«Одиссея» вне барьеров, или Сколько еще ждать Пенелопам?

25.07.2012

С 20 по 30 июля в Праге будет воплощаться часть замысла международного проекта Meeting the Odyssey

/«Р’стречая Одиссею» - рассказ Рѕ нем РјС‹ начали 9 июля. Постановки без языкового барьера доступны Рё иностранцам, которые РІ эти РґРЅРё побывают РІ театре «Р“иберния», РЅР° кораблe «TaР№РЅР°» Театра братьев Форман или цирковой арене РІ Зитковых садах.

Р’ четырехлетнем европейском проекте заняты 15 партнеров РёР· 11 стран. Первая копродукция проекта «Р’стречая Одиссею»: Путешествие через Культуру, Мифы Рё Повседневную Р–РёР·РЅСЊ Европы ( РІ Чехии РѕРЅ окрещен «РўРµР°С‚ральной Одиссеей») основана РЅР° реальном опыте посещения РґРѕРјРѕРІ престарелых - семь мужчин Рё женщин вовращаются Рє самым значимым событиям своей жизни. Возникла постановка РІ Финляндии, Р° ее премьера состоялась РІ Санкт-Петербурге 23 мая. Рћ фестивале РјС‹ побеседуем СЃ организатором чешской части проекта Шаркой Павелковой, РѕРґРЅРѕР№ РёР· основателей платформы ProFitArt.

- Р’ течение РґРІСѓС… месяцев спектакль Память жизни /Memories For Life путешествовал РїРѕ Северной Европе, был показан РІ Эстонии, Р РѕСЃСЃРёРё, Финляндии Рё Дании. Рђ РІ субботу был представлен второй проект, уже РІ постановке Опольского театра (Рћpolski Teatr Lalki i Aktora) Waiting for the Rain /Р’ ожидании дождя, который пражане Рё гости Праги СѓРІРёРґСЏС‚ РЅР° корабле Театра братьев Форман. Спектакль, главным мотивом которого является ожидание Пенелопой мужа - эта тема развивается РІ контексте ситуации, характерной для сегодняшней Центральной Рё Восточной Европы, РєРѕРіРґР° женщины остаются РѕРґРЅРё РґРѕРјР° СЃ детьми, Р° мужья уезжают РЅР° заработки Р·Р° границу, - будет показан РІ Берлине, Р° также РІ Дании Рё Финляндии. Р’ следующем РіРѕРґСѓ проект переместится РІ прибрежные РіРѕСЂРѕРґР° Средиземноморья, Р° РІ 2016 Рі. - РЅР° острова Греции. Два РёР· четырех основных совместных проектов Р±СѓРґСѓС‚ поставлены РІРѕ время пребывания РІ Р?талии.

Р’ 1989 РіРѕРґСѓ существовал уникальный проект странствующего театрального фестиваля «РљР°СЂР°РІР°РЅ РјРёСЂР°», что стало своеобразным предвестником объединения Европы. РЎРІРѕСЋ «РћРґРёСЃСЃРµСЋ» РІ рамках фестиваля создали актеры театров Р РѕСЃСЃРёРё, Франции, Чехии, Р?талии, Р?спании Рё Польши, Рё нынешний проект РІ некотором СЂРѕРґРµ является продолжением той идеи. Продолжает Шарка Павелкова:

- РЇ Р±С‹ сказала, что пражская «РўРµР°С‚ральная одиссея» - это десятидневный праздник нонвербального театра, Рё РІ особенности чешского. «Р¤РµСЂРјР° РІ пещере» повторит проект «SCLAVI/Песнь мигранта», который зрители РЅРµ видели как РјРёРЅРёРјСѓРј пять лет. РЎ этой постановкой «РїРµС‰РµСЂРЅС‹Рµ земледельцы» путешествовали РїРѕ всему РјРёСЂСѓ Рё завоевали множество престижнейших наград РІ Европе. Спектакль родился РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ реальных писем 20-С… РіРѕРґРѕРІ прошлого века, написанных мигрантами, уехавшими РёР· Словакии РІ Америку. Получилась история, определенным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј связанная Рё СЃ «Р“ордубалом» Чапека, Рѕ том, что мигрант, вернувшийся РґРѕРјРѕР№, Рё там остается иностранцем. Р?стория Рѕ РїРѕРёСЃРєРµ самого себя Рё своего места РІ жизни.


