Самородок из Остравы для чешской фолк-сцены незаменим. Продолжение

12.12.2012

Сегодня мы продолжим рассказ о замечательном чешском барде Яромире Ногавице и о том, что общего

между ним и Карелом Крылом. О его "виртуалках", продолжающих традицию "розгласок", ожидании пощечины и Моравии, о которой, кроме него, никто так не пел.

РЇ приветствую РІ гостях Радио Прага нашего второго гостя, Р?ржи Черного.

- Р?менно РІС‹ представили Ярека Ногавицу, чьи критические настроения РІ отношении властей беспокоили последних, впервые РЅР° официальной сцене РІ марте 1982 РіРѕРґР°, РІ рамках фестиваля «Р¤РѕР»РєРѕРІР°СЏ карусель» РІ Остраве-РџРѕСЂСѓР±Рµ. Р’С‹ признались как-то, что Ногавица цепляет вас каждым СЃРІРѕРёРј альбомом, каждую минуту. РЇ РЅРµ Р±СѓРґСѓ перечислять всех альбомов, поскольку РёС… РЅР° счету плодовитого автора РїРѕСЂСЏРґРєР° пятнадцати, РЅРѕ думаю, что уместно было Р±С‹ вспомнить, как РѕРЅ сам охарактеризовал некоторые РёР· РЅРёС…:

«Mиккимавзолей» – альбом скорее журналисткий, описательный, фотографический, реагирующий РїСЂСЏРјРѕ РЅР° повседневность. РЇ должен был вложить РІ него РІСЃРµ острое, болящее, что давило меня. Чтобы избавиться РѕС‚ этого. Как будто Р±С‹ СЏ выплюнул ядовитую слюну. Потом пришло расслабление, успокоение, примирение Рё СЏ записал Divné století («РЎС‚ранное столетие»). Это было после запоев, РІСЃРєРѕСЂРµ после революции («Р±Р°СЂС…атная» революция 1989 РіРѕРґР° – РїСЂРёРј. ред.). РЇ осознал это недавно. После того как РЅР° меня РІСЃРµ набросились Рё хотели РёР· меня сделать чуть ли РЅРµ врага всего народа (речь идет РѕР± обвинении РІ недоказанном сотрудничестве СЃ STB – РїСЂРёРј. ред.) СЏ, чтобы как-то защититься, чтобы справиться СЃРѕ всем этим, взялся Р·Р° «Р?кара». Альбом, схожий своей остротой, некомпромиссностью Рё жёстскостью СЃ «РњРёРєРєРёРјР°РІР·РѕР»РµРµРј». Р? только после того как СЏ эту глыбу отвалил, СЏ выдал некое РїРѕРґРѕР±РёРµ «РЎС‚ранного столетия», альбом Tak mД› tu máš («Р? РІРѕС‚ СЏ пред тобой»). Более нежный, живописный, спокойный».

- Что цепляет вас в творчестве Ногавицы в последнее время?

- Меня РІ творчестве Ногавицы СЃ самого начала интересует, Рё РЅРµ просто интересует, РЅРѕ особенно радует его чешский язык. Р? развитие этих способностей продолжается, РѕРЅ пишет РЅРµ только песни, РЅРѕ Рё перевел три либретто Лоренцо РґР° Понте Рє моцартовским операм. РћРЅ использует богатейший словарный запас чешского языка, избегает повторов, хорошо рифмует, Р° что касается последнего этапа его творчества, РЅР° РјРѕР№ взгляд, РІ нем отражается Рё способность достойно встретить старость. РћРЅ РІСЃРµ-таки родился РІ 1953 РіРѕРґСѓ, Рё сейчас сталкивается СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё проблемами, чем РєРѕРіРґР° был РЅР° 30-40 лет моложе. РћРЅ тем самым находит понимание РЅРµ только Сѓ СЃРІРѕРёС… сверстников, РЅРѕ РІ определенной мере Рё Сѓ нашего более старшего поколения, потому что Ногавица находит красоту РІ таких вещах как верность, РІ силе воспоминаний, РІ отношениях. РћРЅ сам излагает это очень просто, РЅРѕ рассказывать РѕР± этом, наоборот, очень сложно.
До Ногавицы о Моравии никто так не пел

- Какие РёР· альбомов Ногавицы, РїРѕ вашему мнению, самые сильные, «РЅР°СЃС‚оянные»?

