Назад в оккупированную Прагу

04.05.2012

Как жилось людям в Протекторате Богемия и Моравия после покушения на имперского протектора

Рейнхарда Гейдриха? Можно ли изменить историю? Заговорят ли очевидцы событий по прошествии стольких лет? Ответы на эти вопросы стало возможно найти, благодаря новым технологиям. Команда разработчиков из Карлова университета и Академии наук Чешской Республики создала компьютерный симулятор, переносящий игрока в оккупированную Чехословакию.

Разработчики СЃ Философского Рё Физико-математического факультетов Карлова университета создали уникальный РІ своем СЂРѕРґРµ симулятор, позволяющий пользователю познакомиться СЃ важнейшими моментами чешской Рё чехословацкой истории. Первая часть РёР· серии симуляций «Р§РµС…ословакия 38 – 89» посвящена периоду существования Протектората Богемия Рё Моравия, точнее – ситуации, наступившей РІ Протекторате после убийства имперского протектора Рейнхарда Гейдриха.

27 мая 1942 РіРѕРґР° РїРѕ чехословацкому радио прозвучало сообщение Рѕ покушении РЅР° Гейдриха. Р?менно РѕРЅРѕ положило начало страданиям РјРЅРѕРіРёС… чехословацких граждан, которые находят отзвуки Рё РїРѕ сей день.

Симуляция, сочетающая РІ себе элементы РєРѕРјРёРєСЃРѕРІ Рё компьютерной РёРіСЂС‹, дополненная Рё «Р¶РёРІС‹РјРё» персонажами, переносит РёРіСЂРѕРєР° РІ наши РґРЅРё. Р’РЅСѓРє пытается узнать, Р·Р° что после покушения РЅР° Гейдриха был арестован его дед. Для того чтобы получить информацию, РѕРЅ пытается разговаривать СЃ разными людьми – СЃ бабушкой, СЃ соседями, то есть СЃРѕ всеми, РѕС‚ РєРѕРіРѕ можно получить хоть какие-то сведения. Симулятор работает РїРѕ принципу квеста – правильно заданный РІРѕРїСЂРѕСЃ Рё полученный РЅР° него ответ открывает возможность для продвижения РІ «СЂР°СЃСЃР»РµРґРѕРІР°РЅРёРё». РћС‚ того как задан РІРѕРїСЂРѕСЃ, Рё Рѕ чем РІС‹ спросите конкретного персонажа, зависит, что РѕРЅ вам ответит, будет ли РѕРЅ СЃ вами вообще разговаривать, Рё пустит ли вас РІ СЃРІРѕРµ прошлое.

«Р­С‚Рѕ РЅРµ альтернативная история Рё РЅРµ РёРіСЂР°, РіРґРµ можно изменить прошлое принятием каких-то решений. Р’СЃРµ, что произошло, произошло именно так. Р’С‹ играете РІ эту РёРіСЂСѓ РІ настоящем, Рё РІСЃРµ, что РІС‹ делаете – это расследуете прошлое вашего дедушки, которого арестовало Рё увело гестапо РІ день покушения РЅР° Гейдриха. Ваша семья РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ знает, почему его арестовали, поскольку дедушка РѕР± этом почти РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР»», - рассказывает директор проекта Р’РёС‚ Шислер РёР· Отделения РїРѕ изучению новых средств информации Философского факультета Карлова университета.

Симуляция была разработана специалистами РёР· Карлова университета РїСЂРё поддержке Р?нститута современной истории Академии наук ЧР, поэтому, прежде всего, РѕРЅР° адресована ученикам Рё учителям средних школ для помощи РІ изучении РєСѓСЂСЃР° истории. Р’ С…РѕРґРµ РёРіСЂС‹ проверяются Рё уже имеющиеся знания учеников. Например, моделируется ситуация, РєРѕРіРґР° человек понимает, что Рє нему может прийти СЃ обыском гестапо. РћРЅ размышляет, РѕС‚ каких вещей нужно избавиться РІ первую очередь? Удостоверение члена организации «РЎРѕРєРѕР»» – оставить или сжечь?

Правильный ответ звучит «СЃР¶РµС‡СЊ», поскольку деятельность «РЎРѕРєРѕР»Р°» была запрещена уже РІ апреле 1941 РіРѕРґР°, Р° РјРЅРѕРіРёРµ его руководители были арестованы Рё отправлены РІ лагеря. Р?менно Рѕ том, как СЃ помощью подобных РёРіСЂ-симуляций можно изменить процесс преподавания истории РІ школах РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Камил Чинатл РёР· Р?нститута чешской истории Философского факультета Карлова университета:

«Р?стория зачастую преподается РІ наших школах РІ качестве предмета, требующего четких знаний СЃ акцентом РЅР° фактографию Рё заучивание данных. Такой метод обуславливает потерю интереса Рє ее изучению. РњС‹ надеемся, что компьютерная симуляция поможет приблизить этот предмет ученикам Рё мотивировать РёС… Рє изучению истории. РњС‹ проводили пилотный проект РІ 34 школах, Рё результаты показали, что эта РёРіСЂР° помогает полученной информации лучше закрепляться РІ памяти учеников. РџРѕРјРёРјРѕ получаемых знаний, эта симуляция помогает развивать различные навыки. РћРЅР° РЅРµ предлагает историю РІ качестве непреложного факта, который остается лишь зазубрить. Эта РёРіСЂР° представляет историю РІ качестве открытой проблемы, над которой ученики РјРѕРіСѓС‚ дискутировать, анализировать ее Рё интерпретировать источники, Рё РІ результате – ответственно формировать СЃРІРѕР№ взгляд РЅР° прошлое».

Прототип части «РџРѕРєСѓС€РµРЅРёРµ» был РІ 2014 РіРѕРґСѓ номинирован РІ финал престижного международного РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° Serious Games Showcase & Challenge, РІ котором Р·Р° первое место соревновались симуляции Технологического института РІ Массачусетсе Рё американской армии. Р’ ближайшем будущем планируется выпуск следующих частей симуляции «Р§РµС…ословакия 38 – 89». Часть вторая – «Р’нутренние границы» – будет посвящена послевоенному устройству Чехословакии, включая выселение судетских немцев, РїСЂРёС…РѕРґ Рє власти коммунистов Рё начало коллективизации. Третья – «РџРѕР±РµРі» – РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ 1950-60-С… годах РІ истории Чехословакии.

Конечно, стоит упомянуть, что эта игра некоммерческая. Несмотря на то, что приобрести ее сможет любой желающий, средства, вырученные от продажи, пойдут на развитие науки