Эмиграция в стрессе...

15.10.2012

Многие думают, что переезд из стран бывшего СССР в Чехию несет только перемены к лучшему

Счастливую, СЃРїРѕРєРѕР№РЅСѓСЋ Рё безоблачную жизнь РІ относительно тихой Рё стабильной Европе. Однако РІСЃРµ РЅРµ так просто. Люди, перебравшиеся РІ РЅРѕРІСѓСЋ для себя страну, испытывают РЅРµ меньше стрессов, чем РЅР° бывшей СЂРѕРґРёРЅРµ. Пражский психолог Александр РљСѓР·РёРЅ рассказал СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ редакции «Р Р°РґРёРѕ Прага» РѕР± основных проблемах Рё вопросах, СЃ которыми Рє нему обращаются русскоговорящие эмигранты.

Александр РљСѓР·РёРЅ живет Рё работает РІ Чехии, РЅРѕ РІСЃРµ его клиенты — РёР· Р РѕСЃСЃРёРё, Украины, Казахстана Рё РґСЂСѓРіРёС… стран бывшего Советского РЎРѕСЋР·Р°. Р?С… можно разделить РЅР° три РіСЂСѓРїРїС‹.

Первая — это обычные семьи СЃ маленькими детьми. Р’СЂРѕРґРµ счастливая семья, РЅРѕ РІ определенный момент ребенок идет РІ чешскую школу, Рё РІ его взаимоотношениях СЃ родителями возникают проблемы.

— Что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ Рё РІ чем причины?

— РЇ вижу РґРІРµ основные причины. Первая — другая языковая среда. Вторая — иная система школьного образования. Смотрите, ребенок С…РѕРґРёС‚ РІ чешскую школу, значит, РѕРЅ большую часть РґРЅСЏ общается РїРѕ-чешски. Потом РѕРЅ возвращается РґРѕРјРѕР№. Р’ школе Сѓ него возникли какие-то проблемы, чем-то РѕРЅ РЅРµ удовлетворен, чем-то хочет поделиться. Р? далеко РЅРµ всегда РѕРЅ даже может донести родителям, РІ чем сложности. Потому что РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… семьях мама или папа РїРѕ-чешски РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ очень плохо. Р?ли вообще РЅРµ знают чешского языка. Ребенок даже РЅРµ всегда решится поговорить СЃ родителями. Р’Рѕ-первых, РѕР±Рѕ всем нужно сказать РїРѕ-СЂСѓСЃСЃРєРё, то есть «РїРµСЂРµРІРµСЃС‚Рё» СЃРІРѕРё проблемы РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык. Р’Рѕ-вторых, РѕРЅ РЅРµ знает, что сказать родителям, Р° что нет. Что РѕРЅРё РІРѕСЃРїСЂРёРјСѓС‚ нормально, Р° что нет. Это связано СЃ тем, что чешская система образования другая, РѕРЅР°, так или иначе, дает ребенку больше СЃРІРѕР±РѕРґС‹, чем российская или украинская. Даже РІ чешской начальной школе занятия проводятся РїРѕ форме open space, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ пространства. Рђ родители как рассуждают? Где та дисциплина, которая нужна? Где тот жесткий РїРѕРґС…РѕРґ? Где то необходимое количество домашних заданий, которое РјС‹ желаем видеть? Где тот контроль над ребенком, который обязаны осуществлять преподаватели? Этого всего нет. Р’ результате, сложно ребенку Рё очень тяжело Рё непривычно родителям. Р?Рј приходится перестраиваться РїРѕРґ РґСЂСѓРіСѓСЋ, чешскую, ментальность.
Неловкость за родителей

— РўРѕ есть родители ожидают РѕС‚ чешской школы большего, чем РѕРЅР° дает?

— РњРѕСЏ практика показывает, что, как правило, русскоговорящие родители считают, что чешская школа мало занимается детьми. Что ребенок получает РІ ней РјРЅРѕРіРѕ каких-то развлекательных моментов, РјРЅРѕРіРѕ творческих заданий, РЅРѕ именно процесс образования, РїРѕ мнению этих родителей, недостаточно глубок.

— Рђ РЅРµ бывает ли такого, что дети испытывают какую-то неловкость или даже комплексы РёР·-Р·Р° СЃРІРѕРёС… родителей? Что те недостаточно ассимилировались Рё РёС… «СЃС‚ыдно» показать РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё?