- Для меня, РїСЂРё всем моем уважении Рє записанным РёРј РґСЂСѓРіРёРј альбомам, самыми сильными являются «Mиккимавзолей» Рё «РЎС‚ранное столетие» – СЏ чаще всего возвращаюсь именно Рє РЅРёРј. Р’ «РЎС‚ранном столетии» РѕРЅ опередил СЃРІРѕРµ время РІ контексте размышлений Рѕ единой Европе, поскольку РІ этом альбоме РѕРЅ уловил самое существенное РІ Северной Моравии, которая, конечно же, является моравской, РЅРѕ одновременно также чешской, польской Рё еврейской, Рё РіРґРµ уже отчасти также проявляется влияние Украины или Р РѕСЃСЃРёРё. Это РІСЃРµ было Рё доныне присуще Моравскому краю, однако РґРѕ Ногавицы РѕР± этом почти РЅРёРєРѕРіРґР° так никто РЅРµ пел. Р? РѕРЅ, может потому что РјРЅРѕРіРѕ ездит РїРѕ РјРёСЂСѓ – Рє слову, РІ Р?талии Рё РґСЂСѓРіРёС… странах РѕРЅ удостоился престижных наград, чувствует эту особенность Моравии сильнее РґСЂСѓРіРёС… бардов.

Послушаем же, как Ярек Ногавица поет о том, что было бы, родись он сто лет тому назад в Тешине, в чешско-польском пограничье.
Крыл и Ногавица

- Р’С‹ выступали СЃ программами, посвященными Карелу Крылу (бард-оппозиционер умер, РЅРµ дожив РґРѕ своего 50-летия РІ Мюнхене, Р·Р° РґРІР° РґРЅСЏ РґРѕ смерти РѕРЅ был РІ Праге) Рё Яреку Ногавице, как Рё СЂСЏРґСѓ РґСЂСѓРіРёС… выдающихся Рё РЅРµ только чешских личностей фолк- Рё иных сцен РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… чешских клубах, нередко подчеркивая, что Ногавица является РІ бардовской традиции достойным продолжателем Крыла, РЅРѕ последний, РІ отличие РѕС‚ Ногавицы, более интересовался политикой. Напомню, что Крыл, которого называли поющей совестью антикоммунистического сопротивления, стал вынужденным эмигрантом после вторжения 1968 РіРѕРґР°. После несколько лет длившегося душевного подъема РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ надеждами РЅР° «Р±Р°СЂС…атную» революцию РѕРЅ, наконец, был разочарован распадом Чехословакии, общественной ситуацией Рё политической самопрецентацией. РўСѓС‚ РјРЅРµ вспоминается строка РёР· песни Ногавицы «РЇ слишком стар, чтоб верить РІ революцию». Отмечали РІС‹ Рё то, что характером РѕР±Р° РѕРЅРё РЅРµ просты Рё РѕР±Р° очень нервны, РїСЂРё этом РЅР° сцене РёРјРё выверивалось каждое слово, адресованное слушателям. Что еще общего между этими РґРІСѓРјСЏ феноменами чешского фолка моравского происхождения, СЂРѕРґРЅРёС‚ РёС… РЅР° самом деле, Р° РІ чем РѕРЅРё отличаются?

- Это хороший РІРѕРїСЂРѕСЃ, РЅРѕ чтобы обстоятельно ответить РЅР° него, нам понадобилось Р±С‹ очень РјРЅРѕРіРѕ времени, потому что общего Сѓ РЅРёС… очень РјРЅРѕРіРѕ – почти РІСЃС‘. Взять, Рє примеру, отношение Рє чешскому языку. РћР±Р° РѕРЅРё РІ этом предельно, СЏ сказал Р±С‹, РїСЂСЏРјРѕ-таки РїРѕ-профессорски точны, РЅРµ полагаясь РЅР° то, что РѕРЅРё РІ качестве исполнителей могли Р±С‹ произвольно укоротить или удлинить песенную строку РЅР° РѕРґРёРЅ слог РїСЂРё помощи вокальной техники. РќРµ тут-то было, РѕРЅРё РЅР° такие РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃС‹ РЅРµ были падки. РћР±РѕРёРј также РїСЂРёСЃСѓС‰ большой дар мелодии. Как говорится, хорошая музыкальная школа научит вас всему, РєСЂРѕРјРµ искусства сочинить сильную мелодию. Однако это РёРј было дано Р±РѕРіРѕРј – точнее, Карелу Крылом – Р±РѕРіРѕРј, Р° Ногавицу, поскольку РѕРЅ РЅРµ принадлежит Рє верующим, его этим наделили гены или СЃСѓРґСЊР±Р°.

