Самый красивый дом на Вацлавской площади

25.02.2013

Сегодня мы поговорим об одном из самых красивых домов, которые находятся на Вацлавской площади

Это РґРѕРј Антонина Вила. Р’С‹ его легко найдёте, потому что РїСЂСЏРјРѕ РЅР° фасаде написано WiehlЕЇv dЕЇm номер 792. РќСѓ Р° ещё как его легко найти – это РґРѕРј РїСЂСЏРјРѕ РЅР° углу Вацлавского намести Рё улицы Водичкова. Водичкова – это та, РїРѕ которой ездят трамваи. Так что найти его легко. РќСѓ Р° теперь уже непосредственно Рѕ самом РґРѕРјРµ. РљРѕРіРґР° РѕРЅ здесь появился?

- Данное здание является памятником конца XIX-ого века. Оно здесь появилось в 90-х годах XIX-ого века. Здание появилось не в простой период, а в период, когда Чехия, как и другие европейские страны, переживала метаморфозы в понимании архитектурных стилей, т.е. происходил поиск нового собственного стиля для Чехии. В то время Прага уже дышала такими стилями, как замковая архитектура, т.е. романская, готические традиции преследовались в архитектуре, так же в Праге можно найти множество зданий, демонстрирующих классическую барочную архитектуру. Но нужен был новый стиль, который станет репрезентативным и подчеркнёт новые стремления и тенденции Чехии.

Цели поставлены, РЅРѕ появляется новый РІРѕРїСЂРѕСЃ: кто же займётся РїРѕРёСЃРєРѕРј этого стиля Рё как этот стиль появится, Рё каким, РІ конце концов, РѕРЅ будет? Р? первым, чьё РёРјСЏ появляется РІ архитектурных Рё исторических хрониках, это именно архитектор Антонин Р’РёР». Антонин Р’РёР» РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ серьёзную работу РїРѕ РїРѕРёСЃРєСѓ этого РЅРѕРІРѕРіРѕ стиля, который будет РЅРµ просто совершенным, идеальным Рё полюбится как Праге, так Рё всей Европе, Р° множество людей Рё архитектурных критиков оценят её. РћРЅ также хотел создать стиль, который выразит национальную особенность Чехии. Таким образом, его экспериментаторские решения заканчиваются успешным нахождением новых архитектурных мотивов. Антонин Р’РёР» быстро переходит РѕС‚ теории Рє практике Рё начинает строительство РґРѕРјРѕРІ. Р’ его резюме можно найти множество различных зданий, которые появились РІ Праге РІ 18-С… годах XIX-РѕРіРѕ века. РћРЅ экспериментировал РІ различных архитектурных типологиях: это были Рё общественные здания, Рё также жилые. Р? как раз примером жилых зданий является РґРѕРј, который РѕРЅ построил для себя.

- Ну, т.е. этот дом он построил именно для себя. Когда обычно дома называют в честь кого-то, обычно это те, кто финансировали стройку, а не архитекторы. Но в этом случае это был один и тот же человек, я правильно понимаю? Т.е. Антонин Вил одновремнно и финансировал, и сделал проект?

- Антонин Р’РёР» РІ то время уже был успешным мастером, потому что РѕРЅ был практикующим архитектором. Р? скорее всего РЅР° этом отразилось то, что РѕРЅ был учеником знаменитого архитектора Зитка. РћРЅ уже накопил РІ то время достаточное состояние, чтобы совершить небольшую инвестицию. Р? РІ 1894-РѕРј РіРѕРґСѓ РѕРЅ присматривает участок РЅР° Вацлавской площади, РЅР° котором находилось несколько РґРѕРјРѕРІ, которые принадлежали старинному пивовару, который принадлежал Р?ржихо Берке РёР· Дубэ. Р’ 1895-РѕРј РіРѕРґСѓ начинается строительство собственного здания, РІ котором Антонину Вилу помогал архитектор РЇРЅ Зауэр. РћРЅРё вместе спроектировали здание Рё руководили строительством. РќРѕ РІ данной команде были ещё Рё РґСЂСѓРіРёРµ специалисты, которые отвечали Р·Р° оформление фасада. Р?менно РѕРЅРё помогли завершить тот образ, который сегодня РЅР° Вацлавской площади является, наверное, самым доминантным РІ архитектурно-художественном плане, С‚.Рµ. РѕРЅ является наиболее живописным Рё впеч7атляющим.

