«Ускользающие мгновения» Йиндры Виковой

28.07.2012

До 3 мая в пражской Галерее Fotografic проходит выставка ассамбляжей пражского художника и

скульптора Йиндры Р’РёРєРѕРІРѕР№, получившая название «РЈСЃРєРѕР»СЊР·Р°СЋС‰РёРµ мгновения». Данному РІРёРґСѓ творчества художник РІ последнее время посвящает себя более всего, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ РєРѕРјР±РёРЅРёСЂСѓСЏ случайно найденные предметы, фотографии или же собственные СЂРёСЃСѓРЅРєРё. Р’ боксах РёР· органического стекла перед глазами зрителей предстают необычные композиции, способные вызвать Сѓ созерцающего РёС… человека самые неожиданные ощущения.

Р?значально сердце Йиндры Р’РёРєРѕРІРѕР№ билось «РІ скульптурном ритме». Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РїРѕРґ ее руками рождались объемные объекты РёР· керамики Рё фарфоровые пластики. Однако выставка, представленная РІ Галерее Fotografic, посвящена РІ первую очередь ее работам, созданным РІ течение последних лет - ассамбляжам.

«Р­С‚Рѕ двухразмерные коллажи, заключенные РІ футляр РёР· органического стекла. РљРѕРјСѓ-то, возможно, покажется, что РёР· творчества художника исчез РѕРґРёРЅ РёР· пространственных штрихов. Однако это РЅРµ так. Р’ работах появилось РёРЅРѕРµ измерение – время. Художник вклинивает его РІ структуру СЃРІРѕРёС… произведений. Р’ РѕРґРЅРѕРј случае это напоминания Рѕ событиях прошлого, которые РјС‹ РїРѕСЂРѕР№ даже Рё РЅРµ имели возможности пережить, Р° значит, сегодня нам нечего Рё вспоминать. Р’ РґСЂСѓРіРѕРј же случае речь может идти Рѕ предсказании будущего, того, чему еще предстоит случиться, - комментирует искусствовед Терезие Земанкова. Случайность Рё интуиция РїСЂРё такой работе Сѓ Йиндры Р’РёРєРѕРІРѕР№ играют большую роль. РЈ нас может появиться ощущение, что отдельные элементы – предметы, объекты, фотографии, старые СЂРёСЃСѓРЅРєРё Рё иные материалы, составляющие ассамбляж, устанавливают СЃРІСЏР·Рё между СЃРѕР±РѕР№ самостоятельно, сами выбирают истории, которые зазвучат. Принцип работы СЃ элементами коллажей интуитивный, даже медитативный».

Почему художник несколько отошла от своего изначального скульпторского пути?

Йиндра Р’РёРєРѕРІР°: «РђСЃСЃР°РјР±Р»СЏР¶Рё СЏ, собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, создавала постоянно, примерно СЃ 1996 РіРѕРґР°. РќРѕ практически РёС… РЅРµ выставляла. Недавно же Сѓ меня появилась РїРѕРґСЂСѓРіР°, которая работает СЃ органическим стеклом, создает РёР· него модели. Меня очаровали остатки этого материала, который РѕРЅР° использует для работ. РЇ просто собрала большое количество таких остатков Рё начала СЃ РёС… помощью объединять коллажи, СЂРёСЃСѓРЅРєРё, фотографии. РџРѕ сути, эти работы Рё стали РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ данной конкретной выставки ассамбляжей».

Как подтверждает Йиндра Викова, выставленные работы служат для нее в качестве своеобразного дневника, отражающего повседневную жизнь.

- «Р­С‚Рѕ РјРѕРё личные заметки, поэтому-то СЏ ранее РёС… Рё РЅРµ выставляла. РЇ РЅРµ считала необходимым РєРѕРјСѓ-то предоставлять РїРѕ РёС… РїРѕРІРѕРґСѓ каких-либо разъяснений. Эти произведения действительно полны РјРѕРёС… чисто личных ощущений. Ассамбляжи наполнены РјРѕРёРјРё переживаниями даже РІ большей степени, чем скульптуры».

Выставка РІ Галерее Fotografic называется «РЈСЃРєРѕР»СЊР·Р°СЋС‰РёРµ мгновения». Это отражения различных встреч Рё пережитых событий, изображенные РїСЂРё помощи самых разных элементов, вплоть РґРѕ уже непригодных деталей электронных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ.

- «РџРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° утилизацией, вторичным использованием чего-либо, РЅРѕ РІ РґСЂСѓРіРѕРј качестве, СЏ занимаюсь буквально СЃ детства. Сейчас же СЏ РІСЃРµ больше Рё больше осознаю, сколь прекрасным может быть возвращение Рє жизни вещей, которые РЅРµ только забыты, Р° РёС… попросту выбросили. РњРЅРµ это действительно нравится, как будто эти вещи РІРЅРѕРІСЊ родились. Последние выставленные работы относятся уже Рё Рє текущему 2015 РіРѕРґСѓ».

Прочитают зрители в Ваших произведениях некие истории?

- «РџРѕСЃР»РµРґРЅРёРµ работы, СЏ Р±С‹ сказала, почти абстрактного характера, РЅРѕ РІ СЃРІРѕСЋ очередь РѕРЅРё вытекают РёР· предыдущих, РІ большинстве которых конкретные истории прочитываемы. РћРЅРё слились воедино РґРѕ такой степени, что удалось даже составить Рє выставке небольшой каталог».

На выставке в Галерее Fotografic перед глазами зрителей в прозрачных боксах предстают и инсталляции с использованием таинственных масок. Как подчеркивает художник, секрет этих изображений во многом остался нераскрытым.

- «Р­С‚Рё маски СЏ нашла, РєРѕРіРґР° посетила салон красоты РѕРґРЅРѕР№ моей РїРѕРґСЂСѓРіРё. Р?менно там, РІ РјСѓСЃРѕСЂРЅРѕР№ РєРѕСЂР·РёРЅРµ, СЏ обнаружила оттиски, очень похожие РЅР° гипсовые. Оказалось, что это анонимные оттиски женских лиц, которых СЏ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видела Рё РЅРµ знаю, кто это. Это очень таинственно Рё РјРЅРµ страшно нравилось СЃ этими оттисками работать. Нравилась РјРЅРµ именно эта таинственность».

Последнее время на первое место в творчестве художника Йиндры Виковой вышли ассамбляжи, однако, скульпторская работа также не забыта.

- «РЎРѕРІСЃРµРј недавно состоялась выставка РІ РѕРґРЅРѕР№ галерее РІ Раковнике, РіРґРµ были представлены 12 авторов. Выставка была посвящена Отто Гутфройнду. Пластик там было РјРЅРѕРіРѕ. РЇ просто РєРѕРјР±РёРЅРёСЂСѓСЋ. Правда, что ныне СЏ чаще работаю СЃ тем, что просто есть РїРѕРґ СЂСѓРєРѕР№, РІ данном случае СЃ органическим стеклом. Если РјРЅРµ «РІСЃС‚речается» фарфор, то СЏ всегда очень рада, РЅРѕ целенаправленно ныне Рє работе СЃ РЅРёРј РЅРµ стремлюсь