Прага - город трамваев

04.05.2012

Сегодня мы поговорим об объекте, который находится в Праге 6, совсем не далеко от главных

достопримечательностей РіРѕСЂРѕРґР°, РІ С‚. С‡. Пражского града. РќРѕ это РЅРµ историческая достопримечательность РіРѕСЂРѕРґР° — это музей общественного транспорта, бывшее трамвайное депо Прага-Стршешовице. Давно ли здесь уже музей, Р° РЅРµ депо?

Сегодня РјС‹ РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёРј РѕР± объекте, который находится РІ Праге 6, совсем РЅРµ далеко РѕС‚ главных достопримечательностей РіРѕСЂРѕРґР°, РІ С‚. С‡. Пражского града. РќРѕ это РЅРµ историческая достопримечательность РіРѕСЂРѕРґР° — это музей общественного транспорта, бывшее трамвайное депо Прага-Стршешовице. Давно ли здесь уже музей, Р° РЅРµ депо?

Олег Фетисов. Р?стория здания как музея началась 14 мая 1993 РіРѕРґР°. Р?менно эта дата является официальной датой открытия музея, торжественную церимонию которого провел пражский приматор РЇРЅ Коукал.

Либор Кукал. РЇ Р±С‹ хотел сразу отметить тот факт, что РІ музее РЅРµ просто РЅР° рельсах стоят трамваи — здание депо имеет архитектурно-историческую ценность.

Олег Фетисов. Р’ начале XX века Прагу уже настиг технический прогресс РІ контексте общественного транспорта Рё строительство здания трамвайного депо РІ то время РЅРµ было новшеством. Возведя трамвайное депо «РљРѕС€РёСЂРµ», «РЎС‚рашнице», Р° так же трамвайное депо «РЎРјРёС…РѕРІ», РіРѕСЂРѕРґ уже имел определенный опыт. Как результат, появилось РЅРѕРІРѕРµ, наиболее совершенное для Праги трамвайное депо СЃ архитектурной Рё технической точек зрения. Если говорить РѕР± архитектуре, РІ первую очередь необходимо отметить простые детали архитектурно-художественного решения, Р° РІ архитектурно-планировочном контексте здание является типичным Рё представляет СЃРѕР±РѕР№ большое открытое внутреннее пространства, формируемое несколькими пролетами. Р?значально здание состояло РёР· трех пролетов, затем был пристроен четвертый. Рў. Рµ. впервые РЅРѕРІРѕРµ депо Прага видела совсем РґСЂСѓРіРёРј, РЅРµ таким, как РѕРЅРѕ выглядит сейчас. Современный РІРёРґ здания — это результат множества трансформаций Рё реконструкций.

Либор Кукал. Но, тем не менее, здание депо сохранило свою историческую ценность?

Олег Фетисов. Здание сохранило свою историческую ценность в лице архитектурного решения: достаточно интересным и эстетически совершенным является решение системы несущего остова из дерева, держащего крышу. К сожалению, данная конструкция на протяжении столетия была не раз изменена и не сохранила тот аутентичный вид, который имела в начале XX века.

Либор Кукал. Как сегодня функционирует здание? Как устроен музей?

Олег Фетисов. Здание музея имеет характер памятника архитектуры, потому что практически все его детали и инфраструктура были сохранены и восстановлены. Как я уже отмечал, на протяжении всего времени здание незначительно, но постепенно меняло свой вид, и в последствии стало таким, каким мы его видим сегодня. На протяжении нескольких десятилетий оно расширялось и стало четырехпролетным. Каждый пролет имел пять въездов с примыкающими к ним внутри здания пятью платформами.

Р’ то время трамвай как механической средство передвижения был достаточно развит, С‚. Рµ. был РѕРґРЅРёРј РёР· передовых технических средств перемещения горожан того времени, что требовало развития соответствующей технической инфраструктуры здания. Специалисты, проектирующие Рё перестраивающие здание предусмотрели различные мероприятия, например, платформы, позволяющие обслуживать трамваи практически СЃРѕ всех сторон: СЃРЅРёР·Сѓ, свержу, РїРѕ бокам Рё изнутри. Последняя метаморфоза СЃРѕ зданием бывшего депо произошла 28 августа 1936 РіРѕРґР° — день, РєРѕРіРґР° РІ депо стали въезжать Рё троллейбусы.

Либор Кукал. Но сегодня троллейбуса в Праге уже нет.

Олег Фетисов. Сегодня троллейбуса в Праге нет, но увидеть, какими они были, можно так же в музее.

Либор Кукал. Что можно еще увидеть интересного в музее?

Олег Фетисов. Оценив непосредственно внешние качества здания бывшего депо Рё попадя РІРѕ внутрь, следует насладится его интерьером Рё инсталляцией экспозиции ― его экспонатами: РєРѕРЅРєР°, различное оборудование Рё техника, характерная для первых шагов развития общественного транспорта РІ Праге. Главной экспозицией здания являются классические образцы трамваев всех СЌРїРѕС…. Можно РІ так же увидеть Рё специфические модели, например, трамвай для осуществления экскурсионных поездок РІРѕРєСЂСѓРі исторического центра РіРѕСЂРѕРґР°, «Р»РµС‚РЅРёРµ» трамваи, передвижную кассу, приматорский трамвай. Самых заядлых ценителей «С‚рамвайного» транспорта СѓРґРёРІСЏС‚ военные трамваи Рё специальная техника. Так же РІ музее-депо нашлось место пражским автобусам Рё пожарным машинам. Р?Р·СЋРјРёРЅРєРѕР№ экспозиции являются экспериментальные проектные решения Рё первые модели метро РІ Праге.

Либор Кукал. Скажи, чем особенна для музея инсталляция настоящего, 22-го сезона? Появились ли в музее необычные новинки или экспонаты?

Олег Фетисов. Р’ первый день после открытия 22-РіРѕ сезона музея общественного транспорта Праги РІСЃРµ средства массовых информаций отметили очень «РїРёРєР°РЅС‚РЅСѓСЋ» РЅРѕРІРёРЅРєСѓ экспозиции. Несмотря РЅР° то, что музей содержит РІСЃРµ возможные образцы пражских трамваев, нашлось место РѕСЃРѕР±РѕРјСѓ трамваю, РѕРєРЅР° которого выкрашены синей краской. Это решение несло очень важную функцию ― защищала трамвай Рё его пассажиров РѕС‚ авиаударов. Считалось, что пилот РЅРµ заметит такой трамвай, так как его РѕРєРЅР° нет Р±СѓРґСѓС‚ создавать блики РѕС‚ отражения солнечных лучей, что сделает его РІ каком-то СЂРѕРґРµ невидимым.

Либор Кукал. Р?Р· какого времени данный трамвай «РїСЂРёРµС…ал РІ музей»?

Олег Фетисов. Данный трамвай ― это памятник времен Второй мировой войны в Праге.

Либор Кукал. Хочу отметить, что Чехия всегда считалась мировой трамвайной державой, т. к. чешские трамваи колесят улицами многих городов по всему миру и сегодня. Поэтому, посетить пражский музей общественного транспорта будет очень интересно