Мастер и Вивиана

26.06.2012

Сегодня в гостях у Радио Прага российско-канадская пианистка, дочь великого русского пианиста

Владимира Софроницкого Вивиана Софроницкая. Несмотря РЅР° то, что живет Вивиана РІ Чехии, услышать ее РІ концертных залах страны РЅРµ так-то просто. РќРѕ РЅР° только что завершившемся фестивале «РџСЂР°Р¶СЃРєР°СЏ весна» чешские поклонники классической музыки смогли познакомиться СЃ пианисткой Рё ее пятью роялями поближе. Рђ сейчас Рё Сѓ вас есть эта возможность – РІ СЂСѓР±СЂРёРєРµ «Р‘огема».

- Несколько дней назад РІС‹ выступили СЃ концертом РІ пражском монастыре Святой Агнессы. Концерт был включен РІ программу самого известного чешского фестиваля классической музыки «РџСЂР°Р¶СЃРєР°СЏ весна». Р’С‹ впервые принимали участие РІ этом фестивале?

- Да, это было РјРѕРµ первое выступление РІ Праге СЃ серьезным концертом. РЇ рада, что Сѓ меня была возможность привезти РЅР° фестиваль РјРѕРё пять роялей. Зал был великолепный, это зал монастыря – старинный, РЅРѕ СЃ современным интерьером. Это сплав старого Рё РЅРѕРІРѕРіРѕ, что соответствует Рё РјРѕРёРј роялям. Потому что РјРѕРё рояли новые, РЅРѕ РѕРЅРё являются клонами лучших моделей роялей великих композиторов. Это Рё есть идея моего концерта - старое Рё РЅРѕРІРѕРµ, сплавленное РІ единое целое Рё дышащее музыкой.
Обрадовал бы Моцарта современный рояль?

- РќСѓ, хорошо, раз РІС‹ сразу рассекретили, РЅР° чем РІС‹ играете – это точные РєРѕРїРёРё старинных роялей известных композиторов, которые создает ваш РјСѓР¶ РџРѕР» МакНалти, тогда сразу же Рё объясните нам, РІ чем смысл исполнения музыки РЅР° инструментах, которые полностью РєРѕРїРёСЂСѓСЋС‚ рояли, РЅР° которых творили РёС… авторы? Дело только РІ Р·РІСѓРєРµ или РІ чем-то еще?

- РќСѓ, всегда удобнее использовать инструмент, который лучше всего РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ Рє тому, что ты делаешь. Можно забивать РіРІРѕР·РґРё компьютером, РЅРѕ лучше РІСЃРµ-таки молотком, Рё «Р–изель» танцевать лучше РІ пуантах, чем РІ лыжных ботинках. Конечно, гениальная балерина может станцевать Рё РІ лыжных ботинках, РЅРѕ ей будет намного легче выступать РІ подходящей РѕР±СѓРІРё. Знаменитый Антон Рубинштейн, основатель Петербургской консерватории, виртуоз, педагог, пианист Рё композитор 19 века, сказал РѕР± этом намного лучше меня. РљРѕРіРґР° РѕРЅ уже был РІ конце своей жизни, РІ 1892 РіРѕРґСѓ, РѕРЅ написал РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· СЃРІРѕРёС… РєРЅРёРі, которая построена как диалог между РЅРёРј Рё воображаемой собеседницей, очень важную вещь. Собеседница предположила, что композиторы прошлого, например, Моцарт Рё Бетховен, были Р±С‹ намного счастливее, творя РЅР° более современных роялях. Рђ тогда, РІ 1892 РіРѕРґСѓ, РјС‹ уже имели современный рояль, такой как сейчас. РўСѓС‚ надо заметить, что Рубинштейн РІ молодости играл РЅР° инструментах Листа, Шопена Рё Шумана. Р? РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕРЅ отвечает так: «РЇ думаю, что инструменты всех времен имели звуковые краски Рё эффекты, которых РјС‹ РЅР° нынешних инструментах РЅРµ можем передать, что сочинения задумывались для существовавших инструментов Рё только РЅР° РЅРёС… могли получить СЃРІРѕС‘ полное выражение, Р° что будучи играны РЅР° нынешних инструментах, РѕРЅРё скорее теряют… РњС‹ вообще РЅРµ можем иметь понятия Рѕ тогдашних инструментах Рё даже находящиеся РІ музеях РІ Лондоне, Париже, Брюсселе РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ нам его дать, так как время изменяет звучность фортепиано РґРѕ неузнаваемости Рё так как нам неизвестно главное - СЃРїРѕСЃРѕР± РёС… употребления».

Если кто-то меня спросит, откуда я могу знать, что мои инструменты звучат так же, как они звучали во времена Моцарта, Шопена и Брамса, то я отвечу, что я этого знать не могу, доказать не могу. Но я знаю, что музейные инструменты не звучат как мои. Я могу в них слышать аналогию с моими инструментами, но мои инструменты новые, они полны красок, у них великолепная градация звука. А в музейных инструментах механика изнашивается, дека теряет свой тонус. Это все равно что попросить певца 80-летнего возраста что-то спеть и по этому судить, как он звучал в свои 25. Когда я нашла эту фразу Рубинштейна, я была очень этому рада. Потому что он играл на этих инструментах, знал, как они звучали и что было утрачено.

