«Чешские авиалинии» беднеют, зато пилоты богатеют

19.09.2012

Компании «Чешские авиалинии» явно не везет. Она работает в убыток, сокращает количество рейсов

продает самолеты, увольняет персонал наземных служб, стюардов Рё пилотов. Чем займутся «СЃРѕРєСЂР°С‰РµРЅРЅС‹Рµ» летчики? Ведь РёС… профессия настолько специфична, что встать РЅР° учет РЅР° биржу труда Рё ждать предложений непонятно РѕС‚ РєРѕРіРѕ – СЏРІРЅРѕ неперспективное дело.

«Р§РµС€СЃРєРёРµ авиалинии» уже который РіРѕРґ пытаются улучшить СЃРІРѕРµ финансовое положение. Продали часть акций «РљРѕСЂРµР№СЃРєРёРј авиалиниям» - РЅРµ помогло. Государство, владеющее контрольным пакетом акций компании, назначило РЅРѕРІРѕРµ руководство – тоже РЅРµ помогло. Какой-то злой СЂРѕРє.

Авиакомпания продает часть СЃРІРѕРёС… самолетов. Кстати, РѕРґРЅРёРј РёР· РёС… потенциальных покупателей являются «Р“розненские авиалинии». Рђ тот же «РђСЌСЂРѕС„лот» РІ течение последних лет переманивает первых пилотов чешской авиакомпании. РўРµ СЃ радостью уезжают работать РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, РІ Р РѕСЃСЃРёРё зарплаты намного выше, чем РІ «Р§РµС€СЃРєРёС… авиалиниях».

Первые пилоты, командиры кораблей абсолютно РЅРµ боятся того, что «Р§РµС€СЃРєРёРµ авиалинии» РёС… сократят. Есть «РђСЌСЂРѕС„лот», есть арабские компании, немецкие, французские. Летчики высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ нужны всегда, Рё без работы РѕРЅРё РЅРµ останутся. Наоборот, РѕРЅРё еще выбирают, РєСѓРґР° РёРј пойти, кто предлагает лучшие условия. Ведь тому же «РђСЌСЂРѕС„лоту» РІ РіРѕРґ нужно около новых 400 летчиков, Р° средняя зарплата, предлагаемая чешским пилотам СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ авиакомпанией, составляет 10 тысяч евро РІ месяц (для сравнения, «Р§РµС€СЃРєРёРµ авиалинии» платят первым пилотам около 4 тысяч евро РІ месяц). «РљР°С‚арским авиалиниям» РІ РіРѕРґ требуется примерно 650 пилотов, представители этой компании уже приезжали РІ Прагу, предлагая РјРЅРѕРіРёРј чешским летчикам переехать Рє РЅРёРј. Платят РѕРЅРё РЅРµ меньше, Р° даже больше, чем «РђСЌСЂРѕС„лот».

Другое дело – молодые летчики. Каждый РіРѕРґ РёР· Чешского государственного технического университета (ДЊVUT) «РІС‹С…РѕРґРёС‚» 20 новых летчиков. Р’ Чехии нет специального института авиации, Рё будущие пилоты учатся РІ техническом университете.

РљСѓРґР° идти РёРј? Практически без опыта, новички. Может ли произойти так, что РёР·-Р·Р° тяжелого положения компании «Р§РµС€СЃРєРёРµ авиалинии» РѕРЅРё останутся без работы?

Наш собеседник – заместитель заведующего кафедрой авиации Чешского технического университета Владимир Немец.

- Скажите, РїСЂРё нынешней тяжелой ситуации РІ сфере авиации, 20 новых летчиков РІ РіРѕРґ – это РЅРµ РјРЅРѕРіРѕ?

- Я думаю, что это оптимальное количество. Это совсем немного. Часто потребность в летчиках бывает и выше.

- Сколько РёР· 20 выпускников оказываются «РІС‹Р±СЂРѕС€РµРЅРЅС‹РјРё РЅР° улицу», РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ найти себе работу?

- По той статистике, которой мы обладаем, безработица среди наших выпускников составляет ноль процентов. Все находят себе работу. Другое дело, что очень часто ради работы многим из них приходится переезжать из Чехии в другие страны ЕС.

- РўРѕ есть РєСЂРёР·РёСЃ «Р§РµС€СЃРєРёС… авиалиний» РЅР° новых летчиках РЅРµ отражается?

- РљСЂРёР·РёСЃ РІ «Р§РµС€СЃРєРёС… авиалиниях» - это проблема РѕРґРЅРѕР№ конкретной компании, Р° РЅРµ всей авиации. Р’ РјРёСЂРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЂРѕСЃС‚ авиаперевозок. Р’ Евросоюзе этот СЂРѕСЃС‚ каждый РіРѕРґ составляет около 3%. Это хорошая цифра, позитивное явление. Это дает РЅРµ просто надежду, РЅРѕ Рё гарантию нашим выпускникам, что работу РѕРЅРё найдут.

Обучение в вузе бесплатное. Однако чтобы сесть за штурвал самолета молодой пилот должен получить лицензию. А для этого налетать определенное количество часов. За эти учебные полеты ваши студенты и выпускники платят уже из своего кармана. Практически всегда ради этого они берут кредиты.

Лицензия летчика обходится тому примерно РІ миллион РєСЂРѕРЅ, это почти 40 тысяч евро. Дополнительная лицензия РЅР° определенный тип «Р‘РѕРёРЅРіР°» - еще полмиллиона РєСЂРѕРЅ, то есть еще 20 тысяч евро. Почему РІСЃРµ так РґРѕСЂРѕРіРѕ?

- Каждый час использования самолета стоит достаточно много. Для получения лицензии летчик должен провести в воздухе 180 часов, один час обходится ему от 3 до 7 тысяч крон. Поэтому приобретение практических навыков и обходится нашим выпускникам в такую сумму.

- Через какое время эта сумма окупается? Сколько лет ваш выпускник должен проработать в авиации, чтобы вернуть кредит, полученный ради лицензии?

- Срок окупаемости зависит от компании, в которую человек устроится. В среднем это от 3 до 5 лет