Какими были эмигрантские годы Аркадия Аверченко?

24.02.2013

В московском издательстве «Дмитрий Сечин» вышла монография, посвященная последним годам жизни

писателя-сатирика Аркадия Аверченко, который умер РІ Праге РІ 1925 РіРѕРґСѓ. Написана РєРЅРёРіР° РґРІСѓРјСЏ авторами – доцентом кафедры СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка Рё зарубежной литературы Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ гуманитарного университета Викторией Миленко Рё пражской журналисткой РђРЅРЅРѕР№ Хлебиной. РЎ последней РјС‹ сегодня Рё побеседуем.

Начнем РјС‹ СЃ небольшой справки Рѕ РєРЅРёРіРµ. Опираясь РЅР° малоизвестные данные архивов Рё эмигрантской прессы, авторы биографии «РђСЂРєР°РґРёР№ Аверченко: беженские Рё эмигрантские РіРѕРґС‹ (1918-1925)», пытаются РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ Рё красочно описать жизнь писателя после отъезда РёР· Р РѕСЃСЃРёРё. РљРЅРёРіР° вышла приложением Рє 13-томному Собранию сочинений Аверченко. Сотрудничество РђРЅРЅС‹ Хлебиной Рё Виктории Миленко началось РІ 2010 РіРѕРґСѓ. РўРѕРіРґР° Виктория как раз завершала работу над биографией Аверченко для серии «Р–Р—Р›» Рё решила попросить Рѕ помощи коллег РёР· Праги. РќР° ее призыв откликнулась РђРЅРЅР° Хлебина.

«Р’ыяснилось, что, несмотря РЅР° то, что это писатель очень интересный Рё незаслуженно изъятый РёР· учебников СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы, РІ его биографии очень РјРЅРѕРіРѕ белых пятен, особенно после его отъезда РёР· Р РѕСЃСЃРёРё. Это были какие-то обрывки РёР· его произведений, РЅРѕ кто же может ассоциировать героя произведения Рё самого автора? Р’ шестидесятые РіРѕРґС‹ вышла биография Аверченко, которую написал американский славист Левицкий. РћРЅ писал ее РІ Америке Рё РЅРµ имел возможностей, которые имеем РјС‹ сегодня. Р? РІРѕС‚ СЏ живу РІ Праге, хорошо знаю этот РіРѕСЂРѕРґ Рё имею возможность работать здесь РЅР° месте.

Р? РјРЅРµ стали задавать РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, РјРЅРµ стало интересно. Так началось наше совместное творчество СЃ Викторией, хотя РІ глаза РјС‹ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РЅРµ видели, разве что только РїРѕ скайпу. Сначала РјС‹ выпустили СЃР±РѕСЂРЅРёРє неизвестных рассказов Аверченко РёР· эмигрантской прессы – тех, которые выходили РІ СЂСѓСЃСЃРєРёС… изданиях РІ Севастополе Рё Константинополе. Большинство РёР· этих вещей никто РЅРµ видел СЃ двадцатых РіРѕРґРѕРІ. Потом РјС‹ добрались Рё РґРѕ чешских изданий, РЅРѕ здесь переводились, скорее, старые вещи автора. Вещи, написанные РІ эмиграции, были, РїРѕ большей своей части, РЅР° злобу РґРЅСЏ, антибольшевистские, яростные. Рђ РєРѕРіРґР° Аверченко приехал РІ Чехословакию, РѕРЅ РІРґСЂСѓРі перестал «СЃС‚релять». РћРЅ, как РѕРЅ сам писал, нашел здесь тихую гавань Рё планомерно становился европейским писателем – тихим, мирным».

