80 свечей на торте Шванкмайера. Вторжение в "реальный" мир продолжается

01.03.2013

Ян Шванкмайер, сюрреалистическая эстетика в творчестве которого столь значима, является одним из

самых оригинальных современных кинохудожников и представителей искусства в мире. Его фильмы на протяжении нескольких десятилетий вдохновляют таких мастеров киноцеха как Терри Гиллиам, Тим Бёртон, Дэвид Линч и братья Куэй - последние даже посвятили Шванкмайеру фильм. Чешские центры подготовили к 80-летию этой многогранной личности ряд мероприятий за рубежом.

РћРґРЅРёРј РёР· РЅРёС… является передвижная выставка «Р’озможности диалога между фильмом Рё свободным творчеством» («Р’озможности диалога» - также название самого известного короткометражного фильма Шванкмайера). Ее можно увидеть Рё РІ галерее Чешского центра РЅР° СѓР». Рытиржска РґРѕ 14 сентября. Ретроспективная выставка уже побывала РІ Лиме, Сиднее Рё Мельбурне, Р° после Праги отправится РІ Софию, Будапешт Рё Бухарест. Предусмотрены РІ рамках прохождения выставки Рё показы отрывков РёР· кинолент этого выдающегося режиссера Рё аниматора.

Несмотря РЅР° то, что нынешняя выставка копирует название выставочного проекта 2013 РіРѕРґР° РІ пражском РґРѕРјРµ U Kamenného zvonu, зрители РЅР° сей раз СѓРІРёРґСЏС‚ РЅРµ сами артефакты, Р° РїРѕ большей части РёС… фотографии РЅР° выставочных панелях, дополненные комментариями Рё СЌСЃСЃРµ РёР· монографии Франтишека Дрыйе Рё Бертранда Шмитта Рѕ творчестве РЇРЅР° Шванкмайера. Тем РЅРµ менее, Рё вариант подачи РІ сжатой форме позволяет составить впечатление Рѕ том, РІРѕРєСЂСѓРі чего вращается орбита Шванкмайера: СЂРёСЃСѓРЅРєРё, ассамбляжи, мистифицирующие коллажи Рё тактильные объекты – вспомнить можно хотя Р±С‹ Рѕ тактильном стуле «Р Р°Р±СЃС‚РІРѕ утилитаризма», «РўР°РєС‚ильном романе» 2003 РіРѕРґР° или тактильном коллаже «Р“ольфы», фильмы Рё цитаты РІ круговороте фантазии мастера, создававшего РјРЅРѕРіРёРµ творения РІ дуэте СЃРѕ спутницей своей жизни Р­РІРѕР№ Шванкмайеровой, уже покинувшей этот РјРёСЂ, Р° РІ некоторых случаях - РІ сотрудничестве РІ рамках коллективной деятельности Рё РёРіСЂ Сюрреалистической РіСЂСѓРїРїС‹ РІ Чехословакии, активным членом которой РѕРЅ стал РІ 1970 РіРѕРґСѓ.

Зритель РІРЅРѕРІСЊ сможет ощутить С…СЂСѓРїРєСѓСЋ грань между детством, СЃРЅРѕРј, поглощением пищи, эротическими аллюзиями, фобиями Рё РјРёСЂРѕРј марионеток, то провидческих, то выступающих РІ РІРёРґРµ наших РґРІРѕР№РЅРёРєРѕРІ или манипуляторов – СЃ этими темами страстный экспериментатор РЅРµ расстается. РЎ конца 1950-С… РЇРЅ Шванкмайер прибегает Рє различным техникам Рё средствам выражения Рё вторжения РІ так называемый реальный РјРёСЂ, его идеи реализуются РЅРµ только РІ РІРёРґРµ фильмов - СЃ 1972 РїРѕ 1979 ему, правда, запретили снимать, РЅРѕ Рё посредством медиумических СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ, текстов Рё РїРѕСЌР·РёРё.
Тактилизм и жестовая скульптура

В творчестве Яна Шванкмайера большую роль играет не только орган зрения, столь доминантный в нашей цивилизации и искусстве, но и обоняние, осязание и вкус, с которыми он проводит разные эксперименты.

Мы беседуем с одним из кураторов выставки и знатоков творчества Яна Шванкмайера Франтишеком Дрыйе.

- Шванкмайера совершенно завораживает, насколько СЏ РјРѕРіСѓ судить РїРѕ общению СЃ РЅРёРј, феномен синестезии, то есть одновременного ощущения, описанный РІ психологической Рё психиатрической литературе. РћРЅ создает РёР· этих ощущений Рё впечатлений РЅРѕРІСѓСЋ, как Р±С‹ надприродную действительность. РџРѕРєР° нами РЅРµ найдено для всего этого РґСЂСѓРіРѕРіРѕ названия, РєСЂРѕРјРµ как «С…удожественное творчество».

- Р’ терминологии сюрреалистов синестезия, синергия - воплощение универсальности художественного высказывания, что СЏСЂРєРѕ проявляется РІ его тактильном искусстве, тач-арте (touch art). Шванкмайер окрестил СЃРІРѕРё тач-артовые объекты названием «Р¶РµСЃС‚овая скульптура»?

