Amnesty International призывает усилить работу по ликвидации дискриминации

25.04.2012

Международная организация Amnesty International вновь призвала правительство Чешской Республики

усилить работу по искоренению дискриминации цыганских детей в школах. Призыв подкреплен результатами нового исследования, проведенного сотрудниками чешского филиала AI в 28 школах Брно, Остравы, Ческих Будейовиц и Дечина. Министр образования Чехии выводы, сделанные Amnesty International, отверг с тем, что они основаны на неправдивой информации.
Предвзятое отношение въелось под кожу

Чешскому правительству не удается отстранить глубоко укоренившееся в чешском обществе предвзятое отношение к цыганскому национальному меньшинству. Цыганских детей продолжают отправлять в школы для детей с легкими ментальными расстройствами, так называемые практические, где обучение проходит значительно медленней и программа сокращена. В подобных учебных заведениях ромский детей почти треть, хотя цыган в стране, согласно статистике, всего 3%. Цыганские дети чаще всего учатся в сегрегированных школах, а в учебных заведениях основного уровня, с реноме более высокого качества обучения, они подвергаются дедовщине. Таковы выводы сделанные специалистами Amnesty International на основе проведенных исследований.

Нашим сегодняшним собеседником стала Барбора Черношакова из чешского филиала международной правозащитной организации Amnesty International.

Какие школы были охвачены вашим исследованием?

- «24 обычные основные школы Рё 4 практические. Беседы РјС‹ провели СЃ 53 родителями Рё 24 детьми, Р° еще 40 детей стали участниками наших воркшопов».

Для чего понадобилось проводить воркшопы и, что вы стремились выяснить, общаясь с детьми?

- «РЎ маленькими детьми трудно вести беседы, как это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃРѕ взрослыми, чтобы получить какую-то информацию. Поэтому был выбран вариант воркшопов. РњС‹ стремились получить представление Рѕ впечатлениях детей, связанных СЃ РёС… школами. Выяснить, какой это тип учебного заведения, как РѕРЅРё себя РІ РЅРёС… чувствуют, как общаются СЃ учителями Рё наоборот, какое Рє РЅРёРј отношение Сѓ педагогов. РЎРїРѕСЃРѕР±С‹ общения были разные, например, РїСЂРё помощи СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ Рё последующих бесед Рѕ том, что дети изобразили».
Цыганские дети, как обуза

Р? как же звучит главный вывод, который РІС‹ сделали? Р’ чем РІС‹ видите главные проблемы?

- «Р“лавную проблему можно сформулировать так - СЂРѕРјСЃРєРёРµ дети РІ сфере образования, РІ рамках существующей системы, воспринимаются, как РѕР±СѓР·Р°, РѕС‚ которой избавляются. Р? осуществляется это тремя основными способами. Р’Рѕ-первых, РёС… стремятся отправить РІ специальные, так называемые практические школы. Конечно, существуют различные системные механизмы, которые препятствуют данному процессу, например, посредством тестирования, различных специальных экспертиз, правил, обязывающих получить родительское согласие… Однако цыганских детей РІ практических школах Рё далее чрезмерно РјРЅРѕРіРѕ».

Второй способ, как рассказала Барбора Черношакова из чешского филиала международной правозащитной организации Amnesty International, создание исключительно цыганских школ. Они есть во всех регионах страны.

- ««Р¦С‹РіР°РЅСЃРєР°СЏ школа», это даже слишком сильное слово. Р’ первую очередь речь идет Рѕ «СЏСЂР»С‹РєРµ» так называемой «СЌС‚нической школы». Спросите любого человека РІ конкретном районе, РіРґРµ подобная школа находится, Рё вам ее сразу покажут. «Р­С‚нические школы» воспринимаются, как учебные заведения СЃ РЅРёР·РєРёРј уровнем обучения Рё РіРґРµ есть различные проблемы. Родители, выбирая, РєСѓРґР° своего ребенка отправить учиться, обыкновенно стараются подобных школ избегать».

Третья форма избавления РѕС‚ цыганских детей – дедовщина. Р’ более, как считается, «РєР°С‡РµСЃС‚венных», «С…ороших» Рё «РЅРµСЌС‚нических» школах, РєСѓРґР° родители стараются СЃРІРѕРёС… чад устроить, дети часто сталкиваются СЃ дискриминацией РЅР° расовой почве, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Барбора Черношакова.

- «Р­С‚Рѕ неравноценное отношение Рё акцентирование того, что цыганские дети отличаются РѕС‚ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ массы. Р’ этом случае системной проблемой является то, что учителя РЅР° подобные явления никак РЅРµ реагируют. Рђ РІ результате, Сѓ детей проявляются проблемы СЃ обучением. РћРґРЅРѕР№ РёР· целей всего нашего исследования было выявление звеньев, РіРґРµ государственная система дает СЃР±РѕР№».
Необходимы стандарты и контроль их выполнения

Amnesty International подчеркивает, что проблему дискриминации ромских детей в школах предыдущие правительства игнорировали и отдает должное ныне действующему кабинету в том, что он декларировал свое желание ее решать. Правительство Богуслава Соботки обязалось ликвидировать так называемые практические школы, предназначенные изначально лишь для детей с ментальными отклонениями.

