную охрану... Р’СЃРµ это результат «РІРѕР№РЅС‹» различных позиций Рё интересов. Как известно, существуют несколько сторон. РќРѕ наиболее известными являются сторонники охраны здания Рё использования его РІ культурных целях, Р° так же сторонники СЃРЅРѕСЃР° Рё использования ареала РІ коммерческих целях (например, строительство РЅРѕРІРѕРіРѕ жилого комплекса).

Либор Кукал. А какова твоя личная точка зрения? Нравится ли тебе здание? Оставлять или сносить?

Олег Фетисов. Моя личная точка зрения непосредственно связана с проблемой охраны памятников индустриального наследия. Я сторонник охраны и нового эффективного использования промышленной архитектуры. Более того, здание находится в отличном техническом состоянии, что не мешает ему быть служить в культурных и социальных целях города и района Жижков.

Либор Кукал. В чем заключается ценность здания Жижсковского товарного вокзала?

Олег Фетисов. Нельзя РЅРё отметить тот факт, что здание является единственным масштабным промышленным объектом, который был построен РІ 30-Рµ РіРѕРґС‹ Рё является памятником промышленной архитектуры РІ стиле «С„ункционализм». РќР° самом деле, Прага богата зданиями РІ данном стиле: это различные общественные здания, РІ С‚. С‡. торговые РґРѕРјР° РЅР° Вацлавской площади, Р° так же множество частных жилых РґРѕРјРѕРІ. Рђ что касается промышленно архитектуры, так разгрузочная товарная станция Жижков является некой РёР·СЋРјРёРЅРєРѕР№.

Либор Кукал. Кем было построено это здание? Р? что еще можно сказать Рѕ внешнем РІРёРґРµ здания?

Олег Фетисов. Над разработкой проекта данного здания работал РЅРё РѕРґРёРЅ специалист Рё РЅРµ РѕРґРЅР° компания. Возведение промышленного объекта таких масштабов требовало особых усилий Рё расчетных работ. Первым специалистом, который принялся Р·Р° проектирование, был инженер Мирослав Хлумецкий. Р?менно РѕРЅ как специалист РІ области строительства зданий Рё сооружений железнодорожной индустрии предложил проект, который РІ 1927 РіРѕРґСѓ был утвержден специальной комиссией передан РІ СЂСѓРєРё РґСЂСѓРіРёС… специалистов: Карла Цаиваса Рё Владимира Веисса. Р’ последствии проект был передан подрядчикам Рё строителям Карлу РЎРєРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ, Богумилу Беладе Рё Франтишку Стрнаде. РќРµ обошлось Рё без участия компании ЧКД, которая поставляла металлоконструкции, Р° так же лифтов РѕС‚ РЇРЅР° Прокопца.

Либор Кукал. Р? какова же история здания? РЎСѓРґСЏ РїРѕ всему, сегодня РѕРЅРѕ уже РЅРµ используется как товарная разгрузочная железнодорожная станция? РљРѕРіРґР° РѕРЅР° была брошена Чешскими железными дорогами?

Олег Фетисов. Официальное окончание функционирования здания приходится РЅР° 2002 РіРѕРґ. РќРѕ поезда РЅР° станцию продолжали въезжать Рё первоначальная функция продолжала реализовываться, РЅРѕ РІ совершенно малых масштабах. Позже РІ здании заселились различные предприниматели Рё здание продолжало выполнять банальную складскую функцию, сформировав тем самым РјРёРЅРё логистический узел. Что касается логистики, РІ 1936 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° здание начало полноценно функционировать, РѕРЅРѕ произвело небольшую революцию РІ области типологии промышленных зданий Рё сооружений РІРѕ всей Европе. РќР° протяжении последних лет РѕР± этом заявили РјРЅРѕРіРёРµ специалисты РІ области теории Рё истории архитектуры, Р° так же сторонники охраны здания: «Р—дание послужило отличным примером промышленной архитектуры РІ стиле функционализм для всей Европы». Спустя некоторое время подобные проекты появились РІ Автрии, Германии Рё РґСЂСѓРіРёС… странах. Пражский проект РЅРµ только РІРґРѕС…РЅРѕРІРёР» специалистов того времени, РЅРѕ Рё задал определенный тон РІ развитии всей промышленной типологии. Здание так же имеет Рё уникальное функционально-планировочное решение — С‚. Рµ. систему функциональных процессов, происходивших РІ здании. Данная система достаточно интересна Рё совершенна. Общий архитектурный объем здания РІ плане имеет форму Р±СѓРєРІС‹ «Рџ», что делит здание РЅР° три функциональных блока: административный, Р° так же южное Рё северное крыло. Здание было построено так, что через южное крыло РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» прием РіСЂСѓР·РѕРІ, Р° через северное крыло РѕРЅРё отправлялись. Весь этот функциональный процесс дополняли мостики, проходящие над железнодорожными путями, Р° так же подземные переходы, соединяющие склады. Процессы отгрузки Рё РїРѕРіСЂСѓР·РєРё товаров работали как часовой механизм.

Либор Кукал. В заключение я скажу, что в этот раз мы Вас не приглашаем посмотреть на объект. Сегодня здесь можно увидеть мало интересного, но вскоре вы вспомните об этом здании, когда через несколько лет здесь будет много нового и интересного