«Виола» - вовсе не придаточная почка «Золотой часовенки»

23.02.2013

«Виола» - дама, превысившая бальзаковский возраст, однако, может быть, именно в силу своей

отточенной Рё зрелой красоты РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ покоряющая неповторимой атмосферой зрителей старшего Рё молодого поколений. Первый проект, представленный РІ этом поэтическом РІРёРЅРЅРѕРј ресторане-театре РїРѕРґ виолончельным названием РІ июле 1963 РіРѕРґР°, РЅРѕСЃРёР» название «РљРѕРјСѓ принадлежит джаз».

Р’ сопровождении джазовой музыки СЃРѕ сцены небольшого совсем клуба звучали стихи Гинзберга, Ферлингетти Рё Вознесенского, позже также РґСЂСѓРіРёС… авторов. Так Рё образовался насыпной поэтически-музыкальный островок СЃРІРѕР±РѕРґС‹, обозначились контуры искусства, имеющего живые СЃРІСЏР·Рё СЃ прогрессивной литературой. Рђ РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ того же РіРѕРґР° РІ «Р’иоле» состоялась премьера легендарной «РќРѕС‡Рё СЃ Гамлетом» выдающегося поэта Рё переводчика Владимира Голана, продержавшейся РЅР° сцене долгие РіРѕРґС‹. Первым директором, драматургом Рё режиссером театра, его душой, был Владимир Юстл, историк литературы Рё РѕРґРёРЅ РёР· наиболее просвещенных знатоков чешского театра Рё литературы вообще. Р?менно благодаря его усилиям вышли РјРЅРѕРіРёРµ произведения Голана РІ период СЃ 60-С… РїРѕ 80-Рµ РіРѕРґС‹ прошлого века. Рћ прошлом Рё настоящем поэтического театра нам расскажет сегодняшний его директор Милуше Виклицка.

- Р?значально здесь находился джаз-клуб, потом Рє нему пришвартовалась РїРѕСЌР·РёСЏ – так РІРѕР·РЅРёРє поэтический винный ресторан «Р’иола». РћРґРЅРѕР№ РёР· особенностей этого театрального пространства является Рё то, что зрители РјРѕРіСѓС‚ потягивать РІРёРЅРѕ или попивать кофе Рё чай, наблюдая Р·Р° спектаклем или программой РЅР° сцене. Для нас было важно сохранить традицию общения РІ кафе или ресторане наряду СЃ возможностью культурного РґРѕСЃСѓРіР°.

- «Р’иола» прожила немало одухотворенных вечеров РІ своей более чем 50-летней истории, как, предполагаю, Рё РІС‹ вместе СЃ нею, поскольку, РїРѕРјРёРјРѕ своего более чем 20-летнего директорского стажа РІ этом поэтическом театре, РІС‹ связаны СЃ РЅРёРј уже СЃ РїРѕСЂС‹ ваших студенческих лет. РЎ чего РѕРЅР° начиналась, что РїРѕРјРЅРёС‚?

- «Р’иола» РїРѕРјРЅРёС‚ РјРЅРѕРіРѕРµ, Р° одухотворенность - СЏ рада, что РІС‹ подметили эту ее черту, связана СЃ самым началом периода ее становления, проходившим РїРѕ соседству СЃ Национальным театром. Первые актеры, начавшие декламировать стихи РІ «Р’иоле», были настоящими звездами первой сцены Национального театра - такие выдающиеся личности как профессор Радован Лукавский или Карел Хегер. Р?Рј пришлось проломить лед, что было совсем непросто – тогда РЅРµ было привычным делом, чтобы достопочтенные актеры, окруженные ореолом величия Национального театра, согласились публично читать тексты РІ ресторане, пусть Рё поэтическом… Однако лед тронулся, Рё РЅР° вечера этих актеров РІ «Р’иолу» зачастила достаточно просвещенная Рё начитанная публика. Р? РјС‹ хотим сохранить тот посыл, хотя это СЃ каждым РіРѕРґРѕРј дается труднее. РќРѕ РїРѕРєР° РјС‹ держимся.

- «Р’иола», тем РЅРµ менее, отнюдь РЅРµ только придаточная почка РІ пазухе Национального театра, величаемого РІ народе также «Р—олотой часовенкой» ... Если Р±С‹ было можно восстановить РІ памяти самые РіСЂРѕРјРєРёРµ аплодисменты, звучавшие РІ «Р’иоле» РІ прошлом - произведения каких авторов РёС… удостоились?