- Обычно монографии пишутся скучным языком, РЅРѕ РІС‹ избрали совершенно РґСЂСѓРіРѕР№ СЃРїРѕСЃРѕР± повествования – живой, полный загадок, гипотез…

«РњС‹ решили, что РѕР± этом человеке РґСЂСѓРіРёРј языком писать нельзя. Р’СЃСЏ его жизнь – это большой приключенческий роман, поэтому Рё писать ее надо как пьесу, киносценарий или приключенческий роман».
Чешский РњР?Р” собирал РґРѕСЃСЊРµ РЅР° писателя

- Вы с Викторией открыли множество новых материалов из эмигрантской жизни Аверченко. Министерство иностранных дел Чехословакии, как выяснилось, собирало досье на писателя. До тебя кто-то имел доступ к этому досье или ты первая его увидела?

«Р•СЃР»Рё Рё РЅРµ первая, то, РїРѕ крайней мере, РѕР± этом РЅРµ было публикаций. РЇ открывала папки СЃ проржавевшими скрепками – РѕРЅРё выглядели так, словно РІ РЅРёС… никто РЅРµ заглядывал РјРЅРѕРіРѕ лет. РЇ буквально отклеивала листочки РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°. Что касается министерства, то РІС‹, РђСЃСЏ, СЃ Аверченко практически коллеги. Ведь РѕРЅ работал РІ системе, которая потом превратилась РІ систему иновещания, Рє которой сейчас относится Рё русская редакция Радио Прага».

- Только работал Аверченко не на радио, а в печатном издании.

«Р’ печатном издании, которое напрямую подчинялось министерству иностранных дел. Был архив газетных вырезок РЅР° выдающихся личностей Рё, РІ том числе, РЅР° Аверченко».

- А как ты узнала о существовании такого досье?

«Р­С‚Рѕ как РІ лес РїРѕ РіСЂРёР±С‹ идешь. Р?щешь РѕРґРЅРѕ, заглянешь Р·Р° кустик, Р° там РґСЂСѓРіРѕРµ. РњРЅРѕРіРёРµ вещи были найдены случайно, РјРЅРѕРіРѕРµ лежит Сѓ нас РїРѕРґ ногами, РЅРѕ РјС‹ его РЅРµ РІРёРґРёРј. Попались нам, например, очень интересные материалы Рѕ наследстве писателя, РІ архиве РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР°. Дело Рѕ наследстве РґРѕ нас точно никто РЅРµ публиковал. Р’ нем лежали совершенно незаметные кассовые корешочки СЃ пометочками».

- Кстати, любопытно, что похороны Аверченко и все связанные с ними расходы оплатили из его собственных средств. Это тебя удивило?

«РЈРґРёРІРёР»Рѕ, обескуражило даже».

- Можно было ожидать, что если РЅРµ чехословацкие власти, то хотя Р±С‹ соотечественники писателя поучаствуют РІ расходах…

«Р”Р°, РґР°, РјС‹ тоже этого ожидали. Потом РјС‹ решили поставить себя РЅР° место этих писателей, РІ РёС… обстоятельства. Р? РјС‹ поняли, что РЎРѕСЋР· СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей РІ Чехословакии РЅРµ имел собственных денег. Писатели, которые РІ него входили, получали государственные РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, РЅР° которые еле-еле жили РёС… семьи. РўРѕ есть РѕС‚ РЅРёС… нечего было ожидать широких жестов. Рђ Аверченко очень хорошо зарабатывал, Сѓ него были СЃРІРѕРё накопления».
В Чехии Аверченко приехал как звезда

- Р?нтересно, что РІ отличие РѕС‚ Константинополя, РіРґРµ Аверченко знали лишь его соотечественники, РІ Праге РѕРЅ был известен Рё чешской публике. Билеты РЅР° первое его выступление РІ Праге раскупали чехи, Рё РѕРЅРѕ прошло СЃ большим успехом. Чем объяснялась популярность Аверченко Сѓ чехов?