— РЇ работал СЃ РѕРґРЅРѕР№ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ семьей. Там действительно возникла подобная ситуация. Неловкость сына Р·Р° родителей, столкновение менталитетов. Родители одноклассника этого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ мальчика пригласили его вместе СЃ мамой Рё папой Рє себе РЅР° дачу провести выходные. Рђ РєРѕРіРґР° РѕРЅРё приехали, сын стал испытывать комплексы. Его мама Рё папа — как-то РІ стороне РѕС‚ всего. РљСЂРѕРјРµ того, РЅРµ знают языка, РёРј РІСЃРµ нужно перевести, объяснить. Это еще РЅРµ РІСЃРµ. Бедная русская семья еще РґРѕРјР° РІ Праге наготовила множество еды Рё привезла ее РЅР° дачу. Р’СЃРµ это было отвергнуто. РќРµ РїРѕ каким-то злым или русофобским побуждениям. Рђ РёР·-Р·Р° разницы РІ менталитете. Чешской семье показалось это странным, приготовленная еда осталась нетронутой. Просто Рє ней РЅРµ привыкли, РѕРЅР° РЅРµ показалась РІРєСѓСЃРЅРѕР№. Было очень РѕР±РёРґРЅРѕ Рё неловко. Как для гостей, так Рё для принимающей семьи. Р’ результате, русская семья РЅР° следующее утро вместе СЃ сыном уехала РґРѕРјРѕР№. Мальчик рассчитывал провести СЃ одноклассником Рё его родителями три РґРЅСЏ, Р° РІСЃРµ закончилось РїРѕ сути несколькими часами. Р’СЃРµ остались недовольны, Р° родители потом РјРЅРѕРіРѕ месяцев ходили РєРѕ РјРЅРµ РЅР° приемы, чтобы как-то наладить отношения СЃ сыном, построить СЃ РЅРёРј РґСЂСѓРіРёРµ «РєРѕРЅС‚акты», понять чешскую ментальность. Слава Р±РѕРіСѓ, РІСЃРµ закончилось хорошо. Р’ этой семье проблем уже нет.
«РњС‹ живем ради детей» — неправильный девиз

— Может ли ребенок, для которого Чехия, ее культура Рё ментальность — уже полностью «СЃРІРѕРё», помочь родителям изменить РёС… отношение Рє РЅРѕРІРѕР№ жизни? Чтобы те начали чувствовать себя РІ ней комфортно?

— Более взрослый ребенок, осознающий окружающие процессы, конечно, может помогать родителям. Что-то рассказывать, знакомить РёС… СЃ местными традициями Рё праздниками, находить для тех новые возможности общения. Разумеется, ребенок может проявлять инициативу. Рђ СЃРѕ стороны родителей будет правильным поддерживать это стремление сына или дочери. Если Сѓ РЅРёС… действительно есть желание двигаться РєСѓРґР°-то дальше.

— РЇ знаю немало людей, переехавших РІ Чехию или РґСЂСѓРіРёРµ страны Европы, которые рассуждают так... РњС‹ уже РЅР° этом РЅРѕРІРѕРј месте РЅРµ сможет жить абсолютно счастливо, РІСЂСЏРґ ли полностью адаптируемся. РњС‹ готовы нести жертвы Рё страдать, чувствовать себя второсортными... РќРѕ РјС‹ приехали СЃСЋРґР° ради детей. Ради РёС… будущего. Чтобы РѕРЅРё выросли счастливыми... РњС‹ живем ради РЅРёС…...

— РљРѕРіРґР° родители РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: «РњС‹ живем ради детей», то как раз Сѓ РёС… детей возникает чувство РІРёРЅС‹. Родитель должен быть счастлив сам РїРѕ себе, Р° ребенок обязан это видеть. Потому что каждый отец или мать, который живет ради ребенка, подсознательно ожидает РІ будущем какой-то компенсации. Ребенок должен оправдать ожидания, которые РІ него вложили. Должен сформироваться РІ профессиональном Рё личном плане. Р? вернуть матери или отцу этот долг. Р’СЃРµ это неосознанный процесс. Р?ная ситуация СЃ детьми, которые живут СЂСЏРґРѕРј СЃРѕ счастливыми родителями. Теми родителями, которые тратят немалое количество времени РЅР° самих себя, Р° детей даже РІ чем-то ограничивают. Говорят: «Р­С‚Рѕ наше пространство. Это наше время. Рђ РІРѕС‚ это время РјС‹ можем посвятить тебе». Дети РІ таких семьях вырастают РєСѓРґР° более счастливыми. РЎРѕ здоровыми личностными границами.
Родители хотят, а дети-студенты разочаровываются

Вторая группа клиентов психолога Александра Кузина, как это ни удивительно, молодые и полные сил студенты.

