Ян Гус. Смерть во имя убеждений

11.12.2012

Наша сегодняшняя передача посвящена мыслителю и проповеднику, вдохновителю чешской Реформации

РЇРЅСѓ Гусу. 6 июля РІ Чешской Республике – это День сожжения РЇРЅР° Гуса. Национальный герой чешского народа РїРѕРіРёР± РЅР° костре РїРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ Констанцского СЃРѕР±РѕСЂР° 600 лет назад.

В Чехии Ян Гус воспринимается не просто как одна из исторических фигур, а действительно считается национальным героем. Его идеи привлекают внимание на протяжении последних шести столетий чешской истории, а непоколебимость в их отстаивании вызывает восторг и служит примером для подражания.
Средневековое диссидентство

Началом гуситского периода РІ чешской истории считается 1402 РіРѕРґ, РєРѕРіРґР° РЇРЅ Гус стал управляющим Рё проповедником Вифлеемской часовни РІ Праге. РќР° путь священника РЇРЅ Гус вступил РїРѕ желанию своей матери, мечтавшей увидеть своего сына РІ сутане. Как РЅРё странно это может показаться, РЅРѕ РІРѕ время учебы РІ Пражском университете РЇРЅ Гус РЅРµ относился Рє числу лучших студентов. Какие идеи вдохновляли РЇРЅР° Гуса РІ студенческие РіРѕРґС‹, также невозможно точно сказать. Р?РјСЏ РЇРЅР° Гуса становится известным только после окончания факультета.

«РџСЂРµР¶РґРµ чем начать говорить Рѕ РЇРЅРµ Гусе, необходимо разъяснить РґРІР° основных понятия – ересь Рё еретик. Ересь – это выбор. Р’ данном случае, это осознанный выбор взгляда, отличающегося РѕС‚ общепринятого. РњС‹ сегодня часто РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ диссидентстве, Рѕ том, что это такое. Диссидентство – это иным образом истолкованная ересь. Еретик – это приверженец идеологии, отличающейся РѕС‚ точки зрения большинства. Тем самым, РјС‹ подошли Рє РѕСЃРЅРѕРІРµ того, что является сутью чешской реформаторской ереси. Однако прежде чем продолжить разговор Рѕ РЇРЅРµ Гусе, необходимо обратить СЃРІРѕРё РІР·РѕСЂС‹ Р·Р° пределы чешских земель, Р° именно РЅР° Оксфорд. РћСЃРЅРѕРІРѕР№ того, что появится РІ Пражском университете РіРґРµ-то РІ 1400 РіРѕРґСѓ, является учение, принесенное СЃ СЃРѕР±РѕР№ студентами, изначально учившимися РІ Оксфорде», - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ историк Мирослав Калоусек.

Речь идет Рѕ педагоге Оксфордского университета Джоне Уиклифе, интерпретировавшем Писание крайне фундаментально. Однако РІ толкование этого слова, как подчеркивает историк, РЅРµ нужно вкладывать современного смысла, связанного, например, СЃ организацией Р?сламское государство.

- «Р”жон Уиклиф интерпретирует библию, как учение Христа. Это весьма важное положение, Рє которому церковные РєСЂСѓРіРё сегодня возвращаются. РћРЅ проповедует, что необходимо жить РІ согласии СЃ учением Библии, содержащим заповеди Р?РёСЃСѓСЃР°. РЎ порядками, царившими РІ церкви РІРѕ времена Джона Уиклифа, данный постулат серьезно расходится. РќРµ соответствовал Р±С‹ этот взгляд Рё сегодняшним церковным устоям. Уиклиф часто повторял, что церковь чрезмерно заботится Рѕ своем приобретенном светском имуществе Рё призывал РѕС‚ него избавиться. Джон Уиклиф также стал инициатором появления первого перевода Библии РЅР° английский язык, что весьма важно, так как речь идет РѕР± ознакомлении СЃ Писанием широких народных слоев. Это обстоятельство, благодаря взглядам, сформировавшимся Сѓ тех, кто возвращался, позже сильно повлияло РЅР° атмосферу Пражского университета».