«РћРЅ еще РґРѕ Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ был здесь очень известным писателем. РЇ думаю, это был целенаправленный шаг, что его СЃСЋРґР° пригласили как знаменитость. Р’ Константинополе знаменитостей было РїСЂСѓРґ РїСЂСѓРґРё РІ каждом ресторане. Р’ Чехословакию же могли приехать только те, кто получил РІРёР·Сѓ, РєРѕРіРѕ пригласили. Так что это была целенаправленная рекламная акция, РѕРЅР° предваряла его приезд».

- Когда читаешь интервью, которые Аркадий Аверченко давал в чешской прессе, создается впечатление, что он действительно был очень счастлив в Чехословакии. Действительно ли в его жизни здесь все было так радужно?

«РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР» довольно искренне. Его здесь любили, принимали, РѕРЅ вернулся Рє тому статусу, который Сѓ него был РґРѕ революции – статусу знаменитого писателя. Что могло омрачать его жизнь? Возможно, то, что РІ Петербурге РѕРЅ Р±СЂРѕСЃРёР» СЃРІРѕРё вещи, СЃРІРѕСЋ квартиру, библиотеку, Р° здесь жил РІ гостинице. Потом РѕРЅ начал болеть РІ это время, Р° болеть всегда лучше РґРѕРјР° среди родных людей».

- Как ты относишься к идее перевезти останки Аверченко в Россию?

«Р’ Праге закончилась биография писателя, Рё сам РѕРЅ РЅРµ желал перевозки РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ. РљСЂРѕРјРµ того, если СѓР¶ переходить РІ такие рассуждения - РєРѕРіРґР° его спрашивали, что РѕРЅ хочет пожелать Р РѕСЃСЃРёРё, РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР», что желает Р РѕСЃСЃРёРё быть такой, чтобы ему было РЅРµ Рѕ чем писать. Давайте посмотрим Рё почитаем новости – СЏ думаю, что Аверченко, глядя РЅР° современные СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ реалии, РІРѕР·СЂРѕРґРёР» Р±С‹ «РЎР°С‚РёСЂРёРєРѕРЅ» РІ РґРІРѕР№РЅРѕРј объеме. РЇ Р±РѕСЋСЃСЊ, что это РЅРµ совсем та страна, РєСѓРґР° РѕРЅ хотел Р±С‹ вернуться посмертно. РќРµ совсем та страна, которая понимает его мысли, его позицию как гражданина. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, есть юридическая неопределенность РІРѕРєСЂСѓРі самой могилы, поскольку РѕРЅР° находится РІ частных руках, Рё РјС‹ РЅРµ знаем, РєРѕРіРѕ там сверху РїРѕС…РѕСЂРѕРЅСЏС‚ послезавтра. Если Р±С‹ министерство культуры объявило эту часть кладбища памятной Р·РѕРЅРѕР№ - так, как это сделано СЃ находящимися СЂСЏРґРѕРј военными захоронениями, если Р±С‹ статус кладбища гарантировал неприкосновенность тем, кто там похоронен, было Р±С‹ спокойнее. РќРѕ перевозить ради этого РїРѕРєРѕР№РЅРёРєР°, РјРЅРµ кажется, РЅРµ стоит».

- Р?звестен ли Аверченко современному чешскому читателю? Выходили ли РІ последние РіРѕРґС‹ его РєРЅРёРіРё РЅР° чешском?

«Р’ышло несколько СЃР±РѕСЂРЅРёРєРѕРІ. РћРґРёРЅ РІ 1968 РіРѕРґСѓ, следующий РІ 1998 РіРѕРґСѓ. РўРѕ есть РІ течение тридцати лет был перерыв, РєРѕРіРґР° Аверченко, как буржуазный писатель, РЅРµ РІС…РѕРґРёР» РІ число тех, РєРѕРіРѕ следовало читать. Сейчас РѕРЅ известен, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, русистам, его пьесы ставятся любительскими театральными труппами. РџРѕРєР° РѕРЅ ждет лучшего будущего»,

- заключает Анна Хлебина