- А какой процент музыкантов, и даже известных музыкантов в мире имеет возможность играть на инструментах, максимально приближенных к инструментам той эпохи, когда творил Моцарт, когда творил Бетховен? Получается, что у вас эта возможность есть, а многие ваши коллеги ограничены в своих возможностях, и как бы они ни старались, они все равно не смогут достичь того, чего достигаете вы на ваших роялях?

- РњРЅРµ посчастливилось иметь такие инструменты, РЅРѕ СЏ очень надеюсь, что РІСЃРєРѕСЂРµ РЅР° всех концертных площадках будет РЅРµ РѕРґРёРЅ инструмент Рё даже РЅРµ РґРІР°, как это было пятьдесят лет назад – это были «РЎС‚ейнвей» Рё «Р‘ехштейн», Р° Р±СѓРґСѓС‚ рояли всех композиторов. Р? РІСЃРµ музыканты СЃРјРѕРіСѓС‚ прийти РІ концертный зал Рё сказать: "РЇ играю сегодня Шопена, Рё СЏ Р±СѓРґСѓ играть РЅР° рояле Шопена – РЅР° «РџР»РµР№РµР»Рµ», или СЏ играю Моцарта РЅР° любимом рояле Моцарта". Р? сейчас это уже РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ маленькими инструментами, например, СЃ фортепиано Моцарта. Р’ хороших концертных залах уже РЅРѕСЂРјР° играть концерты РЅР° этих инструментах. Рђ, допустим, клавесины, это вообще уже повсеместно – РёС… производится РјРЅРѕРіРѕ, есть РјРЅРѕРіРѕ мастеров, Рё РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ удивишь, что Бах играется РЅР° клавесине. РЎ роялями более позднего времени проблема РІ том, что это очень сложный инструмент. Его очень сложно сделать хорошо, Рё таких инструментов РїРѕРєР° нет. Например, рояль Шопена, РЅР° котором СЏ играла РЅР° «РџСЂР°Р¶СЃРєРѕР№ весне» - новых таких роялей РІ РјРёСЂРµ всего РґРІР°. Рђ рояль Листа, РЅР° котором СЏ тоже играла, это первый инструмент такой конструкции, который был построен РІ 21 столетии. Р? РІ старые времена такие рояли могли себе позволить только очень богатые люди: рояль «РџР»РµР№РµР»СЊ» РІ СЌРїРѕС…Сѓ Шопена стоит столько же, сколько вилла РІ Париже. Р’СЃРµ образованные люди, РѕРЅРё если сами РЅРµ играли, то очень ценили музыку, Рё это было самое высокое наслаждение для самых рафинированных людей. Как это Рё сейчас осталось.
Судьбоносное фортепиано

- Насколько СЏ знаю, именно желание самой иметь качественный инструмент Рё привело вас РІ Чехию, Рє мастеру, который здесь давно работал. Р? так получилось, что приехав Р·Р° этим инструментом, РІС‹ остались РІ Чехии.

- Действительно, СЏ приехала РІ Чехию, потому что заказала рояль Сѓ мастера, которого СЏ знала, как лучшего РІ РјРёСЂРµ мастера. РЇ долго собирала информацию, РіРґРµ СЏ РјРѕРіСѓ купить самое лучшее "моцартовское" фортепиано. Р? самым лучшим мастером был РџРѕР» МакНалти, СЏ заказала Сѓ него инструмент Рё РґРІР° РіРѕРґР° ждала – сделать такое фортепиано совсем непросто. РљРѕРіРґР° СЏ приехала его забрать РЅР° РґРІР° РґРЅСЏ, то поразилась, насколько этот инструмент превысил РІСЃРµ РјРѕРё ожидания. Р? что-то произошло такое, чтобы вместо отъезда обратно РІ Голландию СЏ осталась РІ чешской деревне вместе СЃ роялем Рё мастером. Р? СЃ тех РїРѕСЂ произошло очень РјРЅРѕРіРѕ событий. РњРѕР№ рояль был семидесятым РїРѕ счету, сейчас РјС‹ уже сделали более РґРІСѓС…СЃРѕС‚. РўРѕРіРґР° РџРѕР» делал только «РјРѕС†Р°СЂС‚РѕРІСЃРєРёРµ» Рё «Р±РµРЅС…овенские» рояли, Р° теперь работает над инструментами Шуберта, Шопена, Листа Рё Брамса – РїРѕР·РґРЅРёРјРё роялями, которые никто РІ РјРёСЂРµ РЅРµ делает, РєСЂРѕРјРµ нас.

Разговор с Вивианой Софроницкой мы продолжим в одной из наших следующих программ