После того как взгляды Уиклифа были Лондонским синодом признаны вредными, Пражский университет разделился на два идеологических лагеря. Чешская часть склонилась на сторону Уиклифа. К этому лагерю относился и Ян Гус.
В ожидании конца

- «РџРѕСЃР»Рµ весьма сложного начального этапа своей карьеры РІ 1400 РіРѕРґСѓ РЇРЅ Гус стал священником, Р° уже РІ 1402 РіРѕРґСѓ начал проповедовать РІ РЅРѕРІРѕР№ Вифлеемской часовне, одновременно вмещавшей РґРѕ 3 тысяч прихожан. Большинство священников того времени проповедует РЅР° чешском языке. Это становится залогом РёС… популярности. Прихожане РёС… просто понимают. Одновременно священники начинают высказываться Рё РІ отношении РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ, царящих РІ обществе. РўСѓС‚ необходимо задержаться, чтобы подчеркнуть, что общество того времени переживает серьезный РєСЂРёР·РёСЃ, как экономический, так Рё идеологический. РќР° общую ситуацию влияет Рё рубеж РґРІСѓС… столетий. Как РјС‹ РІСЃРµ знаем, РІ такие периоды обычно начинают распространяться слухи Рѕ приближающемся конце света. Такой период историки называют периодом распространения идей хилиазма. Суть заключается РІ том, что после РїСЂРёС…РѕРґР° конца света наступает период тысячелетнего Царствия Божия».

Хилиазм, напоминает историк Мирослав Калоусек, связан с рубежом двух веков. В такие периоды люди уходят на холмы, на вершины гор в надежде выжить, так как одним из вариантов возможного конца света является потоп.

- «РџРѕС‚РѕРј, конечно, люди возвращаются РІ СЃРІРѕРё РґРѕРјР°, так как конец света, как обычно, Рє счастью, РЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚. Однако это РЅРµ означает, что хилиазм исчезает. РћРЅ прочно укоренился РІ обществе. Р’ момент, РєРѕРіРґР° общество начинает ощущать внутреннее напряжение, хилиазм становится РѕРґРЅРёРј РёР· возможных разъяснений всех ненастий, приближение конца света играет роль логической развязки. Рђ почему люди того времени задумывались Рѕ возможном конце света? Дело РІ том, что церковь, РѕРґРёРЅ РёР· основополагающих столпов РјРёСЂР°, постепенно начинает разлагаться. Церковь РІ тот момент действительно переживает РєСЂРёР·РёСЃ. Наступает период СЃС…РёР·РјС‹ – расщепления, РєРѕРіРґР° РЅР° папском престоле одновременно оказывается несколько понтификов. Рђ РІ то время такое именно Рё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. После авиньонского пленения предстоятеля Католической церкви, итальянские кардиналы выбирают РЅРѕРІРѕРіРѕ Папу Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ, Р° позже РІ РџРёР·Рµ будет избран еще РѕРґРёРЅ понтифик».

Для верующего человека, поддавшегося хилиазму, ожидающего конца света, особенно важным становится вопрос Страшного суда и человек обращается за помощью к церкви, ища в ней опору, ожидает, что церковь выполнит роль проводника, который позаботится о спасении его души.

- «РќРѕ РІРґСЂСѓРі оказывается, что даже представители церкви заявляют, что РѕРЅР° живет РІ грехе, разнуздано, указывают РЅР° ксендзов, содержащих РІ приходах наложниц, проституток, РЅР° священников, занимающихся ростовщичеством. Р? это РЅРµ просто критика, звучащая внутри церкви. Р’СЃРµ уже РІРёРґРЅРѕ невооруженным глазом. Р’РѕС‚ тут РјС‹ Рё приближаемся Рє фигуре РЇРЅР° Гуса, который, что необходимо точно осознавать, является лишь РѕРґРЅРёРј РёР· целого СЂСЏРґР° людей, подвергающих критике СЃРїРѕСЃРѕР± жизни церкви, Рё стремящихся Рє изменениям. Отличие РЇРЅР° Гуса РІ том, что Сѓ него успешная университетская карьера – РѕРЅ становится деканом, Р° потом Рё ректором. РЈ него есть возможность вмешиваться РІ разгорающиеся СЃРїРѕСЂС‹».
Абсолютизм учения Христа

На одной чаше весов - университетская карьера, а на другой идеи христианского философа.

