Не хочешь быть уволенным - не пользуйся социальными сетями!

05.05.2012

Лучший работник – тот, кто не пользуется интернетом. Точнее неотъемлемыми его частями - фейсбуком

твиттером и другими социальными сетями. Так считает множество работодателей во всем мире, включая Чехию. А количество людей, которые из-за неосторожного поста или комментария, лишаются работы, растет с каждым днем.

Социальные сети для РјРЅРѕРіРёС… стали своего СЂРѕРґР° дневниками, жизнеописанием. Р’СЃРµ РІ открытом доступе. Человек пишет, что думает, что хочет, часто РїРѕРґ влиянием эмоций. РћС‚ друзей РѕРЅ получает «Р»Р°Р№РєРё» Рё сочувственные комментарий, РѕС‚ работодателя – неприятности.

Давайте послушаем истории двух девушек. Сначала слово Эстер. В свободное время она подрабатывала официанткой.

- Наш шеф РІСЃРµ время РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ агрессию, РІСЃРµ СЃРІРѕРё нервы изливал РЅР° таких работников, как СЏ. РЎРёР» РЅРµ было терпеть. РџРѕРјРЅСЋ, как-то СЏ СЃРЅРѕРІР° работаю, праздничный день, Р° РѕРЅ С…РѕРґРёС‚, ворчит, ругается нецензурными словами. Р? СЏ написала РІ фейсбук, что СЏ там, РЅР° этой работе, как шут, как рабыня. Что лучше Р±С‹ СЏ осталась РґРѕРјР°. Этот РїРѕСЃС‚ потом прочитал шеф, Рё больше РІ этот ресторан РЅР° подработку меня РЅРµ звали.

А вот еще одна история. Тоже девушка и тоже официантка. Только зовут ее Никола.

- Р’ прошлом РіРѕРґСѓ СЏ работала РІ ресторане. Р? РІ какой-то день там была ужасная атмосфера, РІСЃРµ ходили злые Рё противные. РЇ Рё написала сразу РїРѕСЃС‚, что если Сѓ РєРѕРіРѕ-то плохое настроение, пусть срочно РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє нам РІ ресторан. РћРЅ окажется РІ РєСЂСѓРіСѓ «СЃРІРѕРёС…». РќР° следующий день шеф сделал РјРЅРµ выговор, Рё СЏ удалила РїРѕСЃС‚. РќРѕ меня РІСЃРµ равно уволили.

Гана Штепанкова из Государственного комитета по защите личных данных граждан считает, что в случае с девушками-официантками свое слово мог бы сказать суд.

- Человек просто обнародует свое мнение. А если это мнение где-то там выискал и прочел работодатель и сделал это причиной, чтобы уволить подчиненного, то конечно работник может и должен защищать свои права в суде.

Р’РёС‚ Самек, заместитель председателя Чешско-моравской ассоциации профсоюзов считает, что социальные сети – РЅРµ лучшее место для решения СЃРїРѕСЂРѕРІ между работником Рё начальством.

- Зачем сразу кого-то критиковать публично? Если человек думает, что с ним несправедливы, то вопрос надо пытаться решить внутри коллектива. Напрямую с начальством. Можно обратиться за помощью к профсоюзам. Лучше решать проблемы на месте, а не в интернете, по телевизору или радио.

Вит Ясек является исполнительным директором Чешского союза работодателей. У него свое отношение к тому, имеет ли право человек обсуждать свою работу и своего работодателя в социальных сетях.

- Каждый случай – очень индивидуален. Если начальник – сильная личность, то РѕРЅ услышит Рё поймет критику, пригласит Рє себе сотрудника Рё скажет: «Р”авай решать проблему». Другое дело, РєРѕРіРґР° человек пишет посты, которые всерьез вредят фирме Рё ее клиентам. Скажем, завод РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ шурупы. Рђ работник пишет, что эти шурупы плохие. РўРѕ есть РѕРЅ создает антирекламу компании, РіРґРµ работает. Р’ этом случае РѕРЅ уже конечно переступил допустимую границу.

Доминик Бруга – СЋСЂРёСЃС‚ Рё специалист РїРѕ рабочему праву. РћРЅ нередко сталкивается СЃРѕ случаями, РєРѕРіРґР° Сѓ человека возникают проблемы РёР·-Р·Р° поста РІ соцсети, который РЅРµ понравился начальству. Скажите, Р° РІ соответствии СЃ законом человека РјРѕРіСѓС‚ уволить Р·Р° то, что РѕРЅ написал РІ социальной сети что-то РЅРµ самое хорошее Рѕ своей работе?

- Боюсь, что РґР°. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, верховный СЃСѓРґ страны РїРѕРєР° РЅРµ признал, что высказывания РІ интернете – это РїРѕРІРѕРґ для увольнения. Такого РІ трудовом кодексе нет. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, работодатель имеет право прервать РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ подчиненным Р·Р° то, что тот порочит его РґРѕР±СЂРѕРµ РёРјСЏ Рё позицию РЅР° рынке. Потому что РІ трудовом кодексе есть РїСѓРЅРєС‚, что работник обязуется РЅРµ совершать какие-либо поступки против интереса своего работодателя. Р?, РїРѕ моему опыту, если будет какой-то СЃСѓРґ, то РѕРЅ придержится трактовки, что РѕС‚ каждого сотрудника ожидается определенная мера лояльности РїРѕ отношению Рє работодателю.

- Но ведь любой пост можно трактовать по-разному? Как вообще доказать, что именно конкретный твит конкретного работника навредил фирме?

- Вы правы. В суде очень сложно доказать причинно-следственные связи, что конкретно навредило работодателю. Но по закону работодатель не обязан ждать, что кто-то развернет против него чуть ли не целую кампанию в соцсетях и начнет вредить по-крупному. Достаточно распространения информации, которая теоретически может навредить. Ждать момента, когда вред уже причинен, не нужно.

- А как же свобода слова?

- Да, Сѓ любого человека есть СЃРІРѕР±РѕРґР° слова. Р? РѕРЅ может этим правом воспользоваться. Сказать Рѕ чем-то или написать. Р’ тех же социальных сетях. Например, нечеловеческие условия труда. Р?ли длительность рабочей смены, превышающая РІСЃРµ РЅРѕСЂРјС‹ закона. Если работник вынужден трудиться РІ таких условиях, Рё РѕРЅ выскажется РЅР° эту тему, то РѕРЅ будет прав. Потому что тогда РїРѕ закону соблюдение прав человека РЅР° достойный труд выше, чем право работодателя защищать себя РѕС‚ потенциального ущерба. Р? молчать Рѕ том, что работодатель нарушает трудовые законы, просто нельзя