Каков должен быть следующий шаг, после того, как практические школы исчезнут из чешской системы образования?

«Р’Рѕ-первых, правительство РЅРµ формулировало СЃРІРѕРµ обязательство, как меру РїРѕ решению проблемы этнической дискриминации. Р’СЃРµ представлено, как техническое изменение для обеспечения процесса получения образования детей, нуждающихся РІ специальных методах обучения. Однако РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј именно Рѕ том, как образовательная система обходится СЃ этнической РіСЂСѓРїРїРѕР№, являющейся объектом дискриминации РІ школах. РќР° это необходимо обратить внимание РІ первую очередь.

Второе, что является весьма важным – система мониторинга. Ныне существующая система неэффективная. Р’ настоящее время Чешская школьная инспекция РЅРµ наблюдает Р·Р° соблюдением Закона Рѕ равноправии РІ школах. РћРЅР° РЅРµ исследует обстоятельства, связанные СЃ проявлениями дискриминации РІ учебных заведениях, Рё РЅРµ занимается проверкой полученных родителями отказов РїСЂРё записи РёС… детей РІ школы. Качество обучения РІ этнически сегрегированных школах также РЅРµ подвергается анализу, хотя есть Рё случаи нарушения «С€РєРѕР»СЊРЅРѕРіРѕ закона», - подчеркивает представитель международной организации Amnesty International.

Еще одним важным аспектом Барбора Черношакова считает то, что обязанность не допускать дискриминацию и соблюдать принцип равного подхода в должной мере не осознается ни учителями, ни родителями. Никто не чувствует за собой такой обязанности.

- «Р­С‚Рѕ означает, что РїРѕРєР° правительство РЅРµ введет стандарты, выполнения которых можно добиваться Рё РЅРµ начнет наказывать Р·Р° РёС… несоблюдение, ситуация РІСЂСЏРґ ли изменится. Еще РѕРґРЅРѕР№ проблемой является продолжающийся процесс возникновения этнически гомогенных школ. РљРѕРіРґР° РѕРґРЅР° РёР· находящихся СЂСЏРґРѕРј РІ РѕРґРЅРѕРј районе школа начинает профилироваться как цыганская, Р° остальные учебные заведения СЂРѕРјСЃРєРёС… детей уже РЅРµ принимают. Эту проблему никто сегодня РЅРµ решает».
Решить проблему финансирования

Какую роль в решении проблемы дискриминации цыганских детей в школах играет наличие финансовых средств и, в какой степени отстранение негативного явления зависит от воли и стремления людей?

«РљРѕРЅРµС‡РЅРѕ, деньги необходимы, чтобы Сѓ школы были средства РЅР° индивидуальную работу СЃ детьми, которую РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ ассистенты или РЅР° создание малочисленных классов. Р’ настоящее время, РІ рамках принятой модели финансирования, школы себе этого позволить РЅРµ РјРѕРіСѓС‚. РќРѕ это РЅРµ означает, что РІ системе образования мало денег. Большие средства, например, предоставляются так называемым практическим школами посредством нормативного финансирования. Ныне действующее правительство как раз осознает данное обстоятельство, поэтому РІ поправке, которая должна быть внесена РІ «С€РєРѕР»СЊРЅС‹Р№ закон», кабинет Рё меняет формы поддержки, предоставляемой ученикам СЃ особыми потребностями, обучающимся РІ обычных школах. Однако проблема заключается РІ том, что поправку эту невозможно внедрить РІ практику, РїРѕРєР° РЅРµ будет принята новая модель финансирования региональной системы образования. Неправительственные организации РІ Чехии намерены следить Р·Р° этим процессом Рё тем, как Р±СѓРґСѓС‚ определены финансовые рамки для конкретных РІРёРґРѕРІ помощи. Конечно, финансы играют большую роль Рё нельзя РІСЃРµ сводить только РЅР° учителей. РќСѓ, Р° что разочаровывает, так это продолжительность дебаты РІРѕРєСЂСѓРі данной проблемы. Р’СЃРµ крутится РЅР° РѕРґРЅРѕРј месте, РЅРёРєСѓРґР° РЅРµ сдвигаясь», - считает Барбора Черношакова РёР· международной организации Amnesty International.

Р’ завершении необходимо добавить, что РІ отличие РѕС‚ министра образования Марцела Хладека, считающего, что AI РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ неправдивые данные РІ своем исследовании, Рё что случаи дискриминации связаны исключительно СЃ ошибками, совершаемыми отдельными лицами, министр РїРѕ правам человека Р?ржи Динстбир наличие проблемы признает. РќР° нарушение антидискриминационного законодательства Чешской Республикой обращает внимание Европейская РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Рё призывает премьера Богуслава Соботку «РѕР±РµСЃРїРµС‡РёС‚СЊ отстранение незаконного состояния