- «Р’ представлении РЇРЅР° Гуса абсолютным авторитетом является фигура Христа, включая финал его жизни. Это самое главное. Р? РёРј движет РЅРµ стремление достигнуть – «РѕС‚носительно возможного», как РјРЅРѕРіРёРјРё, Р° необходимость достичь – «РјР°РєСЃРёРјР°Р»СЊРЅРѕРіРѕ». РЎ Гусом, очевидно, РёР·-Р·Р° приверженности Рє абсолютизму учения Христа, становится РІСЃРµ сложнее Рё сложнее дискутировать. Это даже можно назвать фундаментализмом, РЅРѕ РІ самом наилучшем смысле этого слова. Это именно то, что ведет РЇРЅР° Гуса РїРѕ жизни. Одновременно РЇРЅ Гус акцентирует СЃРІРѕР±РѕРґСѓ проповеди, поддерживает идею перевода Библии РЅР° чешский язык, одновременно заявляя, что обычные люди СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ РЅРµ только читать Библию, РЅРѕ Рё истолковывать Писание».

В это же время проповедники-реформаторы, современники Яна Гуса, начинают практиковать причастие верующих обоими способами, то есть хлебом и вином, как напоминание о Тайной вечере Христа.

Одновременно с осуждением образа жизни священников у Яна Гуса появляется и следующая идея, с которой Католическая церковь не смогла справиться до сих пор, подчеркивает историк Мирослав Калоусек:

«РћРЅР° заключается РІ том, что если священник живет РІ грехе, Рё РІ то же время исповедует, отпускает грехи Рё причащает, то такое причастие РЅРµ имеет своей силы. Для прихожан ожидающих конца света, поддавшихся хилиазму, подобная идея равноценна трагедии РёР±Рѕ РѕРЅР° означает, что прихожанин, РІСЃСЋ жизнь исповедующийся РѕРґРЅРѕРјСѓ священнику, живущему РІ грехе, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ получал прощения грехов собственных. Р? ныне, СЃ подобным наследством, РёРј предстоит отвечать РЅР° Страшном СЃСѓРґРµ.

Учитывая РІСЃРµ обстоятельства, РЇРЅ Гус просто РЅРµ может РЅРµ выступить против индульгенций – РєСѓРїРѕРЅРѕРІ РЅР° сокращение СЃСЂРѕРєР° покаяния, которыми себя церковь дискредитировала большую часть времени своего существования. Р? РЇРЅ Гус оказывается РІ конфликте СЃ архиепископством Рё СЃ королевской властью. Р’ 1412 РіРѕРґСѓ РЅР° него возложен интердикт Рё ему приходится покинуть Прагу. Скитаясь РїРѕ западным Рё южным частям Чехии, РѕРЅ проповедует лишь СЃРІРѕРёРј сторонникам.
Во имя истины Евангелия

Приглашение РЅР° церковный СЃРѕР±РѕСЂ РІ Констанце РЇРЅ Гус воспринимает, как возможность разъяснения СЃРІРёС… идей Европе. Хотя РѕРЅ Рё предчувствует возможность конца, РЅРѕ РІСЃРµ равно отправляется РІ путь. Безопасность ему гарантирует светская власть императорским приказом. Однако светская власть бессильна, если человек находится РїРѕРґ патронажем власти церковной. Р?менно поэтому РІ Констанце РЇРЅ Гус немедленно схвачен. Однако прежде чем вынести решение, РЎРѕР±РѕСЂ трижды предоставляет РЇРЅСѓ Гусу возможность высказаться, РЅРѕ РІСЃРµ равно признает его виновным РІ ереси Рё придает РѕРіРЅСЋ».

Стоя Сѓ места своей казни, Гус сказал: «Р’Рѕ РёРјСЏ истины Евангелия, Рѕ которой СЏ писал, проповедовал Рё которой учил РґСЂСѓРіРёС…, СЏ сегодня умираю СЃ радостью Рё РїРѕ РґРѕР±СЂРѕР№ воле». РљРѕРіРґР° был зажжен РѕРіРѕРЅСЊ, Рё тело мученика охватили языки пламени, раздуваемого ветром СЃ озера, РЇРЅ Гус запел: «Р?РёСЃСѓСЃ Христос, Сын Бога Р–РёРІРѕРіРѕ, помилуй меня».

