На Пражской Квадриеннале доминировали прибалты

05.08.2012

В Прагу на днях съехались видные сценографы, молодые артисты и знатоки современного театрального

искусства СЃРѕ всего РјРёСЂР°. Р’ рамках Пражской Квадриеннале 2015 представили СЃРІРѕРё экспозиции десятки стран. Рћ том, почему высоко ценятся театральные школы Прибалтики, Рё почему студенческий проект «С‡РµС€СЃРєРѕР№ РїРёРІРЅРѕР№» особенно РІРґРѕС…РЅРѕРІРёР» СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ режиссера Дмитрия Крымова, беседовала СЃ чешским членом жюри, сценографом Камилой Поливковой, Р­РІР° Туречкова.

- Главную премию Пражской Квадриеннале получил эстонский проект РїРѕРґ названием «Р•РґРёРЅР°СЏ Эстония». Чем РѕРЅ СѓРґРёРІРёР», что РІ нем такого особенного?

Главная особенность этого проекта заключается РІ его комплексности, Р° также РІ том, каким образом ему удалось перенести театр РІ общественное пространство, сделать его частью реальной жизни. Обычно театр является зеркальным отображением реальности, РЅРѕ РІ этом случае РІСЃРµ получилось СЃ точностью РґРѕ наоборот. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ проекта лежит задумка еще 2010 РіРѕРґР°. Эстонская театральная труппа «NO 99» тогда организовала фиктивную предвыборную кампанию несуществующей политической партии, Рё, несмотря РЅР° то, что актеры СЃ самого начала заявляли Рѕ том, что это всего лишь театральный проект, РёРј удалось убедить общественность РґРѕ такой степени, что Р·Р° РЅРёС… было готово проголосовать 25 процентов жителей страны. РќР° Пражской Квадриеннале 2015 те же актеры, облачившись РІ РґРѕСЂРѕРіРёРµ пиджаки, условно РіРѕРІРѕСЂСЏ, продавали инструкцию, РІ которой собраны правила успешной манипуляции людьми. Над этим, конечно, можно посмеяться, РЅРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, становится даже жутко РѕС‚ того, что это действительно сработало Рё может сработать РІ любой стране.

- Латвия собирает медали и премии практически на всех Квадриеннале. До какой степени можно было за этим трендом проследить и в этом году?

Латвия получила премию Рё РІ этом РіРѕРґСѓ, точнее РіРѕРІРѕСЂСЏ, несколько премий Рё номинаций. РњРЅРµ кажется, что это объясняется тем, каким образом театральные школы работают СЃ молодыми актерами. Премию ментора сценографического искусства получил латвийский сценограф РђРЅРґСЂРёСЃ Фрейбергс – это человек, который уже долгие РіРѕРґС‹ СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёС‚ мастерской сценографии латвийской театральной школы, премию РёР· Праги СѓРІРѕР·СЏС‚ Рё латвийские студенты, авторы экспозиции «Р’ начале», золотой медали удостоены латвийские авторы Р·Р° прекрасное художественное оформление экспозиции «РџРѕРґС‡РёРЅРµРЅРёРµ».

- Давайте немного поговорим о чешских проектах и экспозициях, представленных на Квадриеннале. Какой из них Вам лично запал в душу больше всего?

РњРЅРµ очень понравился общий проект студентов РґРІСѓС… чешских театральных академий – пражской Рё брненской, которые разделили его РЅР° РґРІРµ части. Р’ Праге можно было посмотреть реальный образ мастерской сценографии, СЃ макетами, недоделанными проектами, так что посетителям предлагалась достоверная картина, РІ каких условиях работает студент сценографии, Р° РІ Брно создали что-то РІСЂРѕРґРµ «РїРёРІРЅРѕР№». Главная тема Пражской Квадриеннале 2015 звучит: «РџРѕРіРѕРґР°, музыка, политика – общее пространство», Рё, РЅР° РјРѕР№ взгляд, очевидно, что РІ РїРёРІРЅРѕР№ переплетаются РІСЃРµ эти темы, так как Р·Р° кружкой РїРёРІР°, РІ общественном пространстве, ведутся зачастую разговоры именно Рѕ политике, Рѕ музыке, Рё Рѕ РїРѕРіРѕРґРµ. Р’ рамках экспозиции, которая, кстати, благодаря световому Рё графическому оформлению, Сѓ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ члена жюри, режиссера Дмитрия Крымова, ассоциировалась СЃ сакральной постройкой, СЃ храмом, можно было выпить РїРёРІРѕ Рё съесть картофельную лепешку, Р° главное, душевно поговорить СЃРѕ студентами академии. Там же находилась Рё большая инсталляция: Р—Р° прозрачной стойкой было РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество пены, предположительно – РїРёРІРЅРѕР№, РЅРѕ РІ то же время РѕРЅР° представляла СЃРѕР±РѕР№ неуловимую материю, что-то временное, что РјС‹ Рё пытаемся РІСЃРµ время создавать РЅР° сцене театра. Этот студенческий проект тоже получил номинацию, особенно РѕРЅ понравился Дмитрию Крымову, которого восхитило сочетание образа храма, хоть Рё без видимых церковных атрибутов, Рё РїРёРІРЅРѕР№ – сочетание, абсолютно немыслимое РІ современной Р РѕСЃСЃРёРё. Р?менно РѕРЅ очень хотел присудить премию чешским студентам, РЅРѕ, РІ итоге, победили студенты РёР· Латвии.

- Коротко в заключение нашего разговора, почему имеет смысл посмотреть Пражскую Квадриеннале даже человеку, несведущему в сценографии и театральном искусстве?

Потому что человек может в исторических кулисах Праги посмотреть актеров и познакомиться с искусством сценографов практически со всего мира и понять для себя, куда направляется современное театральное искусство и каким образом оно воспринимается в том или ином уголке мира