- Ну а так про этот дом можно сказать, что он построено в каком-то типичном чешском национальном стиле, раз мы с этого начали? Ведь в это время шёл поиск такого стиля.

- Антонин Р’РёР» является первым человеком, который разбил стереотипы РІ чешской национальной архитектуре, Рё таким образом РѕРЅ РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ РІ Прагу совершенно РЅРѕРІРѕРµ понятие архитектуры. Р? это понятие классифицировалось, как чешский неоренессанс. Р? что делает его чешским? Антонин Р’РёР» был первым, кто предложил разгрузить нижнюю часть зданий, С‚.Рµ. РѕРЅ очистил нижнюю часть зданий РѕС‚ декора РІ пользу монументальности. Таким образом, РІСЃСЏ живописность компенсируется РЅР° верхней части здания. РќРѕ верхняя часть здания достаточно контрастирует СЃ верхним ренессансным решением, потому что весь тот декор Рё богатство лепное присутствуют только РЅР° основных архитектурных элементах, С‚.Рµ. это оконные проёмы Рё балконы. Рђ большие плоскости стен уже, РІ данном случае, РЅРµ включают архитектурные элементы Рё убранства, С‚.Рµ. здесь нет лепнины, здесь нет золота, здесь нет колонн Рё никакой роскоши. РќРѕ эту роскошь удалось очень грамотно Рё живописно компенсировать использованием СЂРѕСЃРїРёСЃРё или, как РІ данном случае, графитовой графики, которая сделала тот чешский неоренессанс чешским.

- Ну и что мы тогда видим? Действительно, да, первые два этажа достаточно строгие, здесь магазины, и весь декор, вся роскошь начинается с третьего этажа и выше. Что она из себя представляет?

- Если встать РІ центре Вацлавской площади, Рё, как говорится, СЃ ракурса оценить здание, первое, что бросается РІ глаза, это то, что здание РЅРµ имеет прямоугольную форму РІ плане. РќРѕ это было продиктовано конфигурацией улицы, Рё это, наверное, единственный отход РѕС‚ стандартов неоренессанса, РІ том числе чешского. РќРѕ если оценивать само архитектурно-художественное решение здания, РїРѕРјРёРјРѕ того, что, как ты уже отметил, здесь очень простое решение первых РґРІСѓС… уровней, РЅРѕ начинается красота Рё декор, С‚.Рµ. архитектура, уже СЃРѕ второго СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Это такая рустовочная площадь СЃ арочными проёмами, которые подпирают самую живописную часть здания. Небольшие балконы Рё аркер создают определенную архитектурную РёРіСЂСѓ Рё, наверное, придают зданию больший статус Рё роскошь. РќРѕ невозможно РЅРµ рассматривать те фрески, С‚.Рµ. ту СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ графитовую, которая присутствует РЅР° здании. Кстати, РІ оформлении фасада участвовало РґРІР° знаменитых человека: это были специалисты того времени, Рё оформление декора фасада Антонин Р’РёР» поручил своему коллеге Йозефу Фанте, который, как СЏ считаю, сработал достаточно компетентно Рё качественно. РќРѕ также ставилась задача оформить те пустые плоскости фасада, С‚.Рµ. пространство между окнами Рё балконом. Р? Р·Р° эту работу взялся знаменитый художник Микулаш Алеш. РќСѓ, художник, как известно, РЅРµ прыгал РїРѕ лесам Рё РЅРµ расписывал, РѕРЅ только выполнил дизайн-проект, Р° саму работу РїРѕ оформлению фасадов, С‚.Рµ. выцарапыванию Рё СЂРѕСЃРїРёСЃРё поручили РґРІСѓРј молодым специалистам, которых звали Владислав Новак Рё Арнаид Хавбауэр. Данные СЃ графитовой фрески демонстрируют очень интересную историю, С‚.Рµ. это произведение искусства СЃРѕ смыслом. РќР° нём изображено шесть фаз жизни РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· богатейших купцов времени Рудольфа Второго. Р? это действительно так. Если присмотреться Рє оформлению, то можно увидеть, как РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ демонстрация истории жизни РѕРґРЅРѕРіРѕ человека, С‚.Рµ. РѕС‚ рождения Рё заканчивается небольшим намёком РЅР° смерть. Данная фреска, Рє сожалению, РЅРµ является аутентичной, потому что её первая реставрация происходила РІ период СЃ 1977-1978 РіРѕРґ, Р° само здание так же подвергалось, Рє сожалению, различным ударам истории.

