В Чехии вспомнили о «Курске»

04.05.2012

Р РѕРІРЅРѕ 14 лет назад РІ Баренцове РјРѕСЂРµ затонула российская подлодка «Курск». Р?менно этому событию

посвящена чрезвычайно впечатляющая инсталляция финского художника Маркуса Коппера, размещенная остравской галереей современного искусства РІ бывшем газохранилище «Р“РѕРЅРі».

Без преувеличения, от этого произведения бегают мурашки по телу. В полутьме, где видны только стальные стены газохранилища, находится несколько фигур в человеческий рост. Перед ними еще одна металлическая стенка. Одна из скульптур движется и стучит в стенку, зовет на помощь. Потом затихает, через несколько минут попробуют позвать на помощь другие моряк -подводники.

Выставочный зал в бывшем газохранилище идеально подходит для инсталляции и еще усиливает чувство аутентичности переживаний моряков, ожидающих то ли спасения, то ли смерти. Тем не менее, произведение, наверное, не было создано специально для остравского газохранилища? Отвечает Ладислав Кеснер, куратор выставки.

- Нет, конечно. Маркус Коппер эту инсталляцию уже показывал в разных мировых музеях и галереях, как правило, в престижных музеях современного искусства. Я лично ее видел в Нью-Йорке, в галерее Оne. Почему я ее выбрал для Остравы? Я помню свое впечатление в Нью-Йорке, и я подумал, что для остравского газохранилища, которое предлагает одновременно монументальное и одновременно закрытое пространство, эта инсталляция очень хорошо подойдет.

С этим можно только согласиться. Можете ближе представить автора этой инсталляции?

- Маркус Коппер СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны исключительный, отличный художник, РЅРѕ РїРѕ своему характеру РѕРЅ избегает излишней публичности Рё популярности. РќР° РјРѕР№ взгляд, РѕРЅ принадлежит Рє числу самых выдающихся современных скандинавских художников. РћРЅ спеализируется РЅР° скульптурах – инсталляцах. РћРЅ РёС… делает РЅРµ очень РјРЅРѕРіРѕ, потому что РѕРЅРё очень трудоемки. Это инсталляции, которые РєРѕРјР±РёРЅРёСЂСѓСЋС‚ созданные РёРј скульптуры СЃ каким-РЅРёР±СѓРґСЊ механизмом. Как правило, эти скульптуры движутся Рё издают какие-то Р·РІСѓРєРё. Всегда присутствует момент непосредственного эмоционального воздействия РЅР° зрителя. Как Рё РІ случае СЃ «РљСѓСЂСЃРєРѕРј», эти инсталляции часто связанные СЃ какими-РЅРёР±СѓРґСЊ реальными событиями. Другая его инсталляция, Рє примеру, посвящена аварии парома «Р­СЃС‚РѕРЅРёСЏ». Фактически можно сказать, что его скульптуры – инсталляции это как ожившие машины. Несмотря РЅР° то, что, как СЏ уже сказал, Коппер избегает известности, сегодня РѕРЅ уже является международно признанным художником.

На ваш взгляд, произведение в первую очередь посвящено морякам, которые умирали страшной смертью в девятом отделении подлодки, или для автора более важна антивоенная символика, особенно актуальная в наши дни?

- Это произведение многозначно, РЅРѕ РІСЃРµ же основная идея – это РЅР° примере трагедии «РљСѓСЂСЃРєР°» напомнить Рѕ предельных, экзистенциональных ситуациях. Ожидании спасения, ожидании смерти. Кстати, это еще РѕРґРЅР° причина, почему здесь, РІ бывшем шахтерском РіРѕСЂРѕРґРµ может быть хорошо принята эта инсталляция. Р’ памяти людей еще сохранились воспоминания Рѕ чрезвычайных ситуациях РЅР° шахтах, РѕР± обвалах Рё тому РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ. Политический контекст РІ сегодняшнее время напрашивается, РЅРѕ РІСЃРµ же РѕРЅ РЅРµ был главной идеей