Общее Сѓ Крыла Рё Ногавицы очевидно Рё РІ своеобразном тяготении Рє востоку. Несмотря РЅР° то, что РѕР±Р° РѕРЅРё сызмальства хорошо знали рокенрольную музыку Рё даже исполняли ее или писали для этих песен тексты, РЅРѕ если искать источники РёС… вдохновения, то РјС‹ найдем РёС… РІ чешской музыке Рё, прежде всего, РІ чешских народных песнях, или РІ польской Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ музыке, что РЅРµ наблюдается Сѓ РґСЂСѓРіРёС… чешских поэтов-песенников. Р РѕРґРЅРёС‚ РёС… Рё РїРѕРґС…РѕРґ Рє публичному выступлению РЅР° сцене. Барды РїРѕ большей части довольно разговорчивы, выходят РЅР° сцену, устанавливают контакт СЃ публикой. Рђ что РјС‹ РІРёРґРёРј или видели РЅР° концертах Крыла Ногавицы? Выходят РЅР° сцену, здороваются Рё начинают петь. Для РЅРёС… концерт - это концерт, что-то очень серьезное. Ярек даже несколько раз РіРѕРІРѕСЂРёР» – РЅРµ имеет смысла делать РІРёРґ, что слушатели Рё СЏ - РѕРґРЅРѕ Рё то же, равны РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ. Хотя Р±С‹ уже РїРѕ той причине, что РёРј приходиться платить Р·Р° то, что РѕРЅРё слушают меня, тогда как РјРЅРµ Р·Р° это, наоборот, платят. РўРѕ есть РѕР±Р° этих барда СЃ РѕСЃРѕР±РѕР№ серьезностью воспринимают СЃРІРѕРµ творчество. Тем РЅРµ менее, Ногавица написал также прекрасные песенки для детей, очень веселые, или Рѕ спорте, футболе Рё прочем.

А чем они отличаются друг от друга? У Ярека меньше пафоса, и хотя и у него есть песни исторические и историзирующие о гуситах, князе Вацлаве и прочем, он намного реже связывается с историей, в отличие от Крыла.

- Нет ли у вас задумок относительно того, чтобы собрать в одну публикацию ваши наблюдения, знание творчества и жизненного пути Ярека Ногавицы, поскольку вы все-таки на некоторых жизненных перекрестках стояли плечом к плечу с ним?

- Нет, нет – РІРѕ-первых, Сѓ меня уже нет уже РІ запасе такой энергии, Р° РІРѕ-вторых, Йозеф Раувольф написал Рѕ нем довольно серьезную РєРЅРёРіСѓ, содержательную Рё точную СЃ фактографическoР№ точки зрения. РњРЅРµ как публицисту РІСЃРµ еще интереснее писать Рё вообще заниматься тем, что более РЅРѕРІРѕ для меня самого, Р° новая музыка РЅРµ заставляет себя ждать. Р’ период нормализации Рё тоталитарного строя, РєРѕРіРґР° бывало Ногавица был Рё РїРѕРґ запретом, СЏ написал для РѕРґРЅРѕРіРѕ самиздатовского журнала довольно длинное СЌСЃСЃРµ Рѕ Ногавице «РџРѕРєРѕСЂРЅРѕСЃС‚СЊ непокорившегося». РЇ думаю, что наиболее существенное РёР· того, что СЏ Рѕ нем думаю, РјРЅРµ, возможно, РІ этом СЌСЃСЃРµ тогда удалось сказать.

