Сталинская высотка в Праге

14.09.2012

Мы находимся в районе Прага 6, конкретно в Дейвицах. Это очень престижный, очень милый и тихий в

основном жилой район. Но в нем находится одно очень необычное здание. Необычное для Праги, потому что, когда вы на него посмотрите, вам сразу покажется, что вы в Москве.

Олег Фетисов: РЇ согласен, потому что РЅРµ раз проезжая РїРѕ району Дейвице СЏ вижу доминирующее здание, которое возвышается над всей застройкой района. Р? часто появляется такое впечатление, что, может быть, СЏ правда РЅРµ РІ Праге сейчас, Р°, например, РІ РњРѕСЃРєРІРµ. РќРѕ, РЅР° самом деле, РјС‹ РІ Праге, Рё это здание отеля Crowne Plaza, который имеет СЃРІРѕСЋ историю. Его выкупали РІ СЃРІРѕРµ время разные фирмы, РѕРЅ РїРѕ разному назывался. РќРѕ, РІ итоге, сегодня это достаточно престижный четырехзвездочный отель, который СЃ удовольствием принимает посетителей Рё гостей СЃ разных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ.

Либор Кукал: Но чем он все-таки похож на Москву? Когда я на него смотрю, у меня такое впечатление, что это просто сталинская высотка.

Олег Фетисов: Конечно же здесь чувствуется почерк сталинской СЌРїРѕС…Рё, С‚. Рє. здание было построено РІ 1952—1954 РіРі. РїРѕ решению тогдашнего министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Алексея Чепички, Рё его стиль, как Рё полностью архитектурное решение, соответствует стилю социалистического реализма. Для Праги это достаточно оригинальное решение. Здание является РѕРґРЅРёРј РёР· немногих памятников архитектуры данного стиля.

Либор Кукал: РЇ хотел Р±С‹ добавить, что РІ Праге это действительно так. РќРѕ РІ Чехии еще есть РЅРµ менее знаменитые памятники архитектуры, выполненные РІ данном стиле. Это жилой район РіРѕСЂРѕРґР° Остравы РїРѕРґ названием «РџРѕСЂСѓР±Р°», РіРґРµ архитектура решена огромным ансамблем. Также есть пример РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Гавиржове, который находится РІ северной Моравии. РќРѕ для Праги, РІСЃРµ-таки, это единственный такой масштабный пример.

Олег Фетисов: Кстати, на церемонию открытия здания ожидали самого Сталина, который по предположению должен был приехать и поддержать эту реализацию архитектурного решения в стиле социалистического реализма. Для Праги тогда это было очень важно.

Либор Кукал: Вернемся все-таки к тому, если бы Сталин приехал, что бы он здесь увидел?

Олег Фетисов: Отель представляет собой очень роскошное и доминирующее здание в общем ансамбле застройки района. Оно представляет собой симметричную композицию, центр которой венчает башня. Так же с башей связанны различные корпуса, которые формируют одно целое здание.

Либор Кукал: Ведь по сравнению с Московскими высотками это все-таки мини вариант?

Олег Фетисов: Да, общий РІРёРґ практически идентичен СЃ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРјРё пропорциями Рё масштабами, РЅРѕ РІ данном случае РІСЃРµ спропорционированно Рё композиционно уравновешенно, РЅРѕ «РІ миниатюре». Здание состоит РёР· 16 этажей. Общая высота здания составляет 88 метров. Р’ эту высоту вошли высота шпиля Рё звезды. РќР° шпиль отведено 10 метров. Рђ РЅР° звезду 1,5 метра.

Либор Кукал: Т.е. звезда до сих пор здесь есть?

Олег Фетисов: Звезда действительно есть. Ее и шпиль даже видно с района Градчаны. Думаю, ее даже и не собираются убирать, т. к. здание находится под охраной и состоит в списке архитектурного наследия.

Либор Кукал: Выходит, что нельзя менять первоначальный вид здания. Кстати, можно сказать, что звезда не красная.

Олег Фетисов: Звезда и конструкция шпиля выполнены из металла. Сегодня, к сожалению, метал не такой глянцевый, чистый и красивый, т. к. подвергается негативному воздействию внешней среды. Но, тем не менее, замысел, идея и конструкции читаемы и понятны.

Либор Кукал: Р? каким СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј украшен фасад здания?

Олег Фетисов: Фасад здания сегодня окрашен в приятный бежевый цвет. Некоторые венчающие и яркие архитектурные элементы здания оттенены нежным и неагрессивным терракотовым цветом, который послужил хорошим фоном для визуальной инсталляции различных предметов быта и труда, разных трудовых процессов, что вполне поддерживает этот самый стиль социалистического реализма, в котором решено и выполнено здание. Это решение и стилистика конечно же полностью должны были удовлетворять идейные и пропагандистские цели эпохи, в которой здание было построено. А так же отображать всю историческую конкретность художественного изображения действительности, что было неотъемлемой частью этого стиля.

Либор Кукал: Отель был построен уже 60 лет назад. Понятно, что когда его строили, это была гостиница класса люкс. Но вряд ли можно было ее поддерживать в таком же состоянии до сих пор. Наверняка, гостиница немного изменилась. Здесь были какие-то ремонты?

Олег Фетисов: Р’ первую очередь, гостиница координально изменилась РІ СЃРІРѕРёС… интерьерах С‚. Рє. РІ период 1996—1997 РіРі. произошла ее глобальная реконструкция. Фасады здания были просто выкрашены Рё реконструированы. Было воссоздано РІСЃРµ убранство, которое предусмотрено РІ проекте. Если говорить РѕР± интерьерах, то РѕРЅРё сегодня стали совершенно иными. Стиль, РІ котором РѕРЅРё доступны сегодня уже более современный, лаконичный, РЅРѕ РЅРµ теряется роскошь, РґРѕСЂРѕРіРёРµ материалы Рё мебель, что, РІ общем, создает картину фешенебельного четырехзвездочного номера, который выполнен РІ современном эклектическом стиле СЃ элементами классики Рё роскоши.

Либор Кукал: Хочешь сказать, сталинской роскоши?

Олег Фетисов: Может быть уже и не сталинской, но традиции, все-таки, сохранены