— Какие проблемы РјРѕРіСѓС‚ быть Сѓ РЅРёС…? Там ведь — РІСЃСЏ жизнь впереди...

— Довольно частая Рё распространенная проблема — это моральное состояние студентов, которые приезжают РІ Чехию учиться. Русскоязычные студенты РёР· Р РѕСЃСЃРёРё, Украины, Казахстана. Дело РІ том, что РѕРЅРё едут СЃСЋРґР°, прежде всего потому, что этого хотят РёС… родители. РћРЅРё желают дать сыну или дочери европейское образование.

— Это дети богатых родителей?

— Р?ли богатых. Р?ли РёР· семей, которые РЅРµ очень то Рё богаты, РЅРѕ разными путями добиваются цели дать ребенку европейское образование. Р? РІРѕС‚ эти юноши Рё девушки, приезжая РІ Чехию, часто РЅРµ находят себе места. Разочаровываются РІ том, что РІРёРґСЏС‚. Сначала РёРј кажется, что Европа, европейская культура Рё система образования, традиции, общество — РІСЃРµ это что-то СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ, праздничное. Что РІСЃРµ это будет давать постоянный позитив. Рђ потом РѕРЅРё сталкиваются, Рє примеру СЃ тем, что для того, чтобы перейти СЃ РѕРґРЅРѕРіРѕ РєСѓСЂСЃР° РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№, нужно уделять РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество времени занятиям. Р? РёС… первые иллюзии исчезают. Р’ высших учебных заведениях Чехии Рё той же Р РѕСЃСЃРёРё тоже большая разница РІ системе обучения. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё можно РІ последний момент успеть что-то нагнать, заткнуть необходимые пробелы. Р’ Чехии такого РЅРµ получается. Нужна повседневная кропотливая работа. Р? тогда этим студентам становится скучно, неинтересно, РѕРЅРё разочаровываются Рё Рє процессу обучения начинают относиться довольно халатно.
«РЇ учусь, Р° сам РЅРµ знаю чему...»

— Р? РїСЂРё этом РѕРЅРё РЅРµ находятся РїРѕРґ контролем родителей, потому что те живут далеко РѕС‚ РЅРёС….

— Часто еще бывает такое, что родители или изначально выбирают ребенку РІСѓР·, РіРґРµ Р±СѓРґСѓС‚ заниженные требования. Р?ли после РѕРґРЅРѕРіРѕ-РґРІСѓС… семестров переводят его РІ такой институт. Существует некоторая прослойка коммерческих учебных заведений, РіРґРµ РІРѕ время обучения РЅР° РјРЅРѕРіРѕРµ готовы закрыть глаза. РќРѕ этим проблемы РЅРµ заканчиваются. Студент учится, общается РІ социуме ровесников Рё более старших товарищей РїРѕ университету, Р° потом задается РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј: «Рђ что дальше?». Р? РЅРµ находит ответа. РЈ него РЅРµ нарабатываются необходимые профессиональные СЃРІСЏР·Рё. РЈ него нет понимания своей будущей карьеры или специальности. Очень РјРЅРѕРіРёРµ РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ РєРѕ РјРЅРµ Рё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: «РЇ учусь, Р° сам РЅРµ знаю, чему. РЇ РЅРµ понимаю, зачем РјРЅРµ это нужно. РЇ РЅРµ знаю, Р±СѓРґСѓ СЏ работать РїРѕ этой профессии или нет. РќР° самом деле СЏ мечтаю Рѕ чем-то РґСЂСѓРіРѕРј».

— РўРѕ есть РѕРЅ учится, исполняя волю родителей. РќРѕ разве сам студент никак РЅРµ может изменить СЃРІРѕСЋ жизнь?
«Р­С‚Рѕ сколько СЃРёР» СЏ трачу РЅР° обучение, Р° что получу РІ результате?»