- Дополню, что эссе вышло в 1986 году и сподвиг на это письменное размышление публициста о Ногавице железнодорожный рабочий Станислав Зарыбницкий, огромный поклонник песен Ногавицы, ставший составителем первого самиздатовского сборника его текстов.
Потребность в пощечине

Р’ творчестве остравского барда есть Рё менее известная широкой публике категория там называемых виртуалок. РћРґРЅСѓ РёР· тех, которые РјРЅРµ понравились, LETÍ VZDUCHEM FACKA («Р’ РІРѕР·РґСѓС…Рµ пощечина летит»), СЏ перевела для наших слушателей.

Р’ РІРѕР·РґСѓС…Рµ летит пощечина РќР° крыльях чайки приближается Где ее пристанище РљРѕРјСѓ РѕРЅР° достанется Р’ сей стране прекрасной Полно достойных адресатов РЇ знаю РјРёРЅРёРјСѓРј троих РљРѕРјСѓ РѕРЅР° придется РІРїРѕСЂСѓ Летит РѕРЅР° как СЌС…Рѕ века Мал РґР° удал дар человеку Что РіРґРµ-то ждет ее услады Как Господа пощады Летит летит мельканье крыльев Где пребывает РіРґРµ поселилась РўРѕС‚ кто ее сейчас поймает Как будто Р±С‹ РІРѕРґС‹ прозрачной выпьет Р? стар Рё млад хотят Быть пламенем ее РѕР±СЉСЏС‚ Над землей ах боже закружит Кто меня так кто же заслужил

Р’С‹ написали РєРЅРёРіСѓ «РћРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅР°СЏ степень пощечины» - СЏ, признаться, ее еще РЅРµ читала, РЅРѕ знаю, что РІ РєРЅРёРіРµ есть упоминание Рѕ Ногавице. Это случайное совпадение или пример некой синхронизации мыслей?

- Нет, нет, это совершенно случайное совпадение, РІ моей РєРЅРёРіРµ речь шла Рѕ пощечине, которая РєРѕРіРґР°-то имела место РІ РѕРґРЅРѕРј политическом СЃРїРѕСЂРµ РІ Словакии, РЅРѕ вообще меня эти виртуалки очень интересуют, что касается РёС… тематического содержания. Для меня интересно то, что РѕРЅ таким образом высказался РїРѕ СЂСЏРґСѓ тем. Ногавица РІ этом продолжает традицию жанра, получившего широкое распространение РІ чешской публицистике еще РґРѕ РІРѕР№РЅС‹, традицию «СЂРѕР·РіР»Р°СЃРѕРє» Эдуарда Басса (rozhlásky РѕС‚ rozhlás – чешск. радио, комментарии Рє разным актуальным событиям РІ стихах РІ юмористической форме), публиковавшихся РІ газете Lidové noviny. РњРЅРµ эти «СЂРѕР·РіР»Р°СЃРєРё» (радийки - пер. ред.), РєРѕРіРґР° СЏ РёС… позже прочитал, РІ общем-то, понравились, хотя фельетоны Чапека СЏ читал РІСЃРµ-таки СЃ большим удовольствием. Аналогично СЏ подхожу Рё Рє «РІРёСЂС‚уалкам» Ногавицы - РјРЅРµ РІСЃРµ-таки больше РїРѕ душе его песенное творчество. Р’ нем его личность проявляется более целостно.

- Чем Ярек Ногавица незаменим для чешской бардовской сцены?

- РњРЅРµ кажется самым главным Сѓ него совершенно непрерывное соединение мелодического таланта СЃ интересным песенным репертуаром, отличными текстами Рё естественной манерой выступления. Р’СЃРµ это было присуще также Грехуте, Окуджаве, Высоцкому, Галичу, Доновану (шотландский бард Донован, напомним, некогда принимал участие РІ паломничестве The Beatles РІ Р?РЅРґРёСЋ), Дилану. Для чешской фолк-сцены Ногавица незаменим. Р?нтересно, что РІ Польше записано несколько альбомов, РЅР° которых польские певцы Рё актеры исполняют исключительно репертуар Ногавицы,

заключает СЃРІРѕР№ рассказ Р?ржи Черны. Рђ РјС‹ прощаемся СЃ вами песней Ikarus РІ исполнении Ярека Ногавицы РёР· одноименного авторского альбома 2008 РіРѕРґР°