- Да, он месит глину или, например, просто грязь или другой материал - возникает артефакт или объект, несущий на себе следы его эмоции или аффекта. Жестовую скульптуру Шванкмайер творит по примеру американского художника Джексона Поллока по кличке Джек Разбрызгиватель, создававшего активную живопись - художник разбрызгивал краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Шванкмайер вдыхает жизнь в деформированные куски глины, которые потом переносит в мультипликационный мир, где они становятся активными игроками в передаче эмоций. В его творчестве все взаимосвязано, ничто никогда не завершается, а только начинается.

РќР° фотографиях РІ рамках проходящей выставки представлены Рё медиумические СЂРёСЃСѓРЅРєРё Шванкмайера - его СЃСѓРїСЂСѓРіР° Р­РІР° Шванкмайерова также экспериментировала СЃ медиумическим Рё автоматическим СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРј, Рё эти ее работы РјС‹ могли видеть РґРІР° РіРѕРґР° назад РЅР° выставке «Р”СЂСѓРіРѕР№ РІРѕР·РґСѓС…».

- Автор при этом пребывает в состоянии медиумического или медитативного транса, и Шванкмайера это ужасно вдохновило. Шванкмайер, правда, создавал симулированные медиумические рисунки, не будучи спонтанно погруженным в состояние транса, однако он поделился с нами своим опытом и рассказал, что он начинал рисовать и вследствие этого достигал состояния, близкого трансу, когда не знал, к примеру, что последует дальше. Тогда как в случае классического медиумического творчества все обстоит наоборот.
Кунсткамеры волшебника экрана

Относительно немногим известно Рѕ том, что РѕРґРЅРѕР№ РёР· ипостасей творчества режиссера фильмо⠫Алиса», «Р›РµРєС†РёСЏ Фауста», «Р—аговорщики сладострастия», «РџРµСЂРµР¶РёС‚СЊ СЃРІРѕСЋ жизнь» Рё РґСЂСѓРіРёС… является также коллекцинирование.

- Когда о ком-то говорят, что он коллекционер, в моем воображении возникает не слишком симпатичная личность, потому что нередко такая деятельность привлекает снобов. Однако в случае Шванкмайера коллекционирование превратилось в наваждение, которое он преобразил в художественную деятельность. Он сам говорит, что организует свои коллекции в виде кунсткамер по примеру Рудольфа II. Это, конечно, не является подобием венской или пражской кунсткамер императора, так как перед нами оригинальные шванкмайеровские артефакты, которые перемежаются с предметами африканского искусства. Например, отталкиваясь от африканских фетишей, мастер создает свои собственные фетиши, своего рода конгломерат, который запускает в ход нечто потрясающее, нерушимое целое, и такая коллекция способна предстать перед нами как произведение искусства.

Р’ коллекцию РІС…РѕРґСЏС‚ Рё образцы упомянутого медиумического творчества, Рё множественое «СЌС…Рѕ» антропоморфических картин предвосхитившего сюррерализм Джузеппе Арчимбольдо – Шванкмайер сделал немало работ, вдохновленных этим, РїРѕ всей видимости, гениальным придворным художником Рё постановщиком представлений. Арчимбольдовские цитаты РјС‹ находим Рё РІ его фильме «Р’озможности диалога».

- Шванкмайер связал РІ этой коллекции буквально РІСЃРµ СЃРѕ всем, высокое СЃ низменным, создав своеобразный кабинет курьезов. РџРѕРґРѕР±РёСЏ картин Арчимбольдо, которым РѕРЅ был одержим Рё темы картин которого появлялись РІ его коллажах Рё разных объектах, включая керамические – Шванкмайер РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ «РёР·РІРµСЂРіР°РµС‚» арчимбольдовские варианты, Рё РґСЂСѓРіРёС… работах, внутренне взаимосвязанных его одержимостью. Это РЅРµ просто так собранные вещи.

- РќРѕ Рё, возможно, признание РІ любви…

- Признание в любви и, конечно, выплеск агрессии, потому как он вещи уничтожает и вновь создает. Непрекращающийся творческий процесс.

- Отдельные части этой коллекции время РѕС‚ времени всплывают РЅР° выставках, РІ альбомах или РІ РІРёРґРµ фрагментов мелькают РІ кадрах шванкмайеровских фильмов… Целиком же увидеть кунсткамеры Шванкмайера Сѓ нас нет возможности. Где РІСЃРµ эти артефакты, Рє слову, находятся – РІРѕ «Р”ворце сюрреализма», РѕРЅ же «Р”ворец Р?деал», РІ Горним Славкове?

- На одном месте этого действительно видеть нельзя, коллекция рассредоточена в разных его ателье и мастерских. Но со временем, я полагаю, это будет возможно, так как предметы сии станут общественным достоянием. Речь идет о коллекции неисчислимой художественной ценности, подчеркивает Франтишек Дрыйе