В вагонах «Легиопоезда» раскроют жизнь легионеров

14.06.2012

Немногие из событий чешской истории принесли чехам такую известность, как деятельность

чехословацких легионов, отвоевавших СЂСЏРґ сражений РЅР° нескольких фронтах Рё овладевших несколькими тысячами километров Транссибирской магистрали. Уже РІ 2009 РіРѕРґСѓ Чехословацкая легионерская община задумала подготовить проект «Р›РµРіРёРѕРїРѕРµР·Рґ» Рё создать верную РєРѕРїРёСЋ легионерского состава 1918-1920 РіРі. - РЅР° крупнейшeР№ железнодорожнoР№ артерии Р РѕСЃСЃРёРё тогда проходили военные операции чехословацких РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ, чтобы Рє столетию основания последних напомнить Рѕ роли легионеров РІ возникновении самостоятельного чехословацкого государства.

РќР° прошлой неделе «Р›РµРіРёРѕРїРѕРµР·Рґ», посредством которого осуществляется передвижная выставка, отправился РёР· Праги РІ путешествие РїРѕ чешским городам - позже РѕРЅ побывает Рё РІ Словакии, которое завершится РІ 2020 РіРѕРґСѓ. Первая остановка состоялась РІ Рі. Млада Болеслав. РЎ 28 мая РЅР° выставке, организованной РїСЂСЏРјРѕ РІ ретропоезде, РјРѕРіСѓС‚ побывать Рё жители Либереца. Р?нициаторы проекта предполагают, что РІ течение пяти лет РёРј удастся удовлетворить интерес, проявляемый чехами Рє легионерскому составу. Р’Рѕ время его премьеры, РєРѕРіРґР° были представлены локомотив Рё первые РёР· приобретенных шести вагонов, РЅР° пражском вокзале Жижков Р·Р° три недели побывало более 18 тысяч человек.

- Состав этот является точной копией РІ рамках имеющихся Сѓ нас возможностей. Вагоны РјРѕРіСѓС‚ ездить РїРѕ рельсам СЃ учетом традиционной для чешских условий ширины колеи. Перед нами - реконструированные старые вагоны, курсировавшие РїРѕ территории чешских земель Рё Словакии. РўРµ оригинальные, бороздившие СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ просторы, были приспособлены, конечно, для РґСЂСѓРіРѕРіРѕ расстояния между внутренними гранями головок рельсов, однако получить РёС… РёР· Р РѕСЃСЃРёРё было Р±С‹ достаточно сложно. Р?нтерьеры вагонов оформлены, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· фотографий того времени, чтобы максимально верно изобразить среду, РІ которой легионеры жили Рё работали, рассказал Томаш РЇРєР» РёР· Военно-исторического института.

Нынешний соста⠫Легиопоезда» более репрезентативный - локомотив Рё десять вагонов, внутри которых представлены также фотографии Рё экспонаты, помогающие представить деятельность легиона. Среди РЅРёС… наличествует «РџРѕР»РµРІР°СЏ почта», которая являлась РІ то время стратегически важным звеном, кузнечный вагон или, например, теплушка - такие же служили Рё Рє перевозке солдат РІ царской Р РѕСЃСЃРёРё. РќР° РѕРґРЅРѕРј РёР· вагонов значится надпись «РџРѕР»РєРѕРІРѕР№ магазин». Товарный Р¶/Рґ. вагон был оборудован для розничной торговли РЅРµ только продовольственными товарами.

-Полковые магазины организовывали либо самоупоравления отдельных полков, либо, позже, международная организация YMCA, РїРѕ большей части – это наши земляки РёР· Америки. Tем самым РѕРЅРё оказали чехословацким легионерам ощутимую помощь, поэтому РІРѕ времена Первой республики филиалов YMCA РІ Чехии было РјРЅРѕРіРѕ, Рё данная организация пережила Сѓ нас большой расцвет. Р’ магазине продавались продовольственные продукты, расширявшие рацион питания, или курево, спички Рё свечи, предметы первой необходимости, Р° также, конечно, то, что потом можно было обменять. Товары были самые разные,

-РіРѕРІРѕСЂРёС‚ «РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРє» вагона-лавки Павел РљРѕРіРѕСѓС‚.

Увидят посетители передвижной выставки и образец бронеавтомобиля времен Первой мировой войны. По словам Томаша Якла, бронеавтомобили не использовались чехословацкими легионерами в такой мере, как бронепоезда, так как сибирские бои, в которых они участвовали, проходили, главным образом, недалеко от железнодорожных полотен или прямо на железной дороге. Легионеры захватили в боях против большевиков весной и летом 1918 года от десяти до двадцати бронеавтомобилей, большинство которых впоследствии передали Сибирской армии, воевавшей зимой 1918-1919 гг. с большевиками на Урале.

- Образец копии, выставленной ныне на обозрение, был захвачен чехами во время столкновения с большевиками в Пензе в конце мая 1918 года и служил легионерам вплоть до 1920 года. В китайском Харбине, через который чехословацкие бойцы эвакуировались, они потом продали его вместе с оставшимися у них четырьмя бронеавтомобилями китайскому правительству, заключает Томаш Якл