«Смертельные наслаждения» в центре Праги

24.02.2013

Было бы заблуждением полагать, что различные увеселения, в том числе и те, что вовсе небезопасны

для человека, являются изобретением нашего времени. Человек издавна желал поразвлечься Рё РІ различные времена делал это самыми разнообразными способами, используя всевозможные средства. РџСЂРё этом, РїРѕСЂРѕР№, РѕРЅ РЅРµ думал, что то или РёРЅРѕРµ наслаждение может приблизить его встречу СЃРѕ смертью. Р?менно РѕР± этом повествует выставка «РЎРјРµСЂС‚ельные наслаждения», проходящая РІ Национальном музее.

Р’ нашей сегодняшней передаче РјС‹ отправимся РІ РѕРґРЅРѕ РёР· зданий Национального музея, чтобы прогуляться РїРѕ необычной выставке вместе СЃ ее куратором, директором библиотеки Национального музея Мартином Секерой. Как рассказал нам автор выставки, смерть уже успела «РїРѕР±С‹РІР°С‚СЊ» практически РІРѕ всех филиалах Национального музея. Например, РІ Музее азиатских, африканских Рё американских культур имени Напрстека гости могли познакомиться СЃ ритуалами смерти, РіРґРµ смерть была представлена РІ контексте неевропейских культур, РІ Этнографическом музее РІ Музайоне смерть показана СЃ точки зрения народной культуры, Р° РІ Музее музыки – РЅР° смерть можно взглянуть СЃ точки зрения искусства.

«Р’есь наш выставочный цикл демонстрирует, что РЅР° смерть можно смотреть СЃ разных точек зрения – природоведческой, искусствоведческой Рё так далее. РќР° нашей выставке посетитель СѓРІРёРґРёС‚, как может закончить СЃРІРѕСЋ жизнь человек, если начнет употреблять вещества, вызывающие привыкание – никотин, алкоголь, наркотики Рё так далее. РџРѕРјРёРјРѕ этого, РјС‹ хотели обратить внимание Рё РЅР° ощущения, которые возникают РІ моменты острых переживаний, например, страх, - Р° РјС‹ знаем, что люди обожают страх Рё ищут возможности взбудоражить сознание, - Рё даже готовы Р·Р° это платить».

Экспозиция интерактивная: в нескольких залах размещены экспонаты и созданы эффекты, отвечающие определенным состояниям человека, оказавшегося под воздействием веществ, изменяющих сознание.

«РљРѕРіРґР° РјС‹ думали Рѕ концепции выставки, нам пришло РІ голову РґРІР° варианта. Первый – чисто дидактический, то есть поучающий Рё отпугивающий. РќРѕ времена нынче иные, Рё употребление СЂСЏРґР° веществ является частью нашей жизни. Поэтому РјС‹ выбрали, скорее, либеральный РїРѕРґС…РѕРґ. РњС‹ РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ воспитываем, РЅРµ агитируем Рё ничего РЅРµ пропагандируем. Это, скорее, прогулка СЃ несколькими остановками, РЅР° которых человеку дается возможность задуматься. Если говорить Рѕ средствах выражения, РјС‹ выбрали комбинацию предметов Рё, например, цитат, РЅРѕ РЅРµ классиков, Р° современных СЂРѕРє-звезд, которые ранее РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ звучали РІ стенах Национального музея. Сильную психологическую роль играют фотографии работы Йиндржиха Штрайта или фрагменты фильмов. Нас часто спрашивают, почему выставка ограничена для посещения детей РґРѕ 18 лет. РЇ хочу отметить, что даже РЅРµ потому что здесь представлены предметы, Сѓ которых очень тонка грань между художественной эротикой Рё порнографией, Р° потому что Сѓ нас есть Р±РѕРєСЃ, РіРґРµ показаны брутальные Р?нтернет-РёРіСЂС‹. Как нам кажется, именно здесь таится самая большая опасность, поскольку РїСЂРё РёРіСЂРµ РІ такие РёРіСЂС‹ Сѓ ребенка стирается грань между виртуальной Рё обычной реальностью, РѕРЅ РЅРµ понимает, РіРґРµ реальная боль, Рё РіРґРµ реальная СѓРіСЂРѕР·Р° жизни. Поэтому РјС‹ решили, что РІ таких местах детям лучше РЅРµ появляться», - продолжает Мартин Секера.

После столь исчерпывающего вступления давайте, наконец, отправимся посмотреть саму экспозицию. Практически Сѓ РІС…РѕРґР° нас встречает стена, разрисованная спрейером, ее «РїСЂРѕР»Р°РјС‹РІР°РµС‚» мотоцикл. Это еще РѕРґРЅР° человеческая слабость – РІ стремлении получить РґРѕР·Сѓ адреналина люди часто забывают Рѕ том, что это может представлять СѓРіСЂРѕР·Сѓ жизни. Мотоцикл этот настоящий, Рё РЅР° нем действительно РїРѕРіРёР± человек. Здесь же, РІ условном вступлении Рє выставке, расположены Рё исторические экспонаты – например, публикации эротического характера, относящиеся Рє 19 веку. Дело РІ том, что РІ какой-то момент встал РІРѕРїСЂРѕСЃ, что считать порнографией? Где граница того, что еще допустимо, Р° что уже РЅРµ может распространяться? Первый закон, вводящий ограничения Рё санкции РЅР° расширение продукции СЃ щекотливым содержанием, появился РІ Англии РІ 1857 РіРѕРґСѓ. РќРѕ Рє концу 20 столетия ситуация меняется, люди борются Р·Р° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ слова, РІ рамках этой Р±РѕСЂСЊР±С‹ переворачивается СЃ РЅРѕРі РЅР° голову ситуация СЃ порнографией. Р’ 1996 РіРѕРґСѓ выходит фильм Милоша Формана «РќР°СЂРѕРґ против Ларри Флинта», РіРґРµ говорится, что РІ рамках СЃРІРѕР±РѕРґС‹ слова каждый может обнародовать что СѓРіРѕРґРЅРѕ. Здесь же РјС‹ РІРёРґРёРј, как меняется СЃРѕ временем восприятие символики традиционных культур.