— Достаточно РјРЅРѕРіРёРµ просто сдаются. РќРµ прилагают никаких усилий изменить жизнь РІ Чехии. Здесь же как? Человек получает диплом, Р° потом устраивается РЅР° те вакансии, которые открыты, которые существуют. Некоторые студенты так Рё делают, ради того, чтобы наработать опыт, остаться жить РІ стране. Рђ РјРЅРѕРіРёРµ ожидали РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ системе, РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј менталитете РјРЅРѕРіРёРµ после университета хотят моментально занять «РґРѕСЃС‚РѕР№РЅСѓСЋ позицию». Люди РЅРµ живут ощущением, что «СЏ РїСЂРёРґСѓ СЃ РЅРёР·РѕРІ Рё Р±СѓРґСѓ постепенно Рё целенаправленно достигать результата». Обычно российская молодежь, студенты Рё выпускники рассчитывают РЅР° что то, что РѕРЅРё сразу получат хорошую должность. РџСЂРё помощи чьей-то поддержки, тех же родителей, знакомств, связей. Так РІСЃРµ работает РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ Чехии система строится иначе. РўС‹ пришел РІ банк или проектный институт, РЅРѕ начинаешь СЃ чего-то небольшого. Р? студенты РёР· стран бывшего РЎРЎРЎР , которые учатся РІ Чехии Рё хотят здесь остаться, РІ какой-то момент РІСЃРµ это осознают. Возникает РґРёРєРѕРµ неудовлетворение: «Р­С‚Рѕ сколько СЃРёР» СЏ трачу РЅР° обучение, Р° что получу РІ результате?».
Рћ деградации Рё «РїР°РґРµРЅРёРё РЅР° РґРЅРѕ»

— Р? как студенту помочь? Сказать: «РўРµСЂРїРё, держись Рё жди»?

— Можно постараться приблизить ожидания человека Рє реальности, СЃ которой РѕРЅ столкнется. Четче обрисовать существующую систему Рё среду. Нацелить его РЅР° большую профессиональную точность. Чтобы студент РЅРµ терял время, Р° уже РІРѕ время учебы РјРѕРі искать полезные СЃРІСЏР·Рё, которые РјРѕРіСѓС‚ пригодиться ему РІ будущем. Там, РґРѕРјР°, РІ Р РѕСЃСЃРёРё, для этого есть та же поддержка родителей. Здесь приходится действовать самому. Рђ поддержка семьи — РѕРЅР° только РЅР° расстоянии. Это первое. Р? второе. Желательно четко, уже РЅР° младших курсах — втором или третьем — понять, твоя ли это специальность. Этого ли ты хочешь РЅР° самом деле. Р? РїРѕРєР° РЅРµ РїРѕР·РґРЅРѕ можно профессионально переориентироваться, выбрать РёРЅСѓСЋ специализацию или даже профессию. Найти что-то СЃРІРѕРµ. РќРµ бояться, если РІРґСЂСѓРі этого РЅРµ избежать, «РїРѕС‚ерять» РІ институте РєСѓСЂСЃ или РґРІР°. Это должны понимать Рё сами студенты, Рё РёС… родители.

— РњРЅРѕРіРёРµ ли русскоговорящие студенты, оказавшиеся РІ Чехии «РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґРµ», РЅРµ контролируемые родителями, деградируют, спиваются, становятся наркоманами, проститутками Рё вообще «РїР°РґР°СЋС‚ РЅР° РґРЅРѕ»?

— Такое тоже есть. Часто дети даже РІРІРѕРґСЏС‚ родителей РІ заблуждение. Р’СЂСѓС‚ тем, что учатся. Хотя этот РёС… сын уже давно РЅРµ РІ институте, РІСЃРµ Р±СЂРѕСЃРёР» Рё занимается какими-то иными делами. РќРѕ дело ведь еще Рё РІ том, что Рё этой ниточке тоже РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ конец, потому что обучение связано СЃРѕ студенческой РІРёР·РѕР№. Рђ человек ее лишается. РќРѕ РґР°, бывают, Рё нередко, Рё такие драматичные случаи, Рѕ которых РІС‹ сказали.
«Р”обровольно сосланные»: жизнь РІ вакууме

