Кокошка воспел Прагу в разных тональностях

27.04.2012

Город стал временным убежищем для тех, кто был вынужден бежать от коричневой чумы. 25 сентября

1934 РіРѕРґР° РІ этот «РїСѓРЅРєС‚», РіРґРµ витал РґСѓС… его предков РїРѕ отцу, приехал также австрийский художник-экспрессионист Рё драматург Оскар Кокошка, знавший РІРѕР№РЅСѓ РІ лицо - РѕРЅ был РЅРµ только ранен РЅР° Галицийском фронте Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№, РЅРѕ Рё оказался РІ плену. РџРѕ прошествии примерно двадцати лет после пережитого РёРј РІ РІРѕР№РЅСѓ, РѕРЅ РІРґСЂСѓРі услышал: «Р’исеть тебе РЅР° первом фонарном столбе, как только РјС‹ приедем РІ Прагу». Нацисты открыто угрожали Кокошке РІ программе радио, транслировавшейся РёР· Вроцлава.
Oskar-Kokoschka-Bund. Отказ от роли пассивного наблюдателя

Ученик Густава Климта досаждал им своей гражданской активностью в Чехии, где основал кружок Oskar-Kokoschka-Bund, свободный от идей насаждаемой Третьим рейхом эстетики и объединявший творцов-эмигрантов. Члены кружка встречались регулярно и даже устраивали культурные мероприятия в Либереце. Этот приграничный город стал оплотом приверженцев Конрада Генлейна, переметнувшегося на сторону нацистов.

Кокошка попал РІ СЃРїРёСЃРѕРє запрещенных нацистскими цензорами художников, несмотря РЅР° то, что среди граждан Германии существовало РјРЅРѕРіРѕ больших почитателей его творчества. Нацисты конфисковали двадцать восемь его картин, несколько сотен СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ Рё литографий, часть которых выставили РЅР° осмеяние РЅР° пропагандистской выставке «Р”егенеративное искусство». Р’ ответ Кокошка создал плакат, который был размножен Рё вывешен РЅР° улицах Праги. РћРЅ РІРѕР·РЅРёРє, РїРѕ словам самого художника, как реакция РЅР° варварские события, происходящие РІ немецкой культуре. Плакат агитировал Р·Р° принятие баскских детей, ставших жертвами воздушного налета немецких летчиков РЅР° Гернику, Р° также предостерегал перед нападением РЅР° Прагу.
Объяснениe в любви с последнего этажа Bellevue

Однако вернемся РІ ту РїРѕСЂСѓ, РєРѕРіРґР° художник только начинает открывать для себя пражские уголки. Р’ декабре 1933 РіРѕРґР°, еще РґРѕ приезда Кокошки РІ Прагу, коллекционер предметов искусства РҐСѓРіРѕ Фейгль РІ принадлежавшей ему галерее РЅР° набережной, названной именем знаменитого чешского композитора Сметаны, устроил успешную выставку его работ – Фейгль интересовался его творчеством длительное время. Фейгль позже Рё познакомил Кокошку, Р·Р° четыре РіРѕРґР° пребывания РІ Праге написавшего СЃ ее натуры целую серию картин, СЃ чехословацким президентом Рў. Р“. Масариком, которого тот портретировал.

Сегодня РјС‹ также знаем, РёР· какой точки любил подсматривать Р·Р° Прагой Оскар Кокошка. Р?Р· своей мастерской РЅР° последнем этаже здания Bellevue, построенного РІ конце 19 века РЅР° набережной Сметаны, 18. Отсюда открывается РѕРґРёРЅ РёР· самых прекрасных РІРёРґРѕРІ РЅР° Влтаву, Карлов РјРѕСЃС‚, Мала Страну Рё Градчаны, запечатленных художником РІ картинах, рождавшихся РІ этом художественном ателье. Позже, РєРѕРіРґР° Оскар Кокошка РїРѕРєРёРЅСѓР» Прагу, здесь создавал СЃРІРѕРё работы замечательный чешский художник Рё режиссер-мультипликатор Р?ржи РўСЂРЅРєР°.