Вслед за Яном Гусом на костре запылали и останки человека, чьи идеи вдохновили его. По приказу Констанцского собора останки Джона Уклифа были выкопаны и также сожжены, а прах развеян над рекой.

«РљРѕСЃС‚нанц должен был стать могилой всего реформаторского течения, чего, однако, РЅРµ произошло. После смерти короля Вацлава IV РІ 1419 РіРѕРґСѓ чешское королевство как будто потеряло СЃРІРѕСЋ последнюю РѕРїРѕСЂСѓ Рё вступило РІ первую фазу гуситской революции. Нельзя сказать, что РЇРЅ Гус являлся великим революционером, РЅРѕ, без сомнения, РѕРЅ является великим еретиком, великим реформатором, которого, несмотря РЅР° РІСЃРµ его сомнения Рё колебания, стоит уважать Р·Р° неуклонное соблюдение учения Христа. РЎ этого пути РЇРЅ Гус РЅРµ сошел РЅРё разу, что РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ остается его главным духовным наследием», - подчеркивает историк Мирослав Калоусек.
600 лет «РІС‚РѕСЂРѕР№ жизни РЇРЅР° Гуса»

Духовное наследие Яна Гуса уже на протяжении шести веков притягивает к себе внимание общественности, теологов, историков, а также и политиков. В разные исторические эпохи личность Яна Гуса выдвигается в другом контексте.

«Р’ истории чешского народа можно найти РјРЅРѕРіРѕ выдающихся исторических личностей, РЅРѕ РЇРЅ Гус среди РЅРёС… занимает РѕСЃРѕР±РѕРµ Рё значительное место. Р’Рѕ-первых, необходимо сказать Рѕ его нравственной позиции. Кончено, это может прозвучать, как некое клише, РЅРѕ РѕСЃРѕР±РѕРµ место РѕРЅ занимает именно потому, что был готов Р·Р° СЃРІРѕРё убеждения заплатить жизнью. Это пример для подражания. Естественно, оценка личности РЇРЅР° Гуса, его так называемая «РІС‚орая жизнь», менялась РІ соответствии СЃ историческими перипетиями РІ развитии чешского народа. Сегодня даже может показаться, что приверженность идеям Гуса - «РіСѓСЃРёС‚ство» воспринимается скорее негативно. РќРѕ СЏ думаю, что это РЅРµ совсем точно. Р’ каждой исторической СЌРїРѕС…Рµ найдутся СЃРІРѕРё позитивные Рё негативные стороны. Причем это относится РЅРµ только Рє периоду правления Карла IV, РЅРѕ Рё Рє последующему периоду, так называемому «РїСЂРѕРґРѕР»Р¶РёС‚ельному гуситскому столетию», - полагает историк, заведующий Отделением древней истории чешского народа пражского Национального музея Мартин Мусилек.

С этим согласен и директор Гуситского музея в городе Табор, куратор исторических коллекций и церковный историк Якуб Смрчка:

«РЇ Рє личности РЇРЅР° Гуса отношусь СЃ большим уважением, которое усиливается РїРѕ мере того, как СЏ узнаю новые подробности Рѕ жизни реформатора. Конечно, как каждый человек, РѕРЅ совершал ошибки, РЅРѕ СЃРјРѕРі РёС… исправить. Взгляды РЇРЅР° Гуса для общества того времени СЏ считаю принципиально важными. РџСЂРё этом СЏ РЅРµ стремлюсь превратить РЇРЅР° Гуса РІ святого, однако, формат его личности признать необходимо.