«Р•СЃР»Рё посмотреть порнографические журналы или фильмы, РІ РЅРёС… часто используются реквизиты, которые РІ давнее время РІ РґСЂСѓРіРёС… культурах означали нечто совершенно РёРЅРѕРµ. Это обычаи Рё ритуалы РёР· восточных культур, например, РёР· РЇРїРѕРЅРёРё. РЈ нас здесь представлены ритуальные статуэтки РёР· региона Мексики, которые относятся Рє 400 РіРѕРґСѓ РґРѕ нашей СЌСЂС‹. РЈ РЅРёС… чрезмерно увеличены половые органы, однако, СЃ сексом это РЅРµ имело ничего общего – это были символы плодородия Рё безопасности, РЅРѕ люди РІ наше время этого РЅРµ замечают. РћРЅРё РЅРµ РІРёРґСЏС‚ разницы между порнографией Рё проявлениями аутентичной культуры, которая СЃ порнографией РЅРµ имеет ничего общего».

Попадая в секцию, посвященную наркомании, человек внезапно ощущает, что идет по чему-то мягкому, затягивающему, отбирающему уверенность. Ноги ступают по покрытию, изменяющему ощущения от соприкосновения с землей. Все это говорит о сомнениях, неуверенности, сопровождающих эту тему. Человек постоянно колеблется, поступает ли он правильно? Далее поверхность пола символически уходит под откос.

«Р—десь РІС‹ можете увидеть фотографии Йиндржиха Штрайта, РѕРЅРё ужасающие. Причем, это РЅРµ стилизованные работы, Р° фотографии РёР· жизни. Например, матери ее приятель делает инъекцию, Р° СЂСЏРґРѕРј стоит ее ребенок Рё смотрит РЅР° это. Конечно, РІ этом отделении РјС‹ хотели представить как можно больше экспонатов. Другое дело – как показать наркотики? Оригиналы РјС‹ РЅРµ можем выставлять, разве что РІРѕС‚ марихуану, которая Сѓ нас находится РЅР° границе легальности. Р’СЃРµ остальное – это подделки, чтобы люди хотя Р±С‹ могли познакомиться СЃ разными видами существующих наркотиков. РќРѕ гораздо больший интерес представляют истории, связанные СЃ наркотиками, которые РјС‹ здесь проиллюстрировали. Р’Рѕ-первых, это преступления, совершенные РІ период Первой Республики, например, рассказ Рѕ международной банде, занимавшейся наркоторговлей, или история Рѕ перевозке наркотиков РІ презервативах РІ 1985 РіРѕРґСѓ. Р?ли РІРѕС‚ РѕРґРЅР° замечательная история времен социализма. Р’ Праге РІ аптеке РЅР° улице Йечна аптекарь продавал наркотики, Рё хранил РѕРЅ РёС… РІ упаковках РѕС‚ лекарств. Нам удалось заполучить эту оригинальную баночку», - продолжает Мартин Секера.

Музей полиции в Праге предоставил и самый настоящий нелегальный варочный цех для производства наркотиков, который был конфискован во время облавы в одной квартире.

Переходя РІ секцию, посвященную употреблению алкоголя Рё курению, гостя встречает напоминание Рѕ чудовищной афере, связанной СЃ алкоголем РІ Чехии, которая имело место РІ 2012 РіРѕРґСѓ, Рё унесла десятки человеческих жизней. РћРЅР° вошла РІ историю РїРѕРґ названием «РјРµС‚аноловая афера». Алкоголь, разливавшийся нелегально, содержал высокое количество ядовитого вещества, метанола, который вызывал РІ данном случае РЅРµ только слепоту, РЅРѕ смерть.

«Р’ этом разделе РјС‹ визуализируем принцип Memento mori – «РџРѕРјРЅРё Рѕ смерти» СЃ помощью демонстрации органов, пораженных заболеваниями, возникающими вследствие злоупотребления этими веществами. Например, печень, пораженную циррозом. Рђ РІРѕС‚ Рё другая сторона – РѕРЅР° связана СЃ курением. Здесь РјС‹ используем цитату РёР· фильма «РљРѕС„Рµ Рё сигареты», РѕРЅР° называется «Р?ллюзия курильщика» Рё представляет СЃРѕР±РѕР№ диалог РґРІСѓС… рокеров, которые «Р±СЂРѕСЃРёР»Рё» курить. РќРѕ это оказывается лишь иллюзией, как Рё попытки покончить СЃ этой зависимостью Сѓ тех, Сѓ РєРѕРіРѕ отсутствует сила воли».

Р’ следующий раз РјС‹ продолжим нашу прогулку РїРѕ выставке «РЎРјРµСЂС‚ельные наслаждения» Рё СѓРІРёРґРёРј, какую опасность может РІ себе нести секс, компьютерные РёРіСЂС‹ Рё РґРѕРїРёРЅРіРё