Черный день в истории чешских монастырей

05.05.2012

Ночь СЃ 13 РЅР° 14 апреля – трагический момент РІ истории чешских монашеских орденов. Р?менно РІ эту ночь

65 лет назад РїРѕ всей территории Чехословакии коммунистическая Служба госбезопасности провела так называемую «РђРєС†РёСЋ Рљ», РІ С…РѕРґРµ которой были арестованы РІСЃРµ монахи Рё нанесен непоправимый ущерб многочисленным памятникам истории Рё культуры.

РќР° сегодняшний день Чешская Республика относится Рє наименее религиозным странам РІРѕ всем РјРёСЂРµ. РќР° протяжении столетий религиозные отношения РЅР° территории этой страны были непростыми. Сначала период гуситских РІРѕР№РЅ, затем проблематичная рекатолизация РІ РќРѕРІРѕРµ время, 18 век – СЌРїРѕС…Р° Габсбургской монархии Рё Австро-Венгрии. Затем – возникновение Чехословацкой церкви РІ период Первой Республики. РќРѕ самое серьезное отделение чешского населения РѕС‚ церкви произошло РІ РіРѕРґС‹ социализма. Р СѓРєСѓ Рє этому приложила чехословацкая Служба госбезопасности. Р’ ночь СЃ 13 РЅР° 14 апреля 1950 РіРѕРґР° подразделения народной милиции ворвались РІ мужские монастыри РїРѕ всей Чехословакии, арестовали всех монахов Рё отправили РёС… РЅР° принудительные работы. Р’ то времена монашеские ордена были весьма многочисленными Рё хорошо организованными, РѕРЅРё занимались социальной Рё просветительской деятельностью, заботились Рѕ больных. Р’ С…РѕРґРµ карательной акции РїРѕРґ арест попало 2376 монахов, Р° РІ целом «РђРєС†РёСЏ Рљ» затронула 75 монастырей Рё 216 монашеских РґРѕРјРѕРІ. Среди задержанных тогда монахов оказался Рё Бернард Бокор.

«РњС‹ РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ сделали ничего плохого, РјС‹ соблюдали законы, Рё РІРґСЂСѓРі РјС‹ должны покинуть монастырь. Что РјС‹ сделали? Почему?»

Разумеется, монахи РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ сделали ничего плохого, РЅРѕ РѕРЅРё проповедовали те истины, которые были очень невыгодны правительству. Поэтому подготовка «РђРєС†РёРё Рљ» была тщательно спланирована самим центральным комитетом компартии. Это была РЅРµ случайная акция, РѕРЅР° готовилась практически РіРѕРґ – СЃ 22 августа 1949 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° коммунистическое руководство одобрило план ликвидации мужских монашеских орденов.

«Р’ течение часа РјС‹ должны были сесть РІ автобусы. РЈ полицейских было оружие, Р° Сѓ нас – ничего, РјС‹ РЅРµ могли защищаться. РњС‹ смогли взять только верхнюю одежду. Нам пообещали, что потом привезут наши вещи. РќРѕ РјС‹ РёС… так РЅРёРєРѕРіРґР° Рё РЅРµ получили», - продолжает Бернард Бокор.

Монахов увозили РёР· монастырей ночью, РѕРЅРё даже РЅРµ предполагали, РєСѓРґР° РёС… везут, поскольку РѕРєРЅР° РІ автобусах были заклеены. Бернард Бокор сначала был заключен РІ монастыре РІ северной Словакии. РћРЅ вспоминает интересную ситуацию, которая имела там место – местное население протестовало против задержания монахов:

«Р’ деревне знали, кто РјС‹ такие, Рё почему РјС‹ там находимся. Народ собрался Рё направился РїСЂСЏРјРѕ Рє монастырю, РіРґРµ нас держали, кто-то пел РіРёРјРЅС‹ РІ честь Девы Марии. РќРѕ так как кагэбешники были категорически против, Рё угрожали людям арестом, РІСЃРµ закончилось тем, что РѕРЅРё спели СЂСЏРґ песнопений Рё опять разошлись», - добавляет монах.

Судьба Бернарда Бокора была типичной для жертв режима. Спустя несколько месяцев после уничтожения монастыря, он поступил на работу к вспомогательным инженерным войскам. Среди прочего, он принимал участие в строительстве мавзолея для мумифицированного тела президента Готтвальда.

После ликвидации мужских монастырей прошла так называемая «РђРєС†РёСЏ Е?» РїРѕ уничтожению женских монастырей. Однако, РѕРЅР° РЅРµ могла пройти РІ таком объеме, поскольку это Р±С‹ подорвало функционирование системы здравоохранения. Гонения РЅР° монахинь носили РёРЅСѓСЋ форму Рё продолжались РЅР° протяжении всех 1950-С… РіРѕРґРѕРІ. Некоторые РёР· РЅРёС… фигурировали РІ политических процессах, Р° 120 сестер были отправлены РІ тюрьму