Если РѕРЅ проповедовал РІРѕРґСѓ, то, действительно, РІРѕРґСѓ Рё РїРёР». РЈ него были СЃРІРѕРё взгляды, СЃРІРѕРё убеждения, которых РѕРЅ РЅРµ нарушал. РЈР¶ точно Сѓ РЇРЅР° Гуса РЅРµ было умысла целенаправленно уничтожать авторитет церкви, Р·Р° что РѕРЅ был осужден Констанцским СЃРѕР±РѕСЂРѕРј. Наоборот, РЇРЅ Гус стремился церковь преобразить, улучшить ее. Р’ этом отношении РѕРЅ являлся последователем множества реформаторских начинаний, течений, идей своего времени, появившихся как РІ чешских землях, так Рё РІРѕ всей Европе. РЎ этими реформаторскими начинаниями РЇРЅ Гус был связан РЅРµ только РґСѓС…РѕРІРЅРѕ, РЅРѕ Рё практически, всеми совершаемыми РёРј поступками».

Подтверждением этого, считает историк Якуб Смрчка, можно считать уже то, что Ян Гус стал проповедником именно пражской Вифлеемской часовни, возведенной на средства фонда Яна Милича из Кромержижа.

Ян Гус, подчеркивает Якуб Смрчка, стал прямым продолжателем деятельности этого фонда:

«Р­С‚РѕС‚ фонд преследовал социальные цели. РћРЅ РЅРµ просто призывал Рє каким-либо реформам, Р° осуществлял совершенно конкретную деятельность – помогал пражским проституткам вырваться РёР· сексуального рабства. Рђ для этого требовались значительные финансовые расходы.

Данное обстоятельство еще больше выявляет формат Рё силу личности РЇРЅР° Гуса, который, благодаря харизме притягивал РЅР° СЃРІРѕСЋ сторону, как простых людей, так Рё образованные слои – студентов, знать, вплоть РґРѕ самых высших РєСЂСѓРіРѕРІ.

РЇРЅ Гус расширил существовавшее РІ зачаточном состоянии реформаторское движение Рё дал толчок гуситской революции, хотя сам революционером Рё РЅРµ являлся. Наоборот, уличные шествия Рё насилие приводили его РІ состояние сильнейшего расстройства. РЇРЅ Гус РЅРµ был революционным трибуном, РєРѕРёРј, например, являлся РЇРЅ Желивски. Однако, что СЏ считаю очень важным, РѕРЅ был упорным человеком».
Новая СЌРїРѕС…Р° – новый взгляд

Современное чешское общество хранит в себе достаточно пестрый спектр взглядов на личность Яна Гуса и его поступки. Этот своеобразный коктейль разных оценок начал формироваться в первой половине XIX столетия, разъясняет директор Гуситского музея в городе Табор Якуб Смрчка.

Р’ период чешского национального возрождения, сопровождавшегося стремлением Рє политической эмансипации народа, которое, впрочем, РІРѕРІСЃРµ РЅРµ всегда должно было вести Рє созданию собственной республики, существовало либеральное движение, перенятое РёР· Европы, Рё почитавшее РЇРЅР° Гуса именно РІ качестве либерала. РћРЅРѕ предоставило чешским политикам Рё общественным деятелям, бравшимся Р·Р° «С‡РµС€СЃРєРёР№ РІРѕРїСЂРѕСЃ», необходимую РѕСЃРЅРѕРІСѓ для дальнейшего развития собственных постулатов.

- «РљРѕРіРґР° Франтишек Палацкий охарактеризовал СЌРїРѕС…Сѓ гуситов РІ качестве вершины, «Р·РѕР»РѕС‚РѕРіРѕ периода» чешской истории, РІРѕ время которого народ достиг высочайшей степени самоопределения (РІ это время проходили выборы правителя, чешский Земский сейм управлял чешскими землями независимо, Рё независимость эта поддерживалась военной силой, обладавшей конструктивным потенциалом стремления Рє созданию государства), тогда гуситы стали символом для политической Рё культурной эмансипации народа.

Это был противовес взгляду, существовавшим РІ СЌРїРѕС…Сѓ барокко, РєРѕРіРґР° любые реформаторские идеи осуждались, как ересь. Одновременно РЅР° сцене появлялся Рё современный антиклерикализм, чьим СЏСЂРєРёРј представителем являлся Карел Гавличек Боровский, превративший РЇРЅР° Гуса, считавшегося чешскими утраквистами святым аббатом, РІ антицерковную личность Рё СЏСЂРѕРіРѕ сторонника антиклерикализма. Это абсолютно противоположный взгляд РЅР° личность РЇРЅР° Гуса, который, однако, РїРѕ сей день жив РІ недрах чешского общества».

