«Мы все равно сходим с ума от старых певцов»

25.04.2012

С оперной певицей Вероникой Джиоевой, которой недавно аплодировал пражский «Рудольфинум», мы

беседовали РЅРµ только Рѕ совмещении материнской Рё профессиональной роли – РІ Праге растет ее дочурка, РЅРѕ Рё Рѕ бессмысленной РїРѕСЂРѕР№ РїРѕРіРѕРЅРµ Р·Р° новым Рё ностальгии РїРѕ немеркнущим звездам прошлого.

Пять лет назад мы с вами общались в преддверии вашего пражского дебюта, за это время значительно расширились география ваших гастролей и репертуар. Какие из последних ваших ролей потребовали работы над собой, может быть, в другом ключе, в режиме других ожиданий со стороны режиссера?

- Да, таких постановок было РјРЅРѕРіРѕ, Рё особенно спектакли Дмитрия Чернякова, очень известного сейчас режиссера. РЎ Димой необычно работать, Сѓ него всегда интересные спектакли. Также РјРЅРµ очень интересно - РјРѕСЏ большая работа, партия королевы Елизаветы Валуа РІ «Р”РѕРЅ Карлосе», Рё режиссер РќРѕР±Р» очень интересно работал СЃ нами, как СЃ драматическими актерами. Очень тяжело было говорить текст без музыки

– СЏ РЅРµ ожидала, РјС‹ между СЃРѕР±РѕР№ СЃ партнером говорили, Рё потом это накладывалось РЅР° музыку, вообще это было очень интересно.

Эдриан Нобл десйтвительно принадлежит к категории очень маститых режиссеров, мне, в частности, показалось интересным его высказывание о том, что оперу нужно ставить как для глухих, чтобы зритель имел шанс понимать действие, даже если он ничего не слышит. Чего это от вас еще потребовало?

- Р’С‹ знаете, чем потрясающ РќРѕР±Р»? РћРЅ делает классические спектакли, Рё РјС‹ возвращаемся РІ старые времена, РєРѕРіРґР° пели великие певцы - РѕРЅРё РѕСЃРѕР±Рѕ двигались. Очень важны жест, РїРѕРІРѕСЂРѕС‚ головы. Правильно сказал Банионис, что РјС‹ должны искать вечное, РЅРµ РЅРѕРІРѕРµ, давайте покопаемся РІ вечном, Сѓ нас там РІСЃРµ есть. РњС‹ сейчас РіРѕРЅРёРјСЃСЏ Р·Р° новым, Р° это никто РЅРµ РІСЃРїРѕРјРЅРёС‚. Р’СЃРµ равно РјС‹ включаем старых певцов Рё СЃС…РѕРґРёРј СЃ СѓРјР° РѕС‚ РёС… Р·РІСѓРєР°… РќСѓ, почему сейчас нет таких певцов? Р?С… пять осталось РІ РјРёСЂРµ, РґР°? Певцы, которые сейчас брендовые, РѕРЅРё РЅРµ потому брендовые, что лучше РїРѕСЋС‚, просто РёРј повезло. Сейчас СЃРІСЏР·Рё, знаете, очень важны, РјРёСЂ Сѓ нас теперь такой… РЇ слушаю только черно-белые записи Рё только великих певцов, Рё РІ нынешнее время, зная всех певцов, СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ назвать РЅРёРєРѕРіРѕ, кто Р±С‹ дал такой мастерский, настоящий Р·РІСѓРє. Сейчас немножко РїРѕРї-опера пошла, Рє сожалению. РЇ Ноблу благодарна Р·Р° то, что РѕРЅ делал классическую постановку – СЏ настоящая королева, РІСЃРµ Рё костюмы очень роскошные, РІРѕС‚ это очень важно для нас.

- РЇ вам благодарна, что РІС‹ вспомнили Рѕ Банионисе, потому что как раз недавно РѕРЅ ушел РёР· жизни РІ возрасте 90 лет – вам приходилось СЃ РЅРёРј встречаться?

- Приходилось – РІС‹ знаете, СЏ РєРѕРіРґР° была студенткой консерватории, СЏ даже хотела выложить фотографию СЃ РЅРёРј РЅР° своей страничке. Будучи студенткой консерватории, СЏ пела РІ Вильнюсе, Рё РѕРЅ РјРЅРµ вручал премию. РЇ прекрасно это РїРѕРјРЅСЋ, РјС‹ СЃ РЅРёРј общались РІ посольстве. РЇ как хорошая вокалистка везде ездила СЃРѕ старыми профессорами. Р? РІРѕС‚ РјРЅРµ удалось СЃ РЅРёРј пообщаться - это был умнейший человек, который РіРѕРІРѕСЂРёР» потрясающие вещи. Настоящий мастер – таких очень мало сейчас.

- Р’С‹ вспоминаете студенческие РіРѕРґС‹ – надо сказать, что вам повезло СЃ педагогами. Сначала – РІ Осетии, потом – РІ Петербурге. РЇ слышала также Рѕ том, что Сѓ вас был педагог РІ Праге, Рё что ваш голос стал краше после этого.

- Да.

- В чем заключалась специфика этих занятий?

