Лауреат Премии VIZE 97 - Эндрю Ласс

25.04.2012

Лауреатом Премии VIZE 97 Фонда Дагмар и Вацлава Гавловых, присуждаемой за углубление связей

между наукой и культурой, а также обнаружение неявных закономерностей, в этот раз стал американский профессор, занимающийся культурной и социальной антропологией Эндрю Ласс. В его работах прослеживается оригинальный подход к осмыслению времени и памяти, а во главу угла ставится моральная ответственность.

Эндрю Ласс родился в Нью-Йорке, но вырастал в пражском районе Дейвице, так как родители его были журналистами и работали в Чехословакии. В Праге Эндрю Ласс некоторое время учился на кинофакультете, а потом на Философском факультете Карлова университета.

«Р’ детстве меня мучили дурные СЃРЅС‹. РЇ был пражанин-иностранец Рё далеко РЅРµ всегда чувствовал себя здесь комфортно. Была Рё дедовщина», - вспоминает Р­РЅРґСЂСЋ Ласс.

Отдушиной для него в этот период было радио.

- «РњРѕР№ отец был журналистом Рё работал РЅР° Чехословацком радио РІ иновещании. РћРЅ обратил внимание, что РІ 10 утра СЏ чаще всего слушал детские передачи. РўРѕРіРґР° РѕРЅ РјРЅРµ Рё задал РІРѕРїСЂРѕСЃ - РЅРµ хотел Р±С‹ СЏ познакомиться СЃ этими людьми, которые делают эти передачи Рё детьми, которые РІ эфире выступают? РЇ согласился. РўРѕРіРґР° отец Рё привел меня РІ Детскую театральную радиостудию Дисмана».

Чехословакию нынешний лауреат Премии VIZE 97 покинул в период нормализации, незадолго до окончания университета. Вместе с родителями он был выдворен из страны.

За океаном путь студента пришлось пройти заново. С 1999 года Эндрю Ласс читает лекции в Массачусетсе, но не забывает и о стране, где он провел детство и юношество. Чешским и словацким библиотекам он оказывал помощь в организации перевода фондов в цифровой формат, а ныне читает лекции в Моравии в Университете имени Т. Г. Масарика в Брно и Университете имени Ф. Палацкого в Оломоуце.

Своих студентов профессор Эндрю Ласс учит размышлять и не полагаться исключительно на электронные источники информации.

- «Р•СЃР»Рё основываться только РЅР° технологиях, то учиться можно Рё РґРѕРјР°, тогда нам уже РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ нужны здания РІСѓР·РѕРІ. РќРѕ РІ этом-то Рё кроется опасность. РњС‹ можем случайно «РІС‹Р»РёС‚СЊ ребенка СЃ РІРѕРґРѕР№». Нельзя забывать, что РІРѕ время реальных семинаров параллельно затрагивается множество аспектов, которые РЅРµ связаны СЃ конкретной обсуждаемой темой