Слава венских роялей началась в горах Шумавы

14.07.2012

Можно ли переехать в Чехию из-за деревьев? Как научиться любить Брамса и открыть мир классической

музыки для людей, далеких РѕС‚ искусства? РћР± этом Рё РјРЅРѕРіРѕРј РґСЂСѓРіРѕРј РјС‹ РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёРј сегодня СЃ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕ-канадской пианисткой Вивианой Софроницкой. РћРЅР° несколько лет живет РІ Чехии вместе СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј – мастером РїРѕ созданию РєРѕРїРёР№ старинных роялей Полом МакНалти, Рё РЅР° последнем фестивале «РџСЂР°Р¶СЃРєР°СЏ весна» исполнила произведения Бетховена, Моцарта, Шопена Рё Шуберта РЅР° РєРѕРїРёСЏС… роялей этих великих композиторов.

- Вивиана, во время концерта вы рассказывали слушателям, что ваш муж переехал в Чехию из-за дерева. Что вы имели в виду?

- РњРѕР№ РјСѓР¶ РџРѕР» перфекционист, Рё РєРѕРіРґР° РѕРЅ переехал РёР· Америки РІ Европу, РѕРЅ поселился РІ Амстердаме. РЈ него там было РјРЅРѕРіРѕ поклонников, РјРЅРѕРіРѕ заказов, РЅРѕ материал для изготовления роялей был большой проблемой. Р? приехав однажды РІ Чехию, РѕРЅ увидел, что здесь этого материала РјРЅРѕРіРѕ, причем, самого лучшего материала – это шумавский «СЃРјСЂРє», ель, которая растет РІ горах Шумавы. Ранее это были леса СЂРѕРґР° Шварценберг, РѕРЅРё растут севернее РѕС‚ Вены, Рё РєРѕРіРґР° Чехия была частью Австро-Венгерской империи, это был источник древесины для знаменитых венских роялей. Рђ венские рояли были РІ то время тем же самым, чем сегодня является Силиконовая долина. Это были лучшие рояли РІ РјРёСЂРµ РґРѕ конца 19 века. Сейчас РџРѕР» может пользоваться тем же материалом, который использовали гениальные мастера прошлого: РёР· того же материала был сделан рояль Моцарта, рояль Бетховена, Шуберта. Важно Рё то, что эти рояли РѕРЅ делает РЅРµ РѕРґРёРЅ, Сѓ него есть помощники. Р? РЅРµ Р·СЂСЏ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РїСЂРѕ золотые чешские СЂСѓРєРё: РІ Чехии РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ очень сильна традиция ручной работы. Это побочное явление того, что Чехия долгое время была Р·Р° «Р¶РµР»РµР·РЅС‹Рј занавесом», Рё современные технические достижения СЃСЋРґР° РЅРµ доходили. Зато сохранилось это старое мастерство. Р’ таких прогрессивных странах, как Голландия, Бельгия Рё Германия, очень трудно найти людей, владеющих мастерством 18-19 столетий – хороших краснодеревщиков, людей, которые умеют работать СЃ металлом, умеют делать политуру.

- Р’ РѕРґРЅРѕРј РёР· интервью РџРѕР» РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что именно РІС‹ являетесь «РјРѕР·РіРѕРј» вашей семейной мастерской. Как это выглядит РЅР° практике, РІС‹ помогаете СЃСѓРїСЂСѓРіСѓ РІ работе над роялями?

- РЇ участвую РІ качестве критика. РљРѕРіРґР° инструмент уже сделан, СЏ РЅР° нем играю Рё даю замечания. РљСЂРѕРјРµ того, СЏ была инициатором создания мастерской. Потому что РєРѕРіРґР° СЏ приехала, Сѓ Пола был всего РѕРґРёРЅ помощник, Рё РјРЅРµ было РґРёРєРѕ видеть, что этот гениальный мастер, который делает Рё звучащее сердце рояля – деку, Рё механику, сам же делает Рё ножки для рояля. Неужели никто РґСЂСѓРіРѕР№ РЅРµ может сделать нормальные ножки, подумала СЏ. РџРѕР» сначала долго сопротивлялся, РѕРЅ перфекционист Рё привык отвечать Р·Р° каждую деталь, РЅРѕ потом РѕРЅ согласился, что РІ случае работы РїРѕ РґСЂСѓРіРѕР№ схеме Сѓ него будет больше опыта изготовления музыкальных вещей. Р? хотя РѕРЅ сильно контролирует мельчайшие детали рояля, сейчас Сѓ него больше помощников. Организовалась мастерская – СЃРѕСЋР· свободных мастеров, каждый РёР· которых имеет СЃРІРѕСЋ специализацию. РњС‹ даем часть работы разным мастерам, выигрываем время Рё успеваем делать больше роялей.
Тройной концерт Моцарта на "моцартовских" роялях - такого в России еще не было*

- Вивиана, вы часто ездите по свету вместе со своими роялями, участвуете в музыкальных фестивалях, причем, насколько я знаю, с радостью делитесь своими инструментами с другими музыкантами. А как насчет России, есть ли у вас какие-то музыкальные проекты и там?