Побеседуем СЃ Р­РІРѕР№ Бендовой, куратором нынешней выставки «РљРѕРєРѕС€РєР° Рё Прага» РІ Ярмарочном дворце Праги, РіРґРµ представлен пражский цикл работ, созданных Кокошкой СЃ 1934 РїРѕ 1938 Рі. Выставка наряду СЃ публикацией, инициированной РІ сотрудничестве Kunstforum Ostdeutsche Galerie Regensburg, подчеркивает роль, выпавшую Кокошке, который РЅРµ желал смириться СЃ ролью пассивного политического эмигранта, РЅР° чешской художественной сцене, как Рё его СЃРІСЏР·Рё СЃ чешской театральной авангардной сценой. Полотна экспонируются РІ контексте работ его чешских современников Эмиля Филлы, Йозефа Чапека, Винценца Маковского Рё РґСЂСѓРіРёС… мастеров, Р° также художников, оказавшихся РІ чехословацкой эмиграции.

- Вы знали, что мастерская Кокошки находилась на набережной Сметаны?

- Да, знали, но в художественное ателье никому до этого не удалось попасть, поскольку владельцем его является частная итальянская компания. Она планирует реконструкцию здания, в котором будет располагаться отель, а в бывшей мастерской Кокошки будут апартаменты. Мы попали туда лишь по счастливому стечению обстоятельств, ко всему там нет лифта и наверх, где сейчас практически проходят строительные работы, ведет лестница.

РќР° выставке, которая продлится РґРѕ конца РёСЋРЅСЏ, представлено шестнадцать работ мастера; пять РёР· РЅРёС… являются собственностью Национальной галереи, некоторые РёР· картин одолжены РёР· венской Галерееи Бельведер Рё собраний Великобритании Рё РЎРЁРђ. Часть ныне представленной экспозиции временно украшала Картинную галерею Регенсбурга, руководство которой Рё стало инициатором идеи выставки РЅР° тему «РљРѕРєРѕС€РєР° Рё пражская культурная сцена».

- Премьера этой выставки в Регенсбурге была более скромной по своим масштабам. В Праге экспозиция была расширена не только благодаря одолженным из зарубежья картинам Оскара Кокошки, но и экспонатам, связанным с творчеством художников пражской сцены. В то время интеллектуалы немецкого, еврейского и чешского происхождения собирались для обмена мнениями, что засвидетельствовано в записях Оскара Кокошки, а также во многих других письмах и архивных документах. Этой теме посвятила свою диссертацию или дипломную работу Бронислава Рокитова, одна из авторов данной выставки. Она делала обзор пражской культурной жизни периода 1934-1939 гг. и, конечно, подробно изучала все, что касалось пражского окружения Кокошки, основавшего в Праге кружок Oskar-Kokoschka-Bund, и имело отношение к тогдашнему обмену на поле культуры.

Художник первоначально РЅРµ планировал останавливаться РІ Праге надолго, РЅРѕ СЃСѓРґСЊР±Р° распорядилась иначе. РЎ 1919 РіРѕРґР° РІ Праге жила его сестра Берта, Р° дедушке Оскара Кокошки – РёРјСЏ этого художника, профессора академии РІ Дрездене Рё потомка известного ювелирного СЂРѕРґР° пражанам тоже было небезызвестно, РІ Праге принадлежал РґРѕРј U JeЕѕíška (РЈ Младенца Р?РёСЃСѓСЃР°) РЅР° улице Спалена. Рљ слову, U JeЕѕíška бывали также чешские классики Бедржих Сметана Рё Антонин Дворжак. Р?менно РІ Праге Кокошка познакомился СЃРѕ своей будущей женой, чешкой Олдой Палковской. Существовавшая между РЅРёРјРё большая разница РІ возрасте – 29 лет, несмотря РЅР° усилия родителей будущей половинки художника, РЅРµ помешали впоследствии заключению брака.
Мгновения, выхваченные из будничной жизни

Что более всего удивляет куратора выставки в творчестве всемирно известного австрийца?