Самое же серьезное влияние на восприятие личности Яна Гуса в чешском обществе, обращает внимание историк Якуб Смрчка, оказал социалистический период:

«Р—Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ был РїСЂРёРЅСЏС‚ взгляд периода национального возрождения, РІ который внедрилось революционно-марксистское толкование истории. Р? взгляд этот РЅР° личность РЇРЅР° Гуса укоренился достаточно основательно, что весьма усложняет РїРѕРёСЃРє иных граней РІ идеях реформатора РЇРЅР° Гуса. Однако СЏ думаю, что современное чешское общество РЇРЅРѕРј Гусом интересуется Рё предпринимает попытки РїРѕРёСЃРєР° иных точек зрения».
РЇРЅ Гус – православный святой

Близок Ян Гус и православному миру, подчеркивает историк Якуб Смрчка:

«РџСЂР°РІРѕСЃР»Р°РІРЅР°СЏ церковь чешских земель уже СЃРѕ времен Первой республики, то есть СЃ периода своего формирования РІ качестве самостоятельной, даже почитает РЇРЅР° Гуса, как святого. Это можно назвать феноменом. Рћ РЇРЅРµ Гусе издаются труды, предназначенные православным прихожанам. Для этого существует РґРІРµ причины. Первая – СЃРІСЏР·СЊ РЇРЅР° Гуса СЃ традицией причащения РѕР±РѕРёРјРё способами, что для православных является основополагающим. Поэтому Сѓ православных христиан отсутствует отрицательное отношение Рє чешскому гуситскому движению.

Более того, уже РІ период становления гуситского движения, например, Сѓ Р?еронима Пражского, РґСЂСѓРіР° РЇРЅР° Гуса, проявлялось стремление искать РІ восточном христианстве новые идеи Рё черпать вдохновение для попытки исправить создавшуюся РІ обществе ситуацию. Р?ероним Пражский путешествовал РїРѕ Польше Рё РІ Литве, РіРґРµ встречался СЃ православными верующими. РќР° Констанцском СЃРѕР±РѕСЂРµ ему РѕР± этом напомнили. Его обвинили Р·Р° то, что РІРѕ время православных богослужений РѕРЅ принимал причастие РѕР±РѕРёРјРё способами».

Данное обстоятельство интересно тем, что Констанцский собор стремился к объединению западной и восточной церкви.

- «Р­С‚Рѕ подтверждение того, что декларировавшееся объединение РЅРµ было наполнено содержанием, РЅРµ было честным. Речь, скорее, шла Рѕ концепции экономической, чем РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№. Объединения РЅРµ произошло, РЅРѕ гуситы востоком вдохновились, Рё часть РёС… теологов старалась искать доказательства правильности причащения РѕР±РѕРёРјРё способами именно РІ православии. Это РѕРґРЅР° РёР· связей православного РјРёСЂР° СЃ личностью РЇРЅР° Гуса Рё гуситским движением».

Следующую связь можно найти в критике неморальных устоев, укоренившихся в церкви, выявляющих проблемы в иерархии западной церкви.

«Р’осточная иерархия создавалась РЅР° иных принципах Рё больше соответствует концепции, отстаивавшейся РЇРЅРѕРј Гусом. Р’ РіСѓСЃРѕРІСЃРєРѕР№ экклесиологии главой церкви является Р?РёСЃСѓСЃ Христос, РІ ней нет акцента РЅР° Папу Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ РІ качестве его наместника РЅР° земле. Это близко Рє православному восприятию, которое считает церковь неким сообществом, объединяющим большое количество отдельных церковных организаций, РЅРѕ РЅРё РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… РЅРµ может представлять Церковь Божью, как единое целое. Средневековая идеология иная. Р?менно иерархи церкви, являющиеся РІРёРґРёРјРѕР№ частью, должны были олицетворять божью церковь РЅР° земле. Православным РЇРЅ Гус СЃРѕ своей базовой экклесиологией должен быть близок», - заключает церковный историк, директор Гуситского музея РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Табор РЇРєСѓР± Смрчка