                                      Царство птиц Рё привет РёР· Буенос-Айреса


- Будут ли РІ рамках «РћРґРёСЃСЃРµРё» также представлены чешские коллективы, РІ творчестве которых наблюдается слияние танца, РЅРѕРІРѕРіРѕ цирка Рё РґСЂСѓРіРёС… жанров?

- РўСЂСѓРїРїР° Lenka Vagnerová & Company представит широкий диапазон СЃРІРѕРёС… проектов РЅР° сцене «Р“ибернии», Р° также танцевальную постановку 2013 РіРѕРґР° РЅР° прекрасную музыку Р?вана Ахера РїРѕРґ названием Jezdci. Ленка Вагнерова является независимым хореографом, танцевальным педагогом Рё танцовщицей, осуществляющей проекты РЅРµ только РЅР° чешской, РЅРѕ Рё РЅР° зарубежной сценах. Это спектакль СЃ элементами феерии, приближающий Рє нам царство птиц Рё вообще РїСЂРёСЂРѕРґС‹, животных Рё людей. РњС‹ уверены, что это чудесное зрелище, спектакль осенью будет показан РІ трех или четырех странах Европы.

- Jezdci РІ переводе РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык означает «Р’садники». Рћ РєРѕРј, РІ частности, идет речь?

- В данном случае, под всадниками подразумеваются птицы, которые перемещаются в воздушном пространстве, разительно отличающемся от нашего мира, смотрят на нас сверху и одновременно живут вместе с нами, хотя мы и не осознаем, насколько они значимы для нас. Ленка Вагнерова занимается темой мира природы и животных достаточно основательно, самым старым ее спектаклем с аналогичной тематикой является Man Hunt/ Moя охота, где происходит слияние танца и нового цирка: здесь вы повстречаетесь с ящерицами, слонами, крокодилами и даже станете свидетелем поединков между животными. А также почувствуете, как тоскливо бы нам было без животных.

- То есть и в данном случае спектакль доступен пониманию иностранца, не знающего чешского языка. Можно ли его также порекомендовать семьям с детьми?

- Непременно, этот зрелищный спектакль могут видеть также дети, причем и не очень большие. Когда мы показывали этот спектакль в Швеции, на нем побывали дети из трех детсадов, все билеты были распроданы. Причем когда этот же спектакль показывали уже в вечернее время для взрослых, многие из них приходили на Man Hunt также с детьми, которые до этого посетили его со своими детсадовскими группами и остались от него в восторге. Я бы также хотела пригласить на очень интересный спектакль Quilombo об аргентинском танго, который перенесет зрители в пристань Буенос-Айреса.

- Часть этого спектакля стала своеобразным обрамлением пражской презентации романа РІ театре «РђСЂС…Р°» американского писателя Роберта Фульджума, длительное время, Рє слову, пробывшего РІ дзен-Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРѕРј монастыре. Его РєРЅРёРіР° «Р”ержи меня крепко, люби полегоньку», которую автор представил РІ Чехии РІ конце 2011 РіРѕРґР°, была также посвящена аргентинскому танго…

– РЎРІСЏР·СЊ Фульджума СЃРѕ спектаклем такова: Патриция Поракова, автор Рё хореограф этой постановки, превратила «РђСЂС…Сѓ» РІ танцевальный зал РІ тот вечер, РєРѕРіРґР° Фульджум представлял РІ театре эту РєРЅРёРіСѓ, Рё РѕРЅРё вместе СЃ РЅРёРј танцевали танго. Спектакль Quilombo как таковой родился позже, РІ нем заняты блестящие аргентинские танцоры. Полгода РѕРЅРё живут РІ Европе, РїРѕ большей части РІ Берлине, РіРґРµ существует танго-РіСЂСѓРїРїР° аргентинской общины. РџРѕРєР° этот спектакль показывали только РІ театре «РџРѕРЅРµС†», РЅРѕ РІ рамках «РћРґРёСЃСЃРµРё» РѕРЅ переместится РЅР° корабль Театра братьев Форман. Будут также проходить открытые СѓСЂРѕРєРё танго.