- РўРѕ, что всплывают РІСЃРµ новые произведения Кокошки, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ неизвестные, РЅРѕ каким-то образом связанные СЃ Прагой - например, СЂРёСЃСѓРЅРѕРє, сделанный РёРј РЅР° пражском кладбище. Нам РЅРµ удалось его заполучить для выставки РїРѕ той причине, что РѕРЅ находится РІ Австралии. РћР± этом СЂРёСЃСѓРЅРєРµ случайно узнала РјРѕСЏ коллега, так что перед нами беспрестанно открываются моменты, которые позволяют глубже познать личность Кокошки. Р?ли взять, например, фотографию, РЅР° которой Кокошка запечатлен РЅР° баррандовских террасах РІ Праге – меня, признаюсь, завораживает отслеживание следов будничной жизни художника.

- Многое ли вообще известно об обыкновенной жизни этого автора?

- РњС‹ знаем, например, откуда РѕРЅ посылал СЃРІРѕРё РїРёСЃСЊРјР°, потому что РѕРЅ писал РёС… РЅР° именной бумаге. Рђ поскольку художник также любил делиться СЃРІРѕРёРјРё впечатлениями, РІ книгах отзывов, как Рё книгах для гостей или РІ его бумагах сохранилось немало его записей. Меня также удивила сила картин, посвященных Праге, как таковая. До этой выставки РјС‹ могли видеть РІ нашей галерее РІ РѕРґРёРЅ присест РґРІРµ или пять картин Кокошки, Рё РІРґСЂСѓРі РІС‹ видите десять работ РІ РѕРґРЅРѕРј пространстве, РѕРґРЅСѓ СЂСЏРґРѕРј СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ – это просто потрясающе!

Кокошка, РІ картинах которого Прага воспета РІ разных тональностях, тем РЅРµ менее чувствовал себя РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РЅР° берегах Влтавы РІСЃРµ мнее защищенным Рё распорядился, чтобы адресованная ему почта приходила РЅР° чужое РёРјСЏ. 30 июля 1938 Рі. Р·Р° РЅРёРј признали чешское гражданство, однако уже через РґРІР° месяца было подписано Мюнхенское соглашение, Рё нацисты начали хозяйничать РІ Судетской области. Всматриваясь РІ холст «РљСЂР°СЃРЅРѕРµ яйцо» - картина находится РІ собрании пражского Национального музея, можно догадываться, РґРѕ какой степени этот СЏСЂРєРёР№ представитель европейского экспрессионизма был душевно травмирован СЃРіРѕРІРѕСЂРѕРј сильных РјРёСЂР° сего. 18 октября 1938 РіРѕРґР° Оскар Кокошка вместе СЃ Ольдой Палковской улетели РІ Лондон, РіРґРµ через несколько лет поженились. Уехав РІ Англию, художник РЅРµ только мысленно возвращался Рє Праге, РЅРѕ Рё испытывал потребность написать ее еще раз.

- MРЅРµ импонирует то, что Кокошка был очень непосредственным человеком, способным показать СЃРІРѕСЋ страсть – то количество картин, которое РѕРЅ посвятил Праге, достаточно СЏСЃРЅРѕ РѕР± этом свидетельствует. РћРЅ РїРѕ большей части полагался РІ СЃРІРѕРёС… картинах РЅР° то, что видел - Р±СЂРѕРґРёР» РїРѕ Праге, наблюдал Р·Р° нею РёР· своей мастерской. Последняя известная картина, РІ которой РёРј запечатлена чешская столица, стала исключением, так как художник написал ее иначе, уже как тихое воспоминание, назвав «РќРѕСЃС‚альгией». Р’ этой работе появились объекты Рё символы, которых РІ его работах прежде РЅРµ было: пара РІ объятии, лебедь, увеличенный женский лик, рассказывает Р­РІР° Бендова.

Последнее мысленное послание Праге Оскара Кокошки связано СЃ пражскими событиями августа 1968 РіРѕРґР°, «С‚анками РїРѕ РЇРЅСѓ Гусу». РћРЅ изобразил РґРІСѓС… лягушек РІ СЂРѕРґРЅРёРєРµ, безучастно взирающих РЅР° гаснущее небо. РќР° обороте - гнетущая надпись: «Р•РІСЂРѕРїРµР№СЃРєРёР№ закат солнца, Прага 23. 8. 68