Как жили индейцы в «Резервации Чехословакия»

03.10.2012

В социалистическом детстве в Советском Союзе практически каждый ребенок грезил индейцами. Еще

Р±С‹ – романтические Рё немного непонятные имена, горделивый, задумчивый взгляд, перья, трубка РјРёСЂР°, мокасины Рё вигвамы. Р’ социалистической Чехословакии индейцами РЅРµ только грезили, РёРјРё были. Причем, РЅРµ только дети.

Чехословацкие индейцы – это РЅРµ РѕРєСЃСЋРјРѕСЂРѕРЅ. Точнее РіРѕРІРѕСЂСЏ, РѕРєСЃСЋРјРѕСЂРѕРЅ, РЅРѕ только отчасти. Р’ конце существования социалистического режима этот редкий РІРёРґ действительно проживал РІ Чехословакии. РўСЂСѓРґРЅРѕ сказать, черпали ли РѕРЅРё вдохновение РІ приключенческих романах Карела Мая или просто любили РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё пренебрегали принципами жизни РІ обществе. Так или иначе, РєРѕРјРјСѓРЅР° диссидентов, которые называли себя чешскими индейцами, РЅРµ только существовала, РЅРѕ Рё оставила после себя богатые артефакты, которые сегодня представлены РЅР° выставке «Р РµР·РµСЂРІР°С†РёСЏ Чехословакия», проходящей РІ камерной пражской галерее Školská 28. Рассказывает ее куратор Вероника Ресслова:

«РЇ хотела показать РЅР° выставке только аутентичные материалы, которые появились РїСЂСЏРјРѕ РІ среде этой РєРѕРјРјСѓРЅС‹, СЏ РЅРµ хотела вносить РІ РЅРёС… никакие изменения. Так что действия куратора заключались, скорее, РІ РїРѕРёСЃРєРµ материала Рё концептуальной работе над РЅРёРј. РўРѕ есть целью было сохранить артефакты РІ первоначальном РІРёРґРµ».

Р’ чешских землях коренным населением Америки стали интересоваться РЅР° рубеже 19-20 веков. Конечно, РЅРµ последнюю роль РІ этом сыграли романисты Джеймс Фенимор Купер, Карел Май, РїРѕСЌС‚ Йозеф Вацлав Сладек Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Р?ндеец РІ представлении интересующегося чеха обретает черты РіРѕСЂРґРѕРіРѕ, отважного РІРѕРёРЅР°, борющегося Р·Р° справедливость. Поэтому РјРЅРѕРіРёРµ молодые люди выбирали индейцев СЃРІРѕРёРј примером. Кстати, первый вигвам РІ чешских землях был построен уже РІ 1913 РіРѕРґСѓ Милошом Зайфртом, РѕРґРЅРёРј РёР· идеологов вудкрафт движения РІ Чехословакии, РІ Р±СЂРґСЃРєРёС… лесах – РЅР° СЋРі РѕС‚ Праги. РќР° этой благодатной почве Рє концу 1970-С… РіРѕРґРѕРІ РІ Чехословакии собирается РіСЂСѓРїРїР° людей, которые хотят вести образ жизни индейцев, повторяя РёС… стиль жизни РґРѕ мелочей, включая, Рє примеру, традиционные ремесла, изготовление различных предметов.

«РђСѓС‚ентичность используемых РёРјРё РІ ремесленном производстве материалов, те знания, которые РёРј удалось приобрести РёР· исторических источников, Рё время, которое РѕРЅРё этому посвящали – РІСЃРµ это РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± РёС… серьезной увлеченности индейской культурой. Предметы быта, которые РѕРЅРё создавали РІ индейском РґСѓС…Рµ, находятся РЅР° очень высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ», - отмечает Вероника Ресслова.

РџРѕРјРёРјРѕ художественной литературы чешские индейцы находили информацию РІ самиздатовских переводах, через контакты СЃ людьми СЃ теми же интересами РёР· ГДР, исследуя тематические выставки РІ Музее Напрстека или РІ замке Опочно. Феномен разбивания лагерей РІ РіРѕРґС‹ социализма был популярен РЅРµ только РІ Чехословакии. Подобные РєРѕРјРјСѓРЅС‹ существовали РІ Венгрии, Польше Рё ГДР. Однако, зарубежные «РёРЅРґРµР№С†С‹» РІ отличие РѕС‚ чехословацких, находились РїРѕРґ неустанным контролем полиции. Чешскую РєРѕРјРјСѓРЅСѓ проверяли лишь спорадически.

В 1980 году в Праге появилось племя Белый Вампум, которое на протяжении ряда лет было самым осведомленным в индейской жизни.

«Р­С‚Р° выставка посвящена всего лишь десятилетнему периоду, непосредственно перед падением режима. Это уникальная ситуация, РєРѕРіРґР° как раз РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ значительное развитие лагерей индейского типа РІ Чехии. Особый интерес представляет перенос этой культуры РІ социалистическую среду», - заключает Вероника Ресслова