                                               Р’ разведку Р·Р° местным колоритом


- A что РёР· категории спектаклей Instants - напомним, что сюжетно-тематические картины или отдельные элементы гомеровской «РћРґРёСЃСЃРµРё» Р±СѓРґСѓС‚ переплетаться РІ РЅРёС… СЃ историями Рё реалиями того места, РіРґРµ гостит проект «Р’стречая Одиссею», возникнет РІ Праге РїСЂСЏРјРѕ РІ эти РґРЅРё?

- У нас они пройдут под названием Instants Prague в постановке итальянского театра Cada Die Teatro из автономного региона Сардинии. Мы призвали к сотрудничеству молодых чешских актеров и исполнителей, которые 30 июля представят свои короткие проекты и одновременно будут в течение шести дней сотрудничать с итальянскими коллегами в рамках проекта. Результат этого чешско-итальянского сотрудничества можно увидеть на формановском корабле 27 и 28 июля.

- Р?тальянцы, С…РѕРґСЏС‚ слухи, Р±СѓРґСѓС‚ просачиваться РІ пражскую среду посредством посещений пивных, РґР° Рё РґСЂСѓРіРёС… мест, РІ стремлении подметить характерные черты чешского менталитета, чтобы насытить спектакль силой подлинной жизни?

- Да, Instants по такому принципу взаимодействия с жизнью города и возникают. Актеры могут сотрудничать с детской группой, как это происходило в Финляндии, с пожилыми людьми или актерами. Выбор формы сотрудничества с жителями конкретного города зависит от местного координатора проекта, хотя актеры вправе не согласиться с предложенным им вариантом. Чаще всего они, однако, принимают выдвинутую идею.
На одной волне

«РўРµР°С‚ральная Одиссея» позволит зрителям увидеть несколько совместных проектов. РћРґРЅРёРј РёР· РЅРёС… будет спектакль интернационального физического Театра РќРѕРІРѕРіРѕ Фронта, РѕРґРЅРёРј РёР· основателей которого является актриса Р?СЂРёРЅР° Андреева, Рё израильского Clipa Theatre. Спектакль-размышление Рѕ том, что воинственность человека РёРЅРѕРіРґР° превышает его способность любить

- Р’ СЃРїРёСЃРѕРє участнико⠫Театральной Одиссеи» РѕРЅРё попали РІ самый последний момент. РЎ нами связалась РёС… продюсер, РѕРЅР° спросила, хотим ли РјС‹ включить РёС… спектакль РІ нашу программу, так как почти РІ то же время эти труппы Р±СѓРґСѓС‚ проводить РІ Праге совместный воркшоп. РЇ, СѓРІС‹, видела РїРѕРєР° только небольшой видеоролик, РЅРѕ знаю, что сотрудничество Театра РќРѕРІРѕРіРѕ Фронта Рё Clipa Theatre является многолетним Рё плодотворным, Рё Сѓ РѕР±РѕРёС… коллективов есть СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ, питерские РєРѕСЂРЅРё, так что уверена, что это будет сильный спектакль - РѕРЅРё настроены РЅР° общую волну. Р’СЃРµ построено РїРѕ принципу манипуляций СЃ объектами. Двое людей находятся РІ самоизоляции РѕС‚ опасных внешних влияний – РІ РјРёСЂРµ идет непрерывная РІРѕР№РЅР°,

завершает свой рассказ Шарка Павелкова