- Было Р±С‹ очень Р·РґРѕСЂРѕРІРѕ приехать РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ, РЅРѕ РЅРµ РЅР° РѕРґРёРЅ концерт - одноразовые концерты РјРЅРµ уже предлагали. Р?деально Р±С‹ было приехать РІ Петербург дней РЅР° 10 дней, там сделать фестиваль, чтобы играли СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ Рё зарубежные музыканты, чтобы РјС‹ сыграли тройной концерт Моцарта РЅР° трех «РјРѕС†Р°СЂС‚РѕРІСЃРєРёС…» роялях – такого там еще РЅРµ было. Рђ РјРЅРµ это очень легко устроить, СЏ РјРѕРіСѓ привезти эти инструменты. Оркестр там есть, пианисты там лучшие РІ РјРёСЂРµ. Это же мечта Рубинштейна – вернуть рояли, которые РѕРЅ оплакивал РІ своей РєРЅРёРіРµ, РІ страну, Р·Р° которую РѕРЅ так болел душой. РЇ Р±С‹ хотела проехать СЃ таким фестивалем через Петербург, РњРѕСЃРєРІСѓ, Воронеж, Саратов, Екатеринбург, Р?ркутск, Владивосток…

- Р? сейчас РІС‹ ждете, чтобы РёР· Р РѕСЃСЃРёРё кто-то протянул вам СЂСѓРєСѓ помощи?

- Да, СЏ готова Рє сотрудничеству, меня легко найти РІ Р?нтернете. Если кто-то может помочь осуществить этот проект, пожалуйста, напишите РјРЅРµ, позвоните РјРЅРµ. Этот проект очень важен для культуры. Потому что РїСЂРё соприкосновении СЃ роялями великих композиторов Сѓ людей РјРёСЂ меняется. Для непрофессионалов это очень часто дверь РІ классическую музыку, возможность слияния СЃ духовностью, высшее наслаждение, которое РѕРЅРё РЅРµ испытывали раньше. Рђ РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, как инструмент важен для профессиональных музыкантов, Сѓ меня есть хороший пример. РњС‹ осенью сделали рояль Брамса. Рђ РґРѕ этого как СЏ себе представляла Брамса? РЇ думала, что РѕРЅ РЅРµ для меня, РѕРЅ такой конструктивный, СЃСѓС…РѕР№, это немецкая качественная музыка, там всеми пальцами нужно нажимать. Р? еще РѕРЅ большой Рё толстый, Рё Р±РѕСЂРѕРґР° Сѓ него здоровая. Р’РѕС‚ только СЏ РЅРµ понимала, почему такая замечательная пианистка, как Клара Шуман, Рє нему так нежно относилась Рё очень его ценила. РЇ играла эту музыку РЅР° РґСЂСѓРіРёС… инструментах, Рё, может быть, Сѓ меня чуткости РІ душе РЅРµ было, РЅРѕ СЏ РЅРµ могла понять, что это такое. Р? появился этот рояль, СЏ стала РЅР° нем играть, Рё РІРґСЂСѓРі СЏ поняла. Эта последняя сцена, РєРѕРіРґР° Клара СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё детьми РІ последний раз приехала увидеться СЃ Брамсом, Р° РѕРЅ написал целую серию фортепьянных произведений. РћРЅР° СЃРёРґРёС‚ Р·Р° роялем, «РЁС‚рейхером», РѕРЅ РІ кресле напротив, РѕРЅР° играет, Рё Сѓ нее слезы текут. Р? если для меня раньше было загадкой, что РѕРЅР° находила РІ этом мужике, то сейчас СЏ поняла красоту этих Р·РІСѓРєРѕРІ, РёС… нежность. Потом этот рояль уехал РІ Австралию, РЅРѕ еще РґРІРµ недели РјРЅРµ снилась эта музыка, как будто СЏ рассталась СЃ любимым навсегда. Для меня это изменило понимание музыки, СЏ стала РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ играть даже РЅР° обычных инструментах. Р? жалобы РЅР° то, что никто РЅРµ С…РѕРґРёС‚ РЅР° концерты классической музыки, что молодежи скучно, это как раз оттого, что концерты получаются формальные. РљРѕРїРёРё старинных инструментов помогают РІСЃРµ это решить, РІСЃРµ это перешагнуть Рё вернуть РІ нашу нормальную жизнь наслаждение музыкой.

- Вивиана, спасибо вам за интервью. Надеюсь, что ваши задумки осуществятся, и нужные люди найдут вас и помогут.

- Да, позвоните мне сегодня