- Так, давай ещё раз разберёмся. Вот я вижу женщину с младенцем. Это, наверное, имеется ввиду, что человек родился.

- Это такая аллегория рождения человека.

- РќСѓ, потом там какой-то молодой человек. Это понятно – это РѕРЅ РІ молодости. Рђ РІРѕС‚ смерть…Что-то СЏ РЅРµ понимаю. Р’ какую сторону РѕРЅ Сѓ нас стареет?

- РќСѓ Р° РіРґРµ именно художнику удалось изобразить завершительную жизненную фазу, РјС‹ оставим зрителям, чтобы РѕРЅРё РЅРµ только пришли посмотреть РЅР° здание СЃРѕ стороны, РЅРѕ Рё попытались прочитать данную картину. Р’ 1998-РѕРј РіРѕРґСѓ закончилась трёхгодичная реконструкция здания. Это была глобальная реконструкция, последствия которой РјС‹ наблюдаем Рё сегодня. Р? именно РІ процессе данной реконструкции, как сообщали средства массовой информации, была найдена РѕРґРЅР° металлическая труба. РљРѕРіРґР° РѕРЅР° была вскрыта, то вниманию были представлены различные документы, датируемые концом XIX-РѕРіРѕ века. РЎСѓРґСЏ РїРѕ содержимому, большинство документов принадлежало самому Антонину Вилу. РўСѓС‚ же архитектурные критики, РґР° Рё сама общественность возникли: «РљР°Рє это так?». Данный факт Рѕ том, что происходила подобная консервация различных сообщений Рё документов была характерна только для костёлов, С‚.Рµ. только для ритуальных сооружений. Рђ тут жилой РґРѕРј Рё РІ жилом РґРѕРјРµ такое РјРѕРі себе позволить архитектор. РќРѕ, несмотря РЅР° это, общественность была удивлена, потому что РїРѕРјРёРјРѕ документов там ещё лежала репродукция рентгеновского СЃРЅРёРјРєР°, Р° также были собраны различные новости Рё вырезки РёР· газет, Р° также Рё сам памятный лист-послание, который был написан СЂСѓРєРѕР№ Антонина Вила. Были Рё различные РґСЂСѓРіРёРµ вещи, которые представляют наименьший интерес.

- Ну и что с этими вещами в итоге сделали? Просто положили обратно?

- Данные документы были дополнены современными бумагами, Рё власти РіРѕСЂРѕРґР° порекомендовали РёС… вернуть РІ здание. Р?, может быть, через несколько десятков лет, Р°, может быть, Рё сотен лет данное послание, которое будет уже РЅРµ только подписано Антонином Вилом, РЅРѕ Рё современными жителями, современной нацией, СѓРІРёРґРёС‚ будущее поколение Рё сделает собственные выводы