TANEC PRAHA как ломка традиционных канонов

08.10.2012

Время международного фестиваля TANEC PRAHA передвигается в ритме современного танца, двигает

 СЂРµР±СЂР°РјРё Рё удивленно замирает РїРѕРґ аккомпанемент постановок театра пластики. Р?менно этим жанрам посвящен смотр, большая часть спектаклей которого традиционно РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІ пражских театрах Понец Рё Карлин.

РўРѕРіРґР° как РЅР° воркшопы юные Рё те, что постарше, дарования собираются РІ Duncan Centre, театр Рђlfred ve dvoЕ™e Рё студию Dance Perfect. Р’ Праге уже выступили Рё выступят, РїРѕРґРЅСЏРІ, без сомнения, планку фестиваля еще выше, такие звезды танцевальной сцены как РіСѓСЂСѓ современного австралийского танца Люси Герин, французский экспериментатор Жером Бель, посвятивший СЃРІРѕР№ спектакль Седрику РђРЅРґСЂСЊРµ - именно этот танцовщик стал связующей нитью между Белем Рё американским хореографом Мерсом Каннингемом, создавшим собственный язык современного танца. РђРЅРґСЂСЊРµ «РёСЃРїРѕРІРµРґРѕРІР°Р»СЃСЏ» перед пражской публикой Рё посвятил ее РІ СЃРІРѕР№ опыт многолетнего сотрудничества СЃ этим изобретателем «РЅРµРµСЃС‚ественных» движений. Р’ определенный этап своей жизни Каннингем поставил фрагментированность тела РІРѕ главу угла, что изнуряло РјРЅРѕРіРёС… исполнителей его фантазий донельзя Рё порождало даже Сѓ самых выносливых, включая РђРЅРґСЂСЊРµ, сомнения РІ необходимости продолжения СЃРёРёС… опытов.

Можно продолжать сыпать РіСЂРѕРјРєРёРјРё фамилиями, остановлюсь, однако, РЅР° Алане Плателе, поскольку этого изначально педагога для людей СЃ ограниченными физическими возможностями, посвятившего РјРЅРѕРіРѕ времени детям-инвалидам, никак нельзя заподозрить РІ грехах постмодернизма. Его спектакль Coup Fatal – пражане СѓРІРёРґСЏС‚ его 22 РёСЋРЅСЏ, это нетрадиционное осмысление европейского барочного наследия Рё, РІ частности, барочных арий РІ исполнении носителей африканской традиции. Coup Fatal имеет РІСЃРµ шансы стать РѕРґРЅРёРј РёР· незабываемых событий танцевального сезона. Как Рё завершающая фестиваль «Р’есна священная» Мари Шуинар - еще РѕРґРёРЅ пример ломки традиционных балетных канонов, отнюдь, однако, РЅРµ означающий, что вас оставят Сѓ разбитого корыта.

Работы этой канадской танцовщицы Рё хореографа РІ чешской столице были показаны ранее, однако сама Шуинар РІ Праге выступит впервые. РџРѕРјРёРјРѕ «Р’есны священной», Шуинар 26 РёСЋРЅСЏ можно видеть РІ пражском Ярмарочном дворце, импровизирующей среди картин СЃ 10.30 РґРѕ 13 часов РІ рамках сольного проекта IN MUSEUM РЅР° темы, предложенные посетителями выставки. Р’ данном случае достаточно купить билет РІ Ярмарочный дворец, РіРґРµ также можно увидеть работы выдающихся чешских Рё РґСЂСѓРіРёС… художников.

Побеседуем СЃ директором фестиваля TANEC PRAHA, включающего РІ себя Рё «Р”РЅРё Р?ерусалима РІ Праге», Р?РІРѕРЅРѕР№ Кройцмановой.

Р?РІРѕРЅР° Кройцманова:

- Р’ прошлом РіРѕРґСѓ СЏ была РїРѕ приглашению коллег РІ Р?ерусалиме Рё посетила Machol Shalem Dance House. Это очень интересный проект, совмещающий танцевальный зал, РіРґРµ работают танцоры Рё актеры, Рё общинный центр, предназначенный для работы СЃ семьями Рё детьми. Р’ этом пространстве рождается множество интересных идей Рё любопытнейших постановок, Р° также преподается танец. Администрация Р?ерусалима заинтересована РІ формировании билатеральных отношений СЃ Прагой Рё РІРѕ взаимном культурном обмене.

- Что из лаборатории израильской хореографии можно будет увидеть в рамках этого сотрудничества?