- Владимир Коваль – РѕРЅ очень большой мастер. РћРЅ сегодня будет петь впервые СЃРѕ РјРЅРѕР№ РІ «Р—астольной» (интервью было записано РІ день концерта Р’. Джиоевой РІ пражском Рудольфинуме - РїСЂРёРј. ред.). Выдающийся человек, который слышал величайших певцов – Марию Каллас Рё РґСЂСѓРіРёС…, Рё работа СЃ РЅРёРј для меня - большая радость, большая честь. Р? РєРѕРіРґР° СЏ РІ Праге, СЏ всегда СЃ РЅРёРј занимаюсь, РѕРЅ РјРЅРµ очень РјРЅРѕРіРѕ помогает, РѕРЅ большой музыкант, работал СЃ Лорином Маазелем, СЃ Чачавой, СЃ выдающимися музыкантами. РўРѕ есть человек слышал, как пели великие, Рё РѕРЅ знает, как надо Р·РІСѓРє воспроизводить, Рё что РѕРЅРё давали, какую мощь, какие краски, Рё это для меня очень важно.

- Вероника, РІ СЂСЏРґРµ ваших ролей, согласно либретто, вам приходится разрываться между чувствами…

- Да…

- Рђ РІРѕС‚ ваши жизненные роли – РІС‹ относительно недавно, РіРѕРґ Рё три месяца назад, кажется, опять стали мамой. Ваша дочь Адриана – пражанка; сколь сопоставимы роли матери Рё солистки, которая концертирует РїРѕ всему РјРёСЂСѓ, как вам это РІСЃРµ дается?

- Очень тяжело, потому что РѕРЅР° РІ Праге. РњРЅРµ приходится приезжать СЃСЋРґР° РЅР° пять, десять дней РІ месяц, это очень мало. Будет сейчас РІ этом РіРѕРґСѓ, что СЏ Р±СѓРґСѓ ее РїРѕ РґРІР°, три месяца РЅРµ видеть, это, конечно, страшно. РЈ меня Рё первый сын точно так же - СЏ его РЅРµ видела. РћРЅ уже взрослый, недавно женился сам. Поэтому, конечно, тяжело артистам - скучаешь, родных нет РІСЃРµ время. РњРѕСЏ мама, слава Р±РѕРіСѓ, РјРЅРµ СЃ папой РІ этом помогают. Это большая радость, что РѕРЅРё живут РІ Германии Рё приезжают РјРЅРµ помогать, иначе – никак.

- Р’ прошлый раз РІС‹ говорили Рѕ том, что РІ Праге Рё вообще РІ Чехии РІС‹ чувствуете себя как РґРѕРјР°, Рё ваш СЃСѓРїСЂСѓРі тоже подтверждал такое же ощущение РѕС‚ встречи СЃ Прагой. Сейчас это точка пересечений ваших концертных маршрутов, Прага стала Р·Р° это время своей для вас? - Да, Рё солисты здесь первый раз Рё РѕРЅРё хотят здесь, РІ Праге, остаться жить. Прага РЅРµ может РЅРµ нравиться. Р? чем СЏ больше здесь, тем больше РѕРЅР° РјРЅРµ нравится, потому что Сѓ меня РІСЃРµ больше Рё больше друзей, Рё, конечно, Прага - то место, РіРґРµ СЏ отдыхаю. Здесь СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ, РІ отличие РѕС‚ таких больших шумных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ.

- Кто из режиссеров дает возможность импровизировать?

- Почти все, если это возможно в данном спектакле, разрешают нам оставлять что-то от артиста, это нормально.

- Предвидится ли Сѓ вас РІ ближайшее время сотрудничество СЃ дирижером Марисом Янсенсом, который дирижирует также нидерландским оркестром Концертгебау – Рє слову, его мама тоже была оперной певицей, СЏ думаю, что РѕРЅ вам РїСЂРѕ это рассказывал.

- РњРЅРµ очень повезло, СЏ стала РѕРґРЅРѕР№ РёР· певиц, которых Концертгебау РЅР° СЃРІРѕРµ 125-летие пригласил РЅР° гастроли вместе СЃ Янсенсом. Это, конечно, такая честь РІ таком зале – ему вручали королевскую премию, РјС‹ были РЅР° сцене, это, конечно, очень Р·РґРѕСЂРѕРІРѕ. Да, предвидится - Марис хотел Р±С‹ «Р РµРєРІРёРµРј» Верди, РјС‹ ждем - РѕРЅ плохо себя чувствовал какое-то время. РЇ надеюсь, что СЃ РЅРёРј обязательно будет встреча, это РјРѕР№ любимый маэстро Рё как человек РѕРЅ замечательный.

- Он вам рассказывал про свою маму?

Рассказывал, РјС‹ СЃ РЅРёРј РјРЅРѕРіРѕ пообщались – Рё РїСЂРѕ Муслима Магомаева, Рё РїСЂРѕ РЎРёРЅСЏРІСЃРєСѓСЋ. Янсенс вообще РЅРµ только великий маэстро, замечательный человек. РЇ СЃ РЅРёРј ездила РЅР° гастроли - Амстердам, Петербург, РњРѕСЃРєРІР°, это было Р·РґРѕСЂРѕРІРѕ, столько времени СЃ таким гениальным оркестром. Концерты пошли РЅР° таком СѓСЂРѕРІРЅРµ - билетов РЅРµ было, очень РјРЅРѕРіРѕ людей хотели попасть РЅР° концерты