- Поскольку РІС‹ РёР· СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ редакции, РјРЅРµ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ вашим РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј сразу вспоминается РѕРґРёРЅ РёР· самых славных наших спектаклей РїРѕ повести «Р—аписки сумасшедшего» Гоголя, РІ постановке режиссера Пршеучила 1971 РіРѕРґР°. Это был РѕРґРёРЅ РёР· самых самобытных спектаклей того времени.

- «Р’иола» СЃ присущим ей новаторским РЅРѕСЂРѕРІРѕРј РІ те РіРѕРґС‹ уже была открыта для сотрудничества СЃ современными авторами?

- Да, уже СЃ 70-С… РіРѕРґРѕРІ СЃ поэтическим театром начал сотрудничать РїРѕСЌС‚, сценарист Рё режиссер Томаш Р’РѕРЅРґСЂРѕРІРёС†. Постоянным же нашим режиссером является Лида Энгелова, поставившая РЅР° сцене «Р’иолы» СЂСЏРґ спектаклей. Это «РўС‹СЃСЏС‡Р° Рё РѕРґРЅР° страсть» РїРѕ рассказам Рђ. Рџ. Чехова, «РЎС‚арая дама варит СЏРґ» РїРѕ мотивам «РќРµР¶РЅРѕР№ отравительницы» Арто Паасилинны, «Р РёРјСЃРєР°СЏ весна РјРёСЃСЃРёСЃ Стоун» Теннесси Уильямса Рё РґСЂСѓРіРёРµ постановки. Энгелова начала сотрудничество СЃ «Р’иолой», еще будучи студенткой Рё РІ роли актрисы, РІ 1966 РіРѕРґСѓ.

- Р’РѕРЅРґСЂРѕРІРёС†, напомним, являлся автором СЂСЏРґР° театральных коллажей РІ жанре кабаре. Р’ то время, РІ 90-Рµ, «Р’иола» преобразилась, РїРѕ большей части, РІ камерную театральную сцену. До этого, РІ 1980 -Рµ РіРѕРґС‹ здесь работал Рё такой СЏСЂРєРёР№ режиссер РєРёРЅРѕ Рё театра как Эвальд РЁРѕСЂРј, Рѕ котором говорили как Рѕ «СЃРѕРІРµСЃС‚Рё РЅРѕРІРѕР№ волны» Рё «Р’еликом Моралисте». Можно вспомнить Рё Рѕ Йозефе Генке, которого РІ 1971 РіРѕРґСѓ отовсюду почти уволили РїРѕ политическим соображениям Рё запретили сотрудничать как СЃ чешским телевидением, так Рё СЃ радио. Вместе СЃ режиссером Качером РѕРЅРё представили РІ «Р’иоле» творчество Христиана Моргенштерна, снискавшего РѕСЃРѕР±СѓСЋ популярность своей юмористической лирикой Рё дружившего СЃ ученым Рё философом Рудольфом Штайнером. Менялась ли РЅР° протяжении более чем пятидесяти лет существования концепция «Р’иолы»?

- РЇ думаю, что принципиальным образом концепция РЅРµ менялась, Рё что это ее преимущество, так как РјС‹ стремимся сохранить планку РЅР° том же высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ. Р’ СЌРїРѕС…Сѓ нормализации были трудности, обусловленные тем, что существовали авторы, которые РЅРµ имели права публично представлять СЃРІРѕРµ творчество, так как органы цензуры были бдительны, РЅРѕ некоторые РёР· таких авторов, тем РЅРµ менее, РІ «Р’иоле» выступали либо здесь ставились РёС… пьесы. Р’СЃРµ это благодаря Владимиру Юстлу, находившему для этого всевозможные лазейки.

- Рђ сегодняшние недруги театра «Р’иола», или Р±РѕРі РїРѕРєР° миловал?

- Сегодня РјС‹ сталкиваемся СЃ потребительским образом жизни, средства массовой информации акцентируют внимание РЅР° РґСЂСѓРіРѕРј СЃРїРѕСЃРѕР±Рµ времяпрепровождения, привлекают Рє РґСЂСѓРіРёРј развлечениям, что, конечно, тоже РЅРµ может РЅРµ влиять РЅР° СѓРјС‹. РњС‹ остаемся таким островком подлинной культуры Рё стремимся взращивать то, что РґРѕ нас было засеяно, Рё сталкиваемся, РІ отличие РѕС‚ прошлого, СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё уже проблемами. Р?С… удается преодолевать, главным образом, благодаря тому, что люди, связанные СЃ «Р’иолой», воспринимают это как СЃРІРѕРµ призвание Рё СЃРІРѕРµ служение ей