Модель Праги Антонина Лангвайла восхищает зрителей свыше полутора столетий

12.08.2012

175 лет прошло с момента, когда для Музея королевства чешского, единственного в середине XIX века

чешского музейного института, была приобретена уникальная бумажная модель Праги, созданная Антонином Лангвайлом. Свою объемную картину чешской столицы автор создавал 11 лет с 1826 по 1837 год. Основой для миниатюр домов стали авторские зарисовки, сделанные им во время прогулок по Праге.

Приобретение модели было осуществлено императором Фердинандом I в 1840 году по просьбе вдовы Антонина Лангвайла. Однако на обозрение широкой общественности в Староместской ратуше ее выставили только в 1862 году. В 1891 году модель была представлена на знаменитой Земской юбилейной выставке, а по ее окончании попал в коллекцию Национального музея. После 2-й мировой войны модель Праги Антонина Лангвайла была передана Музею Праги, где она и находится и ныне, меняя лишь витрины, в которых выставляется.

«РђРЅС‚РѕРЅРёРЅ Лангвайл был государственным служащим, который работал РІ университетской библиотеке Рё, вероятно, Сѓ него было очень РјРЅРѕРіРѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ времени. РћРЅ Р±СЂРѕРґРёР» РїРѕ Праге, делал зарисовки, Р° потом переносил эти СЌСЃРєРёР·С‹ РЅР° СЃРІРѕСЋ модель. Это была сумасшедшая работа, так как модель насчитывает более 2200 миниатюр пражских РґРѕРјРѕРІ, размещенных РЅР° двадцати квадратных метрах», - рассказывает работник Музея Праги Рё куратор модели Лангвайла Катержина Бечкова.

Толчком для создания модели чешской столицы для Антонина Лангвайла стала выставка подобной, но только гипсовой, модели Парижа, состоявшаяся в Праге в 1826 году.

Модель Праги Антонина Лангвайла – миниатюрное изображение исторического центра РіРѕСЂРѕРґР°. Р?зготовлена РѕРЅР° РёР· бумаги Рё частично дерева, РёР· которого выточены башни костелов. Для создания деревьев автор воспользовался хлопковым волокном.

- «РќР° модели РјС‹ РІРёРґРёРј правый берег Влтавы – Старый РіРѕСЂРѕРґ, Еврейский РіРѕСЂРѕРґ, Р° РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ стороне реки изображена Мала Страна, только без склона холма Петржин. Незавершенными остались Рё Градчаны. Над моделью территории РіРѕСЂРѕРґР°, расположенной около Страгова Антонин Лангвайл начал работать тогда, РєРѕРіРґР° Сѓ него уже было расшатано Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ. Существует еще лишь несколько зарисовок Страгова, однако, дальше ничего сделано уже РЅРµ было. Нет РЅРё Страгова, РЅРё Погоржельца».

- «Р­С‚Рѕ РЅРµ просто модель, Р° пластическая картина СЃ изображением РіРѕСЂРѕРґР°. РЇ считаю модель Антонина Лангвайла произведением искусства. Если взять РѕРґРЅРѕ целое поколение людей, то таковых, как Лангвайл будет среди этой массы всего РѕРґРёРЅ человек. Только РѕРЅ будет располагать способностями Рё терпением для создания такого СЂРѕРґР° произведения. Художественные амбиции, СЏ считаю, так же лежат РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ идеи создание этой модели».

Все свои модели автор расписывал самостоятельно в соответствии с эскизами, и даже картон, на который наклеивались вырезанные из бумаги отдельные стены миниатюр, Антонин Лангвайл изготавливал своими руками.

Сегодня бумажная модель Праги является не только предметом восхищения зрителей, но и важным историческим документом, которым пользуются специалисты по охране памятников при планировании разного рода перестроек отдельных зданий.

«Р‘лагодаря модели архитекторы уточняют, как выглядели слуховые РѕРєРЅР°, порталы зданий, как РѕРєРЅР° зданий располагались, как были распланированы сады», - РІСЃРµ это весьма важная информация, подчеркивает работник Музея Праги Катержина Бечкова.

Модель Антонина Лангвайла отражает множество деталей, которых в иных источниках невозможно найти. За несколькими исключениями, модель на удивление верна, за что Катержина Бечкова ручается. Она лично обошла все сохранившиеся пражские дома, изображенные на модели, сравнивая их с фотографиями миниатюр, и убедилась, что они отличаются высокой степенью достоверности.

«РњРёРЅРёР°С‚СЋСЂС‹ пражских РґРѕРјРѕРІ, сделанные Лангвайлом, несколько увеличены РїРѕ высоте. Это было необходимо автору для того, чтобы изобразить как можно больше деталей. РќР° фасадах изображены домовые знаки, фонари Рё множество иных элементов. Р?нтересно то, что Лангвайл РЅРµ ставил перед СЃРѕР±РѕР№ исключительно академических целей документального характера. Автор изобразил также элементы, связанные СЃ реальной жизнью. Например, РѕРЅ изображал разбитые РѕРєРЅР° или прислоненные Рє стенам лестницы, Р° также множество иных весьма реалистичных элементов».

Сегодня модель Праги Лангвайла можно РЅРµ только рассматривать непосредственно РІ зале музея, РЅРѕ Рё «РїСЂРѕР»РµС‚еть» или «РїСЂРѕР№С‚Рё» РїРѕ бумажному РіРѕСЂРѕРґСѓ, созданному почти 180 лет назад. Осуществить это можно благодаря специальной цифровой модели, работа над которой продолжалась три РіРѕРґР°