РќСѓ Рё третья РіСЂСѓРїРїР° эмигрантов, нуждающаяся РІ помощи психолога, это люди, чьи мужья или дети остались РЅР° СЂРѕРґРёРЅРµ. Работают РІ РњРѕСЃРєРІРµ или РґСЂСѓРіРѕРј РіРѕСЂРѕРґРµ Рё РїРѕРєР° РЅРµ хотят переезжать РІ Чешскую Республику. Потому что «РїРѕР»РЅРѕС†РµРЅРЅР°СЏ жизнь» — РѕРЅР° РІ Р РѕСЃСЃРёРё или Украине. Там работа, деньги, СЃРІСЏР·Рё, РґРѕСЃСѓРі. Зато перевезти РІ Чехию пожилых родителей или жену — это сделать стоит. Здесь жизнь тише, спокойнее, ниже уровень преступности, лучшее здравоохранение, налаженный быт, РґР° Рё вообще стабильность. Однако Рё Сѓ этих, «РґРѕР±СЂРѕРІРѕР»СЊРЅРѕ сосланных» людей, возникает немало проблем? Каких? Это РІРѕРїСЂРѕСЃ психологу Александру РљСѓР·РёРЅСѓ.

— Очень РјРЅРѕРіРёРµ старики, очень РјРЅРѕРіРёРµ женщины, которые живут РІ Чехии отдельно РѕС‚ СЃРІРѕРёС… детей или мужей, пребывают РІ некотором вакууме. Р’СЃРµ потому, что РёРј РЅРµ хватает элементарных человеческих контактов, элементарной человеческой поддержки. Еще момент: РєРѕРіРґР° РІ стране социум утроен, РёРј негде себя применить. РљРѕРіРґР° женщина или пожилой человек живет РЅР° деньги, которые получает РѕС‚ близких СЃ СЂРѕРґРёРЅС‹, ему РЅРµ нужно работать, Р° чешский социум РєСѓРґР° комфортнее, чем РІ той же Р РѕСЃСЃРёРё. Р? РІ результате Сѓ этих людей возникает достаточно большое количество СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ времени. РњРЅРѕРіРёРµ несчастны потому, что РЅРµ находят себе применения. Хорошо, что существует интернет, социальные клубы, клубы РїРѕ интересам. Р’ том числе Рё среди русскоговорящей диаспоры Чехии. Р? эти клубы, занятиях РІ РЅРёС…, помогают РјРЅРѕРіРёРј найти себе единомышленников, почувствовать себя нужными, проводить время РІ РєСЂСѓРіСѓ себе подобных. Чтобы РІСЃРµ это найти — нужна скорее РЅРµ энергия, Р° желание. Потому что необходимой энергией обладают организаторы этих мероприятий. РќСѓ Рё, конечно же, РїСЂРё наличии свободных денег, можно Рё платить Р·Р° то, чтобы для тебя создавали комфортный РґРѕСЃСѓРі, мероприятия, поездки, путешествия, РїРѕС…РѕРґС‹.
Вечный вопрос: кто виноват?

— Р’РѕС‚ чьи-то родители, чья-то жена РЅРµ испытывают счастья РѕС‚ своей эмигрантской жизни. Человеку дискомфортно, хотя СЃРѕ стороны РІСЃРµ кажется нормальным или РІРѕРІСЃРµ прекрасным. Р? РѕС‚ этого становится еще хуже. РљРѕРіРѕ люди начинают винить? Себя? Р?ли детей Рё мужей, которые отправили РёС… РІ Чехию? РљСѓРґР° выплескивается эта «СЌРЅРµСЂРіРёСЏ недовольства»?

— Каждый находит СЃРІРѕР№ выход. Кто-то РІ том, что сложилась такая ситуация, начинает винить окружающих. Виноваты те, РєРѕРіРѕ нет СЂСЏРґРѕРј. Р?ли виноваты те, кто РІСЂРѕРґРµ Рё СЂСЏРґРѕРј, РЅРѕ недостаточно времени уделяют контактам, общению, звонкам. Это недовольство своей жизнью люди выплескивают РІ РїРѕРёСЃРє виновных. РќСѓ Р° кто-то начинает испытывать депрессию Рё подавленность. Что меня ждет дальше? Неужели РІСЃРµ РјРѕРµ будущее — РІРѕС‚ эта квартира, соседние магазины Рё может курорты, если говорить Рѕ тех, кто живет, Рє примеру, РІ Карловых Варах. Р? жизнь этих людей становится невыносимо скучной Рё неинтересной