Чешские символисты под крылом св. Агнессы

29.05.2012

Помимо традиционного осмотра места первых захоронений чешских королей и коллекции

средневекового искусства Чехии Рё Центральной Европы, посещение пражского монастыря СЃРІ. Агнессы Чешской РІ ближайшие месяцы позволит погрузиться РІ созерцание наиболее интересных работ чешских художников, соприкасавшихся СЃ символизмом. Премьера выставки РїРѕРґ названием Tajemné dálky («РўР°РёРЅСЃС‚венные дали») состоялась РІ прошлом РіРѕРґСѓ РІ Кракове Рё Оломоуце, однако РІ Праге РѕРЅР° представлена РІ значительно расширенном варианте.

На выставке соседствуют картины как широко, так и менее известных авторов, работавших на рубеже XIX-XX вв. в стиле символизма: Альфонса Мухи, Макса Швабинского, Яна Прайслера, Максмилиана Пирнера, или, к примеру, Йозефа Мандла а также скульптура и графика. Большая часть работ является достоянием чешских музеев и Национальной галереи, некоторые из весьма ценных экспонатов одолжены галереями Германии и Франции.

«Р?менно РІ символизме впервые Рё наиболее выразительно проявились критические взгляды РІ отношении национальных тенденций, преобладавших РІ чешской культуре XIX столетия. Художники чувствовали себя составной частью РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ содружества, невзирая РЅР° СЃРІРѕСЋ национальную или социальную принадлежность. Символизм - искусство РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ содержания, исследующее духовность РёРЅРґРёРІРёРґР°, стал первым художественным направлением, приобщавшим Рє более широкому европейскому художественному течению», отмечает автор концепции выставки Отто Рњ. Урбан.

- Произведения, выбранные для выставки, были созданы с 1880 по 1914 г. Почему именно этого периода?

- Экспозиция очерчивает границы периода, начиная СЃРѕ времени, РєРѕРіРґР° символизм начал появляться РІ чешской среде, Р° позже Рё достиг своего апогея, вплоть РґРѕ начала Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, которая хотя еще Рё РЅРµ означала конец символизма как такового, РЅРѕ явилась принципиальным разделом, после которого ничто уже РЅРµ было таким, как прежде. Р?менно поэтому РјС‹ ограничили рассматриваемый период этими датами, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Отто Рњ. Урбан.
OС‚ «РџРѕС‚ерянного рая» Рє «РџСЂРёР·СЂР°РєР°Рј ночи»

Экспозиция разделена РЅР° восемь тематических разделов. Р’ Р·РѕРЅРµ «РџРѕС‚ерянного рая» экспонируются работы, отражающие мистику Рё символику христианства – здесь выставлены Рё выдающиеся полотна «Р–елтый Христос» РЇРЅР° Зрзавого или написанный Эмилем Филлой РІ ранний период творчества, как Рё «Р?РіСЂРѕРєРё РІ шахматы», «Р§РёС‚атель Достоевского» 1907 РіРѕРґР°. Секция «Р’нутреннее зрение» - погружение РІ глубины визионерства, спиритизма Рё медиумизма, миражно обозначенных «РљСѓСЂРёР»СЊС‰РёРєРѕРј РѕРїРёСѓРјР°» Йозефа Вахала или скульптурой Ладислава Шалоуна «РўРµРЅРё сознания». Р?менно РІ мастерской Шалоуна, ставшей неким центром оккультизма Рё магии, Вахал, РѕРґРёРЅ РёР· самых известных чешских символистов, глубоко проникнулся этой темой.

Отсюда уже лишь шаг Рє «РџСЂРёР·СЂР°РєР°Рј ночи» - РІ данном разделе прописаны апокалиптические РІРёР·РёРё, демоны Рё упыри всех мастей, немало занимавшие художника Ярослава Панушку, тогда как РІ «РћРґРёРЅРѕС‡РµСЃС‚РІРµ сновидений» РјС‹ РІРёРґРёРј СЂСЏРґ автопортретов, включая работу Карела Главачека «РњРѕР№ Христос». РЎРѕ РґРЅСЏ рождения этого графика Рё поэта РІ прошлом РіРѕРґСѓ исполнилось 140 лет. Умер Главачек, которого РїСЂРё жизни называли «С‚аинственным призраком», РІ возрасте всего 24 лет Рё перед смертью издал СЃР±РѕСЂРЅРёРє стихов Mstivá kantiléna («РњСЃС‚ительная кантилена» - художник умер РѕС‚ туберкулеза), РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ входящий РІ СЃРїРёСЃРѕРє обязательной литературы РІ средней общеобразовательной школе.

Р?сторики искусства предостерегают перед восприятием символизма как четко ограниченного направления Рё предлагают, РїРѕРјРёРјРѕ прочего, присмотреться Рє тесным СЃРІСЏР·СЏРј, существовавшим между РЅРёРј Рё межвоенным сюрреализмом. Что же РґРѕ разделения «РўР°РёРЅСЃС‚венных далей» РїРѕ секциям, РѕРЅРѕ объясняется РЅРµ только потребностью тематического размежевания, РЅРѕ Рё особенностями, продиктованными залами монастыря СЃРІ. Агнессы.

- В какой-то степени этого требовало само пространство монастыря, размещение выставок в котором является очень сложным, поскольку маленькие залы здесь чередуются с соборными залами бывших костелов. Если бы мы хотели разместить работы в каком-либо хронологическом порядке, это было бы сопряжено с огромными сложностями,

заключает Отто М. Урбан. Выставка открыта ежедневно до 27 сентября, кроме понедельника, с 10:00 до 18 часов