- Р’ качестве организатора фестиваля «РўР°РЅРµС† Прага» РјС‹ РІРЅРѕСЃРёРј значительную лепту РІ «Р”РЅРё Р?ерусалима РІ Праге». РќР° фестиваль приглашены Эйнат Ганц Рё РќРѕР° Р—СѓРє, РѕРЅРё выступят 19 Рё 20 РёСЋРЅСЏ РЅР° борту корабля Tajemství («РўР°Р№РЅР°) Театра братьев Форман. Благодаря фантазии хореографа Рё танцовщицы Р—СѓРє РІ спектакле Doom Doom Land рождается РјРёСЂ, РІ котором присутствуют проявления человечности Рё анимальности, фрагменты искусства Рё РІРѕР№РЅС‹. Рђ 20 РёСЋРЅСЏ вечером РІ театре «РџРѕРЅРµС†» также выступит выдающаяся израильская танцовщица Р?СЂРёСЃ Эрез.

РўРѕ, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ танцевальных центрах Тель-РђРІРёРІР° Рё Яффы, РІ самом Р?зраиле очень ценится Рё широко известно, однако есть там Рё РґСЂСѓРіРёРµ центры Рё имена, заслуживающие того, чтобы Рє РЅРёРј присмотреться. Р? СЏ очень рада, что РјС‹ получили возможность открыть для себя высокий уровень танца РІ Р?ерусалиме. Между нами РіРѕРІРѕСЂСЏ, такие личности как, например, РЇСЃРјРёРЅ Годер Рё РґСЂСѓРіРёРµ, представляющие сильную авторскую хореографию Рё находящие отклик Сѓ зрителей РІРѕ всем РјРёСЂРµ, родились именно РІ Р?ерусалиме.

- Р?звестно ли, кто РёР· чешских хореографов Рё танцовщиков будет РІ СЃРІРѕСЋ очередь представлять чешскую сцену РІ Р?ерусалиме?

- Точного плана РЅР° следующий РіРѕРґ РїРѕРєР° нет, РЅРѕ, СЃСѓРґСЏ РїРѕ заверениям представителей администрации Р?ерусалима, эта ипостась чешского искусства непременно будет там представлена, Рё нашим партнерам будет РёР· чего выбрать. Хореограф РёР· Machol Shalem Dance House побывал РЅР° смотре чешской танцевальной платформы этого РіРѕРґР° Рё получил представление РѕР± СѓСЂРѕРІРЅРµ этой хореографии, так что, полагаю, РѕРЅ быстро РІ этом сориентируется.

- Вы упоминали, что в процессе отбора участников фестиваля вам приходится просматривать и более 200 постановок. От чего у вас захватывает дух, что вас в последнее время более всего привлекает, а может, и беспокоит в танце?

- Танец сегодня живет в столь разнообразных формах. Меня это очень интересует тем, каким образом он перешагивает видовые или жанровые границы. А в последнее время мне очень импонирует сближение поэтики театра, нового цирка и танца, и когда это сливается воедино, танец находит у меня, и я думаю, среди зрителей, глубокий отклик.

- Какими именами представлено современное чешское искусство танца, танца как мышления, и какие спектакли выпускают хореографы современного танца?

- После «Р§РµС€СЃРєРѕР№ танцевальной платформы» наши танцовщики Рё хореографы получили приглашения РЅРµ только РѕС‚ организаторов смотров РІ Европе, РЅРѕ также РёР· РђР·РёРё, чему СЏ очень рада. Большой интерес Сѓ нас Рё РІ зарубежье вызывает творчество трупп VerTeDance, Spitfire Company, деятельность которого связана СЃ объединеним Tantehorse: physical mime theatre, Рё 420PEOPLE – РІ данном случае РјС‹ имеем дело СЃ труппой, которая стремится достичь максимального технического совершенства РІ танце. Вырисовалась РіСЂСѓРїРїР° поклонников Сѓ «РўРµР°С‚СЂР° братьев РІ трико», пристально наблюдающими Р·Р° «Р±СЂР°С‚СЃРєРёРјРё» проектами, последний РёР· которых называется Plovárna («РљСѓРїР°Р»СЊРЅСЏ»). Сразу же РёР·РІРёРЅСЏСЋСЃСЊ перед теми, РєРѕРіРѕ СЏ сейчас забыла упомянуть. Возникло немало постановок, РІ которых наблюдается пересечение жанров – прежде всего, РІ театре «РђР»СЊС„ред РІРѕ РґРІРѕСЂРµ», РіРґРµ СЏ настоятельно советую побывать каждому, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Р?РІРѕРЅР° Кройцманова.

Премьерная постановка Animal Exitus с участием двух выразительных представительниц современной чешской сцены, Мирженки Чеховой и Бары Латаловой, стала частью фестиваля Tanec Praha. Она посвящена темам крайней истощённости организма и болезни Паркинсона, ситуациям, когда человек борется сам с собой, чтобы сохранить свое человеческое достоинство